А давайте поговорим про такую на первый взгляд неинтересную тему, как музыкальное оборудование? И речь пойдёт, скажем, не о музыкальных инструментах, как например, банджо, гитара или электро-орган. Рассмотрим те устройства, которые формируют окончательный звук для сидящего\стоящего\радостно скачущего зрителя.
Но начать, как ни странно, придётся сразу не с аппаратуры, а с помещения, где будет происходить концерт. Не зря говорят, что акустика места проведения массового мероприятия с использованием звукоусиливающей аппаратуры (а именно этим концерт, по сути, и является) бывает сложной и хорошей. Если в месте проведения имеется множество параллельных гладких поверхностей, то звукорежиссёры ещё до начала концерта ходят злые, предвидя серьёзный стресс от предстоящей работы. Почему так? Достаточно представить себе детский мячик-попрыгун, который, не встречая сопротивления, скачет, как ему вздумается. Поймать его – не самая лёгкая задача. Вот поэтому в так называемых акустически подготовленных концертных залах можно заметить, что в зрительной его части пол сделан под уклоном, чтобы помимо присутствия лучшего обзора для далеко сидящих людей исключить тот самый эффект параллельности пола и потолка. К потолку, кстати, на разной высоте могут быть подвешены звукопоглощающие панели. Стены так же могут быть не параллельны друг другу, «заглушены» специальными звукопоглотителями – в зависимости от проекта зала. Так же охотно задерживают некоторый спектр звуковых волн мягкие сидения зрительного зала, бархат занавеса и… люди. Иногда на звукорежиссёрском жаргоне так и говорят: придёт «мясо» и звук «выровняется».
Теперь перейдём к так называемому «фронтальному аппарату» — это чаще всего большие звуковые колонки, стоящие/висящие по краям сцены и направленные на зрителя. В идеале, состав этого комплекта аппаратуры входят индивидуально подобранные компоненты по множеству параметров типа «мощность», «угол раскрытия» и «амплитудно-частотная характеристика». А если концертный зал большой, то таких комплектов может быть несколько, чтобы правильно озвучить каждый сектор зала, ведь чем дальше зритель находится от фронтальных колонок (да и колонок вообще), тем дольше «летит» до него звук и падает его (звука) мощность. К тому же очень часто существует проблема, когда концертное помещение довольно широкое и у звука от колонок, находящихся по краям сцены, недостаточное «покрытие» первых рядов зрителей в середине зала. Тогда дополнительно используют так называемые «фронт-филы» (front fills — англ.) длинные узкие колонки, выложенные по краю сцены и направленные в зал, которые распределяют звук более равномерно.
Осталось ли что-то ещё? Конечно! Это, как говорится, только начало! Рассмотрим звуковое оборудование находящееся непосредственно на сцене и предназначенное для комфортного музицирования самих музыкантов.
Самым очевидным «предметом» будет, конечно же, барабанная установка. Но это тот самый случай, когда даже человеку даже далёкому от музыки ясно предназначение этого музыкального инструмента и звукового оборудования в одном лице. Барабаны, в первую очередь – это то, при помощи музыканты чего держат ритм и темп музыкального произведения. Смотрите, как красиво блестят и переливаются эти золотистые тарелки, заставленные большим количеством микрофонов… СТОП! Зачем барабанам микрофоны? Они же и так громкие! Но на поверку оказывается, что громкость эта сильно преувеличена и если отдельные элементы барабанной установки действительно звучат громко либо имеют такой состав звуковых частот, который позволяет этим элементам «пролезть» в любой музыкальный микс, то существуют и другие части барабанов, звучание которых «утонет» в общей куче музыкальных инструментов. Поэтому Барабанную установку подзвучивают множеством микрофонов, каждый из которых отвечает за определённую часть барабанной установки, поскольку у каждого элемента барабанов есть свои нюансы звучания, которые весьма важны в общем музыкальном полотне.
И, вообще, микрофонов на сцене используется великое множество и отвечают они отдельными категориями за вокал и музыкальные инструменты. Но в целом, микрофон как явление сам по себе заслуживает отдельной статьи.
Зачастую, рядом с гитаристами (и бас-гитаристами) можно заметить отдельные большие прямоугольные колонки, в которые они подключают свои инструменты. Эти звукоусилительные «девайсы» так же играют важную роль в общем звучании. Помимо того, что они просто увеличивают громкость отдельно взятой гитары, они ещё и зачастую дополнительно формируют звук, помогая окрашивать его в нужную палитру звучания, присущей именно этому инструменту. А местонахождение рядом с гитаристом – это чтобы просто он лучше слышал свою игру. Случается так, что на больших музыкальных фестивалях под открытым небом или на огромных аренах стадионов таких гитарных усилителей может быть довольно большое количество. Иногда это абсолютно оправдано и напрямую коррелирует с размерами сцены и концертной площадки в целом, но известны случаи, когда «стену из Marshall’ов» ставили исключительно для красоты, а подключали и пользовались только одним усилителем. Кстати, для клавишников так же есть свои специализированные усилители, но так же и обычная картинка, когда обходятся и без них.
Осталось только рассказать о ромбовидных колонках зачем-то лежащих на полу под ногами у музыкантов и направленных им снизу вверх прямо в лицо. Это так называемые «мониторные колонки» или просто мониторы. Для чего же они служат? Как ни странно, для того, чтобы музыкант слышал то, что играет он сам и его коллеги по сцене. А как же гитарные усилители и фронтальный аппарат, спросят самые внимательные читатели? Всё перечисленное, безусловно участвует в формировании звуковой картины для отдельно взятого музыканта. Но тут достаточно понять, что из гитарного усилителя гитарист слышит только себя, а звук из фронтального аппарата отвёрнут в сторону и направлен на зрителей. Гитаристу, в лучшем случае, музыка, звучащая из фронтального аппарата, долетит после того, как будет произведена с довольно ощутимой задержкой. Поскольку звуковой волне необходимо преодолеть расстояние от сцены до задней стены зала, отразиться от неё и потеряв часть мощности, вернуться через весь зал обратно к сцене в уши музыкантов. И вот для нивелирования этих неудобств и существуют мониторы, в каждом из которых звукорежиссёр «нарулит» нужный музыкальный микс (Барабанщик, к примеру очень хорошо слышит все элементы барабанной установки, поскольку и так сидит за ней, но за своим грохотом ему не слышно бас-гитару и клавишные – вот ему в монитор их и «подают»; клавишник находится далеко от гитариста и ему в монитор направляют звук гитары; вокалист же хорошо слышит всех, кроме себя – вот ему в мониторы «приходит» только звук его пения. Вариантов, как понимаете, может быть множество – прим.авт.).
Об оборудовании сказано много, осталось добавить про самый главный элемент – звукорежиссёра. От его навыков и умений на концерте зависит почти всё. Баланс громкости и тембровая окраска, звуковое давление и разборчивость партий музыкальных инструментов… Чаще всего этот человек восседает где-то в середине зала за огромным столом со множеством ручек и огоньков, который правильно называется – микшерный пульт. Или просто микшер. (Даю подсказку: возле звукорежиссёра всегда самый лучший звук – себя-то он всяко постарается не обидеть).
Такая вот она музыкально-звуковая картина мира. Теперь придя на любой концерт и находясь в ожидании его начала, любой прочитавший эту статью сможет уже с большим знанием дела занять себя до первых аккордов любимого исполнителя.