13.9.2021 17:09

Александр Зилков и его «Нескучный саунд»

Александр Зилков и его «Нескучный саунд»
Видео-блогер Александр Зилков — коллаж Андрея Зайцева

Бродя в русскоязычном секторе интернета в поисках качественного видео-контента на музыкальную тематику широкого профиля, рано или поздно упрёшься в Youtube-канал «Нескучный Саунд», где радостно обнаружишь ответы на множество вопросов, изложенные понятным и доступным языком. Наш музыкальный обозреватель Василий Виноградов пообщался с основателем канала, музыкантом и аранжировщиком Александром Зилковым.

Василий Виноградов: Интернет — вещь могучая, всеобъемлющая и настолько уже проникшая во все сферы жизни современного человека, что у людей рождённых после 2005 года фраза «интернет по карточкам» ассоциируется чуть ли не с послевоенными годами конца 40-х, мол, так давно это было.

Но прогресс всемирной паутины за последние двадцать лет продвинулся настолько, что царившая раньше безнаказанность высказываний от интернет-пользователей, скрытых друг от друга какими-то замысловатыми никнеймами, потихоньку уходит в прошлое. Наоборот, теперь возможность анонимно лягнуть кого бы то ни было вызывает, как и само слово «фейк», некое чувство брезгливости.

В тренде сейчас — быть лидером мнений посредством исключительно своей личности. И тут уж не важно, что за контент генерируется автором видео-канала — «ржака», «треш», «ми-ми-ми» или «что-то о политике». Если потенциальные зрители готовы это смотреть, то эта самая потенциальность в конце концов материализуется через расплывчатое определение «целевая аудитория» в самых настоящих преданных зрителей, готовых не только смотреть и выражать своё сопереживание посредством комментариев, но и напрямую материально поддерживать любимых видео-блогеров.

Однако, как известно, от любви до ненависти один шаг и достаточно автору видео-блога сделать несколько неудачных сюжетов или даже как-то неудачно высказаться, и он в мгновение ока теряет свои позиции в количестве подписчиков или даже уходит в полное забвение.
Пресловутый же хайповый шок-контент мгновенно набирающий миллионные просмотры устаревает быстрее, чем заканчивается само видео, будучи теснимым десятками «видосиков» такого же «креатива».

Преподоподобный видео-блогер Александр Зилков в естественной среде обитания — коллаж Андрея Зайцева

На фоне этого любой вменяемый видео-контент, сделанный по правилам обычных человеческих традиционных ценностей пробившийся на вершины рейтингов выглядит, как заморская диковинка. И музыкальный сектор того же Youtube тому не исключение.
Безусловно, даже в традиционном обучающем секторе Youtube представлен довольно широкий спектр видео для музыкантов. Сейчас реально можно найти ответ на любой вопрос по игре на различных музыкальных инструментах, музыкальной теории, звукорежиссуре и так далее. Но довольно часто восприятие затрудняется из-за невнятного объяснения, неразборчивого звука, мутного кадра или самолюбования человека в этом самом кадре. К тому же не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что некоторые действительно стоящие видео могут быть сняты и озвучены не только не на русском, но даже и не на английском языке.

Практически всех этих недостатков лишён музыкальный Youtube-канал «Нескучный саунд» видео-блогера Александра Зилкова. И тут бы не глядя упрекнуть автора этой статьи в протежировании или предвзятости, но аналогов столь широчайшего охвата действительно не наблюдается. Теория музыки, «вскрытие» музыкальных произведений, разные подходы к аранжировкам, байки из личного опыта — это далеко не всё представленное на «Нескучном Саунде». Радует так же то, что пустопорожнего пустословия у Александра Зилкова не наблюдается вовсе, ведь он наверняка ценит каждого из более чем четырёхсот пятидесяти тысяч подписчиков. Несмотря на серьёзную занятость блогера, он всё же дал исчерпывающе интересное интервью для «Сенсаций. Нет».

