5.5.2022 13:05

Ерасов. Династия гитарного усиления

Ерасов. Династия гитарного усиления
Александр Евгеньевич Ерасов с сыном Павлом и другими сотрудниками «Yerasov music corporation» — коллаж Андрея Зайцева.

В России не так много производителей музыкального оборудования с такой длинной историей, как основанная ещё в прошлом веке компания «Yerasov music corporation». В прошлом году покинул этот мир основатель компании Александр Евгеньевич Ерасов. «Сенсаций.Нет» удалось пообщаться с Павлом Ерасовым, который принял всё историческое и производственное наследие отца.

Иногда складывается впечатление, что определение «династия» в современном мире применима только к образу врачей, военных или, скажем, актёрам. Безусловно, это замечательно, поскольку преемственность укрепляет связь поколений и надежду о стабильности. Но приведённые примеры профессий потому и на слуху, что встречаются повседневной жизни куда чаще, чем производители музыкального оборудования, которые, по сути, являют собой сплав инженера, управленца, изобретателя и коммерсанта. Без месяца год, как ушёл от нас Александр Евгеньевич Ерасов, трудами которого не одно десятилетие российские музыканты имеют возможность играть на высококачественном звуковом оборудовании доступного ценового сегмента. Но чего греха таить, многие хейтеры и недоброжелатели, предсказывали компании «Yerasov» скорый упадок, ведь очевидно, что основным вектором и движущей силой являлся основатель. Но несмотря на тяжёлые для всех годы пандемии и уход Александра Евгеньевича, производство продолжает функционировать, ведомое уже его сыном Павлом Ерасовым. Вот с ним-то откровенно и побеседовали «Сенсаций.Нет».

Сенсаций.Нет: Вы сын Александра Ерасова. С какого момента вы стали понимать, что ваш отец делает нечто особенное. Имеется ввиду вот не «просто папа на работу ходит каждый день», как это у всех. В какой момент «открылись глаза»?

Александр Ерасов (в центре) в конце 80-х. — фото из личного архива Павла Ерасова.

Павел Ерасов: Давайте я расскажу, как я вообще попал в компанию. Отец в конце восьмидесятых работал музыкантом в ансамбле. Как он играл на гитаре мне очень нравилось. Часто встречи с другими музыкантами происходили у нас дома, ведь он уже тогда на заказ делал звукосниматели и педали эффектов. Мне тогда было шесть или семь лет. А вот с десяти лет папа стал, так скажем, втягивать меня в процесс, чтобы я помогал. Один запах канифоли, чего стоит Я его помню даже сейчас — запах моего детства. Отец вечерами паял регулярно, а днем, мы с ним выходили во двор, куда-нибудь на футбольную площадку, например, красить корпуса для педалей из ручного пульверизатора. Который был похож на ручной велосипедный насос. Ставили на газетку баночку, на баночку корпус и…

Бытовой пульверизатор из СССР — коллаж Андрея Зайцева.

На излёте советского союза в 1988 году отец создал производственный кооператив «Гамма», где мелкими сериями буквально вручную создавал педали эффектов для гитаристов.

А потом случились девяностые и рухнул привычный образ жизни у очень многих людей. Отец очень переживал, но тем не менее именно в середине девяностых была основана компания «Yerasov music corporation». Тогда там работало всего пять человек. В это время я занимался в театральном коллективе. Играл немного в КВН, была творческая тусня в общем. И в девятнадцать лет отец предложил попробовать себя в компании, чтобы я мог помогать ему. Несмотря на близкие родственные отношения с владельцем фирмы, особого привилегированного «мажорного» статуса у меня не было и своё становление я начал практически с самого низа. Начинал простым грузчиком-экспедитором, потом снабженцем. Освоил навыки менеджера по продажам, затем переключился на бухгалтерию. Запустил интернет магазин с онлайн оплатой заказов (2004-2005 год). Но приходилось работать и руками в цехах: паять, сверлить… Отец всему научил. Он тренировал меня, воспитывал и «закалял в боях». Уже и не вспомнишь, не спросишь, специально ли он это делал.

