Наш музыкальный обозреватель Василий Виноградов послушал новый альбом 70-летней Сюзи Кватро «The Devil in Me». В его новой колонке — рецензия на релиз, а также немного про любовь к хорошей музыке, весне и рок-н-ролльным хитам.
Приветствуя сейчас читателей «Сенсаций.Нет», захотелось вдруг посетовать: весна — самое коварное время года. Только пригреешься на солнышке, как внезапно охолонит дождём, пронзит ветром и засыплет снегом, который тут же растает под невесть откуда появившемся солнцем. При этом, как ни крути, волнами разной силы нет-нет — да накатывает чувство какой-то вроде бы и знакомой, но каждый раз новой любви…
Эти мысли сподвигли объединить две тематики в одну, а именно «девушки в роке» и «музыкальные новинки». Статьи «Хард-рок девчонки прошлого ч.1» и «Rock’n’Roll girls по-русски» были первыми ласточками в «девушковом» направлении. С натяжкой и в режиме «где-то рядом» сюда же можно притянуть статьи про композитора Александру Пахмутову и подробнейшую рецензию на альбом группы «Мельница», но вот чтобы провести полное взаимодействие этих четырёх родственных тем: и хард-рок, и композиторство, и новинка, и, конечно же, девчонка — такое впервые. Недаром героиню сегодняшней статьи зовут Сюзи Кватро (тут намёк на слово «cuatro» — четыре исп.).
Итак, вашему вниманию новый альбом Сюзи Кватро — женщины, неустанно носящей на своих плечах не только бас-гитару, но и сам дух «того самого рок-н-ролла» из 70-х. Этот релиз — не новомодные перепевки прошлых успешных шлягеров, не «ремастеры» к очередной «красной» дате и даже не традиционный «golden hits», слепленный непонятно кем. Это настоящий и полноценный, семнадцатый по счёту, новый студийный альбом с названием «The Devil in Me» (дьявол во мне — англ.). К слову сказать, творческий путь Сюзи Кватро составляет не менее 57 лет и, несмотря на прошлые кассовые успехи (и неуспехи), именно новые авторские альбомы она выпускает довольно регулярно. Прошлый релиз «No control», например, был недавно — в 2019 году. Обе эти студийные работы, кстати, записаны в творческом тандеме с сыном певицы Ричардом Таки, который является полноправным продюсером на записях певицы.
Но перейдём уже к виновнику обзора!
Первой песней стала рОковая «The Devil in Me», вполне справедливо давшая название одноимённому альбому. Несмотря на довольно типичный музыкальный подход к первым песням альбома (см. «прямолинейно, драйвово и просто»), текст этого произведения удивляет своей глубиной. Тут и печаль от слов матери, что обещала: «Ангелы тебя сберегут», и горькая правда от отца: «Ты вынуждена идти по большой дороге, иначе утонешь». Но самая сильная строчка: «Свят ты или грешен, но перемирия в борьбе не будет, когда твой нимб соскользнёт вниз, он превратится в удавку» наиболее полно характеризует силу стихотворного таланта автора.
Вторым номером на пластинке (ну, ладно-ладно — в плей-листе!) выступает уже не блюз, но ещё не рок-качовый акын под окликом «Hey, Queenie». Знания английского языка (вернее, его незнание) не позволяют понять, есть ли в тексте хоть какие-то намеки на некую королеву (queen — королева англ.), или Куини — это просто девчачье имя главной и единственной героини песни. Каков же сюжет? Адаптируя под русского слушателя, скорее всего, придётся отослать к последней строчке сказки Корнея Чуковского «Стрекоза и Муравей». Вы же наверняка, её помните, да?
«Betty Who?» рассказывает о некой Бетти, которая не знает, куда она идёт, но всё равно продолжает двигаться, ночуя каждый раз в новом городе, танцуя ночами, потому что в её голове постоянно звучит музыка. Эдакий перекати-поле женского пола. Вполне себе каноничный хитяра с запоминающимся припевом, средним темпом и чуть мутноватыми, но обволакивающими бек-вокалами.
Тревожная нисходящая басовая проходка сверху вниз на припеве лишь подчеркивает основную мысль песни «You Can’t Dream It» — тебе это не снится! И все волнующие автора тревоги маячат попеременно, дезориентируя и нагоняя жути где-то между явью и сном.
Лирическое воздушное произведение «My Heart and Soul» (моё сердце и душа — англ.) по саунду напоминает лучшие годы танцевального лейбла «Motown», а по манере идеально бы подошла группе Carpenters. Но этой песне было суждено родиться из под лёгкой руки Сюзи Кватро, но это нисколько её (песню) не испортило. Очень кинематографичная и атмосферная вещь. В альбоме представлена полная версия песни, но накануне релиза она была выпущена в коротком варианте в качестве сингла.
И пусть настоящего успеха Сюзи Кватро достигла в Британии, а не у себя на родине — в Америке, — но именно вставки «под госпел» выдают в авторе американку. «Get Outta Jail» — в буквальном переводе «убирайся из тюрьмы», но тюрьмою тут названа жизнь и твоя собственная душа, где заперты все страхи.
Песня-призыв с далеко идущими скоропалительными выводами можно назвать «Do ya dance» (а ты танцуешь — англ.). Тот случай, когда можно нырнуть в глубинные ассоциативные музыкальной пульсацией смыслы, а можно просто танцевать.
Наконец-то любители блюза могут возрадоваться классическому по форме двенадцатитактовому блюзу, который так и называется «Isolation Blues». В свете всех мировых событий последнего года можно с уверенностью сказать, что этот «изоляционный блюз» — гимн скукоте от вынужденного сидения дома, когда от полного исхода эмоций спасает только музыка.
Вряд ли стоит воспринимать название песни «I sold my soul today» буквально. Ведь «всем давно известно», что продав свою душу понятно кому, музыканты должны как минимум утонуть в мировой славе и всецело быть на ниспадающей волне успеха. Этот же драйвовый пост-рок-н-ролл тянет лишь на фразу «навстречу новым приключениям!».
Срок годности есть у всего, в том числе, к сожалению, и у любви — судя по песне «Love’s Gone Bad». И нет в этой балладе ни ехидства, ни безысходности, только уверенная грусть от свершившегося печального факта.
Пожалуй, песня «In the Dark» является логическим продолжением предыдущего номера. Тоже баллада, тоже про одиночество, и снова мягкий саунд и красивая мелодия при полном чувственности вокале Сюзи Кватро.
Но разве такой закалённый битвами боец как Сюзи Кватро может закончить альбом на грустной ноте? Показала всем, что ничто женское ей не чуждо, но стоять и тихо плакать — это не про неё! «Motor City Rider» — яркая рок-н-ролльная точка, когда все дружно танцуют и, показывая большой палец вверх и не дожидаясь последней ноты, уже ждут следующего альбома или хотя бы концерта Сюзи Кватро.
Не надо быть провидцем, чтобы логично предсказать: этот альбом не станет платиновым и даже близко не повторит успех конца 70-х. Но можно сказать с уверенностью: эта семидесятилетняя бабуля не то что осталась, но и не переставала быть той дерзкой маленькой девчонкой с большой бас-гитарой, которая уверенно делает, что знает и знает, что делает.