И будут долго звучать гитары…

И будут долго звучать гитары…
Александр Ерасов — коллаж «Сенсаций.Нет»»

Индустрия шоу-бизнеса, как и любая другая структура, многослойна и витиевата. Зритель, совершенно без разницы нравится ему или нет, видит конечный результат в виде образа артиста и песни, которую он исполняет. Большинству невдомёк, труд скольких людей стоит даже просто за записью музыки. Конечно же про звукорежиссёров знают все, ведь есть устойчивый образ человека,  сидящего в звукозаписывающей студии в окружении каких-то приборов и крутящего множество ручек, после чего звучание музыки складывается так, как надо. Но есть ведь и люди, которые придумали и создали эти самые приборы, чтобы музыку можно было зафиксировать удобным способом, сохранить в нужном виде и порадовать в итоге слушателей.

изображение: коллаж Андрея Зайцева

«Сенсаций. Нет» совсем недавно писали про Джима Маршалла — знакового человека, без которого развитие электрогитарного звука было бы совсем иным. Старина Джим не был первым и не стал последним, кто разрабатывал и производил ламповое гитарное усилительное оборудование, но в целом его история мало касалась «одной шестой суши» до развала Советского Союза, когда российские музыканты формально массово получили доступ к возможности приобретения красивых гитарных стэков с надписью «Marshall». Почему формально? Потому что в обычных (да и в необычных тоже) магазинах такое оборудование не продавалось, а на чёрном рынке ценник был сопоставим со стоимостью автомобиля.

Yerasov - коллаж "Сенсаций.Нет"
Yerasov — коллаж «Сенсаций.Нет»

Что же оставалось простому гитаристу в погоней за «тем самым звуком»? Пользоваться отечественными аналогами. Одним из тех, кто «дал народу доступную лампу» был пензенский инженер и преподаватель Александр Евгеньевич Ерасов, который на излёте советского союза в 1988 году создал производственный кооператив «Гамма», где мелкими сериями буквально вручную производил педали эффектов для гитаристов. О потребностях именно гитаристов Александр Евгеньевич знал не понаслышке, поскольку помимо основной специальности успел не один год поработать в качестве музыканта не только в ресторане, но и в пензенской филармонии.

Постепенно ассортимент начал расширяться, в первую очередь из-за тотальной незаполненности рынка гитарного оборудования. В каталоге компании с логотипом YERASOV начали появляться первые новые педали эффектов, гитарные усилители и даже комплекты аппаратуры для озвучивания концертных залов. В разработке буквально всех видов продукции Александр Евгеньевич принимал непосредственное участие, попутно получая управленческий опыт и накапливая положительные отзывы от возрастающей клиентской базы.

Ещё в ту эпоху, когда социальные сети были не изобретены, пользователи интернета общались на тематических форумах. Нетрудно догадаться, что у любителей музыки и у гитаристов конкретно, были свои любимые «ветки». Компания YERASOV была одна из первых, которая завела себе полноценный сайт и форум, где сам руководитель компании был и администратором, и модератором, и ответчиком на многие вопросы. Никнейм ALER — это был позывной самого Александра Евгеньевича и любой пользователь знал, что если ответ на твой вопрос подписан этими четырьмя буквами — тебе ответил сам Ерасов. Что характерно, когда соцсети захватили практически все виды общения в интернете, то в сообществе YERASOV практически ничего не поменялось. Александру Евгеньевичу всегда можно было написать личное сообщение и довольно быстро получить ответ на любой, даже самый глупый или сложный вопрос. Тут снова прослеживаются параллели с Джимом Маршаллом, который всегда предпочитал общаться с музыкантами напрямую, чтобы исключить эффект «испорченного телефона».
Ну, пускай Александр Ерасов успешный бизнесмен и приятный в общении человек, но чем же так хороша была его продукция? — спросят самые внимательные и нетерпеливые читатели.

изображение: коллаж Андрея Зайцева

 

В первую очередь, это банальным сочетанием «цена-качество». Даже в российских реалиях, где как мы знаем, доходы большинства граждан страны весьма далеки от средних доходов развитых стран, идея про «накопить на свой ламповый гитарный усилитель» не казалась бредовой, ввиду в пяти-шестикратной ценовой доступности продукции пензенского производителя.

В конце концов произошло то, что должно было произойти. Из-за доступной цены и высокого качества музыкальные девайсы из Пензы стали востребованы и за рубежом. Англия, США, Япония, большинство стран Европы со стабильно возрастающим интересом покупали весь ассортимент российского производителя. В какой-то момент YERASOV стал и ОЕМ-производителем (это когда производитель делает продукцию по заказу другого производителя под маркой заказчика — прим. авт.). Доходило до смешного, когда «диванные знатоки» привычно плюясь желчью в духе «всё, что делается у нас в рашке — это совок», при этом хвалили продукцию того западного бренда, которая была сделана согласно контракту под нужной вывеской в пензенском цеху.

изображение: коллаж Андрея Зайцева

И вот пока одни соотечественники придирались к внешнему дизайну (как известно, внешний вид очень влияет на звук — тег #сарказм — прим. авт.), авторитетный британский журнал «Guitar & Bass» в 2013 году взял, да и признал «Yerasov GTA-15» лучшим комбоусилителем в категории «цена до 1000 фунтов». Возможно для кого-то станет открытием, что журналы для гитаристов вообще существуют (речь не идёт о просто музыкальных журналах, тут разговор именно о журналах для гитаристов — прим. авт.). Существуют и не один десяток по всему миру. Конечно, же тиражи подобных изданий вряд ли дотягивают до «Playboy» или «Cosmopolitan», но дизайн некоторых совершенно не расходится с определением «произведение искусства», а качество полиграфии ничуть не уступают любому популярному модному «глянцу».

Да и выставки музыкального оборудования всегда были большим событием для музыкантов, где наравне с начинающими в довольно густой толпе от стенда к стенду могли скромно и задумчиво передвигаться и мировые знаменитости, нисколько не утратившие радость от процесса поиска «того самого звука». Надо ли говорить, что на подобных мероприятиях возле павильона с логотипом YERASOV всегда был аншлаг. С одной стороны для западного потребителя «Made in Russia» — это даже сейчас некая диковинка, а с другой стороны конкурентоспособная цена при хорошем качестве делает покупку гитарного оборудования выгодным делом. После такого редко когда из зарубежных выставок оборудование представленное на обозрение публики, возвращалось на родину — раскупали всё подчистую.

Но и на зарубежных выставках, и на российских, день в день, с утра и до закрытия общаться с посетителями, покупателями и даже коллегами-конкурентами всегда приезжал лично сам Александр Евгеньевич, как и великий Джим Маршалл, не отказывая никому ни в совместном фото, ни в автографе, ни в совете, ни в добром напутствии…

Александра Ерасова не стало 16 июня 2021 года в возрасте 68 лет.

Автор: Василий Виноградов