Александр Ерасов с сыном Павлом и партнёром из Великобритании на международной выставке во Франкфурте (Германия) в 2013 г. — коллаж Андрея Зайцева

Получив «такой» опыт на производстве я начал видеть, чего не хватает компании для дальнейшего роста. Управленческое звено, планирование производства и автоматизация некоторых процессов, стало для меня приоритетным вопросом (2007-2008 год). И я осознано пошел получать высшее экономическое образование по управлению производственным предприятием. Это в итоге решило очень много задач и повысило производительность компании обеспечив дальнейший рост. Мне было на тот момент тридцать лет.

Сенсаций.Нет: А остался кто-нибудь из первоначального состава?

Павел Ерасов: Конечно! Праздновали недавно! У нас очень стабильная, дружная команда из талантливых разработчиков, инженеров, гитаристов, которые любят свое дело, работая у нас в компании. Люди работают по четверть века. Сейчас в компании, если не считать смежников, двадцать пять человек.

Эволюция эффекта «хорус» в формате гитарной педали: от безымянной через «ГАММА» до «Yerasov» — коллаж Андрея Зайцева.

Сенсаций.Нет: Но вспоминая девяностые, кажется удивительным, что компания выжила. Суровые же времена были.

Павел Ерасов: Действительно, работы было тогда мало. Спасал побочный бизнес «купи-продай»: рынок «Лужники», баулы, шоколадки. Всё это делалось, чтобы иметь возможность платить людям зарплату и сохранить коллектив.

Сенсаций.Нет: Александр Евгеньевич, безусловно, легенда среди гитаристов нашей страны. А вы сейчас не ощущаете себя в тени его славы?

Павел Ерасов: Нет. Я всегда был рядом. Отец брал меня везде, во все деловые поездки. Москва, Новосибирск, Нижний Новгород Санкт-Петербург… Мы посещали выставки с 2002 года. Это давало мне возможность воочию видеть все процессы развития компании, трудности, запросы от потребителей, а также их положительные (а иногда, увы, и не очень) отзывы. Давало возможность общения не только с друзьями-музыкантами, но и с другими производителями сценического оборудования. Все, чего добилась компания сейчас — это работа не только наша с отцом, но и всего коллектива в целом.

Сенсаций.Нет: А почему видя то, чем занимается отец, видя всех этих музыкантов в гостях, сам не пошёл по музыкальной дорожке?

Павел Ерасов: Я играл в местной любительской группе. Вначале на барабанах, потом на гитаре. Музыкального образования у меня нет. Но дальше не стал развивать эту тему.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Сенсаций.Нет: А, кстати, вот в тот момент, когда Ерасов-старший сказал своему сыну, мол, пора бы и делом заняться, у Ерасова-младшего был выбор, вообще?

Павел Ерасов: В девятнадцать лет, конечно же, мне уже очень хотелось самостоятельности: жить отдельно от родителей и снимать квартиру, имея финансовую независимость. Я увидел в этом серьёзную перспективу. Ну, и ощущение своей первой зарплаты, это незабываемо. И всё пошло своим путём.

Сенсаций.Нет: Был ли за годы существования «Yerasov music corporation» товар, о выпуске которого вы бы могли сказать: это сделано зря?

Павел Ерасов: Однозначно, нет. Объясню. Любой новый девайс — это всегда результат. И не важно, отрицательный он или положительный. Всё воспринимается через призму опыта, чтобы учесть предыдущий опыт в будущих перспективных разработках. Конечно, были модели, которые продавались хуже или лучше, но решение о выпуске тогда, всегда принимал сам Александр Евгеньевич. Правда, он непременно советовался с коллективом, поскольку мы все по своему следили, как за мировыми тенденциями, так и за новыми веяниями и предпочтениями известных музыкантов. Традиция остается и по сей день.

Педаль эффектов Yerasov Tube Monster — коллаж Андрея Зайцева.

Сенсаций.Нет: Правда ли, или это просто байка, что корпуса первой партии вашего известного гитарного лампового овердрайва «Tube Monster» были сделаны из каких-то упаковочных радиоэлектронных элементов?

Павел Ерасов: Да, абсолютно точно — это не байка. Это были силуминовые крышки от динамиков новосибирской фирмы «Ноэма». Круглые такие — они закрывали магнит. В конечном итоге это стало «фишкой», и в дальнейшем мы уже просто заказывали круглые корпуса для производства. Самостоятельно производить в те времена для небольшого частного производства было сложно и неподъёмно, поскольку, чтобы изготовить нечто подобное, надо было иметь специальные литьевые формы и оборудование. Поэтому использовали то, что оказывалось под рукой.

Сенсаций.Нет: Это был единственный случай, когда бралось что-то «из сора под ногами» и внедрялось в производство?

Павел Ерасов: Также вспоминается история с футсвитчами для переключения каналов. В первых партиях использовались подставки для телевизионных антенн. Помните, у каждого телевизора была такая рогатая антенна? Вот в радиолюбительских магазинах продавались такие аккуратные подставочки под них и готовое решение для нас — красивые, крашеные, штампованные.

Заготовки корпусов педали эффектов Yerasov Tube Monster — коллаж Андрея Зайцева.

Сенсаций.Нет: Откуда пошла история отношений с западными клиентами? Ведь история гитаростроения началась с них и вряд ли они испытывали известные проблемы с производителями и ассортиментом оборудования . Рынок был, по сути, занят.

Павел Ерасов: Это снова было желание Александра Евгеньевича. Он хотел показать, что мы действительно чего-то можем! Да, у нас дизайн был не особо интересный, но разработки оказались перспективными. Да и сам европейский рынок, как оказалось, гораздо шире, чем в России. И первая вылазка во Франкфурт на международную выставку состоялась вначале 2000-х.
Для того, чтобы стать участником пришлось по наитию пройти все этапы — от поиска телефонных номеров нужных людей, оформления заявки участника, визы, заказа гостиницы и так далее. Ходили словно слепые котята, пробивая себе дорогу и ничего не зная. В качестве переводчика и спутника в той поездке выступал мой старший брат Дмитрий, поскольку владел английским.

Сенсаций.Нет: И каковы были впечатления от первой поездки? Или, как в случае с первым прыжком с парашютом, когда память на всякий случай стирает воспоминания о таком мощном стрессе?

Павел Ерасов: Конечно же, в первую очередь это был культурный шок. Однако, главным выводом было — работать надо как можно лучше! Особенно, касательно дизайна. Если российский гитарист был готов играть на чём угодно — лишь бы звучало хорошо и было приемлемо по деньгам, то западные музыканты во многом «любили глазами». Поэтому, требовалось улучшить внешний вид и использовать более качественную фурнитуру. Со временем мы этого, как вы видите, добились.
На выставках большим достижением так же было то, что мы искали и находили партнёров. Одним из первых заказов была партия нашего «Tube Monster» для «Electro-Harmonics». Мы сделали для него партию в сотню штук, но в последний момент что-то сорвалось и сделка не срослась. Шильдики для тех педалей до сих пор лежат на складе в качестве напоминания. Но это было много позже, а важным знакомством по итогу той поездки стал контакт с Майком Зауэром, владельцем компании «Music Store» (Германия) — крупнейшей площадкой по продаже музыкального оборудования в Европе. Знакомство переросло в дружбу и Александр Евгеньевич впоследствии ездил к Майку Зауэру в гости просто так — не по вопросам бизнеса. Тот дал отцу такой совет: «Если ты хочешь иметь успех на европейском рынке, то должен показать, что твоя компания сильная и успешная, а это — не один год выставок». Просто тогда, в начале двухтысячных годов, легко было затеряться среди китайских фирм-однодневок. К производителям, год из года участвующих в серьёзных международных выставках было, конечно же, совсем другое отношение.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Сенсаций.Нет: Как так получилось, что «Yerasov», славящийся всегда собственными разработками и идеями, вдруг в какой-то момент стал торговать педалями, производимыми в Китае, но под собственным брендом?

Павел Ерасов: Такая педаль была всего одна и еще блок питания. Мы не скрывали, что взяли готовое решение фирмы «Jojo», которое они изначально позаимствовали, правда уж не знаю каким образом, у какого-то канадского разработчика. Ход казался вполне удачным, пока российскому потребителю не стали доступны оригинальные китайские педали на Aliexpress, которые стоили дешевле. Мы, ввозя крупные партии продукции, должны были заплатить пошлины и потратиться на доставку, поэтому наша цена оказалась, пусть и немного, но дороже, чем у продавцов из Китая. Но при этом предоставляли гарантию и обслуживание в России, что не просто важно, но и было определяющим фактором! В конечном итоге мы распродали всю партию. Такая вот апробация ОЕМ-модели производства в Китае. Опять же для получения опыта сотрудничества.

Джазовый гитарист и преподаватель Игорь Бойко с именной моделью гитарного комбоусилителя — коллаж Андрея Зайцева.

Сенсаций.Нет: Но у «Yerasov» до этой истории уже был опыт ОЕМ-производства, только тогда вы находились «по другую сторону баррикад». Говоря точнее, делали продукцию для европейских производителей под их маркой на своих производственных мощностях.

Павел Ерасов: Первое, что мы выпустили не под своим именем для Европы, это усилитель «BULLDOZER» и гитарные кабинеты под маркой FAME (всё тот же Music Store).
Далее выпускали комбо для немецкой фирмы «Duesenberg», который продавался под именем «Doozy One». Когда контракт закончился, мы сделали собственную разработку и выпустили усилитель в виде первой модели «Bluespace» с тем же качеством, но с более демократичной ценой. Для более дорогого сегмента мы спроектировали и начали выпускать его разновидность, подписную модель под названием «Igor Boiko Signature», где используем комплектующие более высокого класса. Усилитель разработан совместно с известным джазовым гитаристом и преподавателем Игорем Бойко. Приятное звучание получившейся модели натолкнуло на решение о редизайне логотипа и в целом внешнего вида у некоторых новых моделей.
Кстати, о логотипе в контексте ОЕМ-работы для западного рынка. Как я сказал только что, была такая история, когда мы производили наши кабинеты и усилители «BULLDOZER» под маркой «Fame» — известного европейского производителя. Через некоторое время стали приходить заказы от европейских музыкантов отдельно на наши лого. Ну, нам-то что? Высылали, раз имелся спрос. А потом выяснилось, что бренд «Fame» считался тогда не особо престижным и мы, по сути, сами себе занижали имидж, поскольку наша продукция имела более высокую ценность. Но покупатели быстро смекнули что к чему и просто снимали табличку «Fame» и меняли её на «Yerasov», поскольку других конструктивных различий попросту не имелось.

Тот самый бутиковый усилитель Duesenberg, который по договору ОЕМ-производства выпускали на Yerasov — коллаж Андрея Зайцева.

Сенсаций.Нет: А каким образом западные производители выходили на вас и в итоге, было ли это вам выгодно?

Павел Ерасов: Все деловые коммуникации рождались во время участия на международных выставках. Это безусловно выгодно финансово, а также и с точки зрения имиджа компании. Например, мы делали ОЕМ-продукцию для известной (уже почти культовой) немецкой фирмы «ENGL». Это была серия «SCS», куда входит линейка педалей эффектов и педалборд (с нашим ноу-хау, когда все элементы при соединении являются единым целым и могут легко комбинироваться, экономя при этом место и сильно упрощая коммутацию. Под своим именем мы продолжаем производить эту линейку оборудования без изменений, и она пользуется непременным спросом как среди начинающих музыкантов, так и среди абсолютных профессионалов.

Собственная разработка Yerasov — педалборды SCS-серии, которые в том числе производились для компании «ENGL».

Сенсаций.Нет: Что вы можете сказать, как производитель, о ситуации в стране с элементной базой? Неужели все эти транзисторы, резисторы, диоды и прочие радиодетали покупаются исключительно в Китае? Какие Ваши прогнозы по импортозамещению в этом вопросе?

Павел Ерасов: Я бы воздержался от опрометчивых суждений и прогнозов. Ситуация может повернуться в любую сторону. На данный момент у нас нет производителей качественных компонентов для гражданского применения. Существующие заводы по производству компонентов, в основном можно охарактеризовать, как «предприятия оборонной промышленности». И даже если что-то из продукции доступно в свободной продаже, то либо это дорого, либо не соответствует потребительским требованиям к современному приборостроению.
То же самое можно сказать о динамиках. Например, питерская фирма «EVM» с успехом делает обычные широкополосные динамики для акустических систем. Но в такие колонки не ставят гитарные динамики, которые мы используем в своем производстве, поскольку они обладают определёнными звуковыми характеристиками, присущими именно гитарному звуку. Равно как и в гитарные комбо-усилители не ставят широкополосные динамики, назначение которых воспроизводить звук более широкого музыкального спектра. Но широкополосные динамики — это очень востребованный товар, а объём гитарного рынка в разы меньше. Поэтому, условно говоря, если питерцы качественно скопируют условный «тридцатый винтаж» (Celetion Vintage 30 — один из эталонных гитарных динамиков по всем показателям для гитарного звука — прим.авт), будет стабильный спрос и им будет выгодно его производить, то мы в нашу продукцию тоже можем их устанавливать. Сейчас, как раз таки, вступаем с «EVM» в контакт по этому вопросу.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Сенсаций.Нет: А почему подобного шага было не сделано раньше?

Павел Ерасов: Вопрос технологий, вопрос качества, стоимости и вопрос имиджевой составляющей. Покупатель старается выбирать доступный на рынке именитый проверенный бренд, хотя и заплатив за него больше. Российскому производителю успешно входить в такой консервативный рынок гитарного оборудования — это большой риск не отбить своих вложений, даже если качество продукции будет на высочайшем уровне. Но в нынешней ситуации из-за санкций, повторю, делать какие-либо прогнозы бессмысленно и, вполне возможно, что из-за нестабильности поставок импортных комплектующих и непонятностей с колебанием цен, отечественная продукция может быть востребованной. Вопрос времени.
В качестве примера имортозамещения, если брать «Yerasov», можем привести трансформаторы американской фирмы «Classic Tone», которые мы использовали в более дорогих сериях нашего оборудования, делая его, из-за импорта, ещё дороже. Не так давно мы приняли решение производить трансформаторы самостоятельно. Вдобавок, завод в Америке, к сожалению, закрылся, а мы, к счастью, нет. Теперь мы производим полные аналоги этих элементов у себя. При этом качество и звук не отличимы от американской продукции.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Сенсаций.Нет: Но ведь помимо гитарного усиления и педалей эффектов, «Yerasov» производит те самые широкополосные аудио-системы о которых вы сказали выше. Но честно говоря, это не самая известная сторона вашего производства, хотя на сайте компании ей посвящён целый раздел.

Павел Ерасов: Акустические системы мы выпускаем очень давно. Была большая потребность в недорогих и надежных активных акустических системах . На пике производства мы выпускали около трёх сотен колонок всех наименований в месяц. Сейчас спрос невелик, так как на рынке стало доступно много недорогой китайской акустики в пластиковых корпусах различного качества. В основном эта продукция шла в небольшие дома культуры и школы. Качество мы отработали настолько чётко, что лишь считанные единицы проданного возвращались к нам на ремонт. Буквально недавно нам привезли на ремонт колонку 2009 года, где мы заменили несколько радиодеталей. Большую часть продукции этой нашей линии производства мы больше уже никогда не встречаем — она уезжает к месту работы и работает там безвылазно десятилетиями.

Yerasov music corporation — мозговой штурм на производстве — фото из личного архива Павла Ерасова.

Сенсаций.Нет: До начала специальной военной операции на Украине и последовавших после этого изменений в мировой экономической обстановке, каким вы видели развитие компании «Yerasov»?

Павел Ерасов: Это выход на европейский рынок с нашей доступной и качественной продукцией под нашим брендом YERASOV. Одним из шагов стала подача заявки на европейскую сертификацию качества наших усилителей, что должно было развязать нам руки на прямую торговлю в Европе продукции под собственным брендом. Там очень серьёзно подходят к вопросу качества продукции и соответствия сертификатам безопасности. На данный момент образцы находятся в Словакии в испытательной лаборатории. Предварительное тестирование в России показало, что мы полностью соответствуем всем стандартам.
Мы, безусловно хотим продолжать успешно работать в этом направлении, успешно торговать, ведь наши усилители, да и вся продукция в целом этого достойна.
Более того, хоть наши планы и пришлось скорректировать, компания «Yerasov» готовит много приятных новостей и сюрпризов российским музыкантам. Но об этом мы обязательно ещё поговорим, когда всё намеченное воплотится в жизнь!

Александр Евгеньевич Ерасов — коллаж Андрея Зайцева.

Автор: Василий Виноградов