Сенсаций. Нет: Начнём с конца. Вот конкретно сегодня — каково это быть Александром Зилковым?

Александр Зилков: Не пробовал быть кем-либо другим и никто другой не пробовал быть мной, поэтому не знаю, как ответить хоть сколь-нибудь понятно. Мне быть мной — как иметь дело со сложным механизмом, который нелегок в освоении/управлении, но хорошо вознаграждает при хорошем управлении.

Сенсаций. Нет: Сам себе никогда не говорил «Вот уж себя-то я знаю, как никто другой!»?

Александр Зилков: Я знаю себя лучше, чем кто-либо другой меня знает, но пока не могу сказать, что знаю себя, как свои пять пальцев (улыбается).

Сенсаций. Нет: В своих видео ты предстаёшь чаще всего в образе старинного приятеля, спокойного, уравновешенного и бывалого. Люди обоего пола, даже далёкие от музыки, отмечают, что видя тебя на экране, испытывают стойкое желание отложить все дела и внимательно слушать. Когда ты понял, что твой «Нескучный саунд» и ты в нём, так сказать, удачно работает. Осознаёшь ли ты это в принципе?

Александр Зилков: Привычные комплексы из серии «да кто я такой и вообще ничтожество» не мешают видеть какие-то объективные вещи. Например, что канал для такой нишевой тематики растёт быстрее аналогичных. Люди оставляют отзывы, каждый из которых в отдельности ситуативный и личный для комментирующего, но прочитав десятки тысяч, вроде бы видишь довольно убедительную статистику. Мне очень нравится, что люди высоко оценивают плоды моего труда, но не нравится, когда они из качества труда на эмоциях делают выводы обо мне, как о человеке. Чужие иллюзии о хорошем человеке носить на своих плечах не комфортно.

Сенсаций. Нет: А когда ты осознал , что ты лично неотделим в глазах других от «чувака из «Нескучного саунда»»?

Александр Зилков: Не уверен, что правильно понимаю вопрос. Для людей, с которыми не знаком лично, я тот самый чувак из ютюбовизора — это нормально, и не было пути к осознанию. А те, с кем я начинаю систематически общаться, сами постепенно меня узнают в большей простоте и полноте. Я стараюсь быть собой плюс-минус всегда. Ну, в рамках приличия и УК РФ (улыбается).

Сенсаций. Нет: А круг непосредственного человеческого общения широк? Ты легко идёшь на контакт вне «Нескучного саунда» или как в песне у Александра Пушного «Кто вы? Идите на фиг! Я вас не знаю!»?

Александр Зилков: Я склонен быть очень открытым, люди мне крайне интересны, процесс знакомства-узнавания-сближения вообще завораживает. Всегда близко дружил и с коллегами, и даже с клиентами. Но в последние годы ловлю себя на том, что не тяну расширять этот круг. И осознанно запрещаю себе сближаться ближе приятельского общения с любым желающим.

Сенсаций. Нет: Это связано с боязнью разочароваться или с нехваткой времени?

Александр Зилков: Не столько время даже, сколько некий эмоциональный ресурс. Когда его нет, время становится пустым. А разочароваться не боюсь, чаще всего при сближении человек оказывается «лучше» и интереснее, чем я предполагал.

Сенсаций. Нет: А вот за твою довольно насыщенную практику музыкального творчества было ли хоть раз, когда ты абсолютно серьёзно готов был сказать себе: «Всё! Закончилась музыка. Не хочу и не могу»?

Александр Зилков: Бывало, что музыка на продолжительное время становилась вторым-третьим по важности квестом, уступая личной жизни, духовным поискам, погоней за баблом или просто ленью. Но никогда не бывало такого, чтобы я терял к ней интерес или подумывал завязывать.

Сенсаций. Нет: Что сподвигло податься именно в Youtube? Надоело в сотый раз рассказывать, как ты попал в музыкальный коллектив Ирины Дубцовой? Возникло непреодолимое желание поделиться знаниями по теории музыки?

Александр Зилков: В Youtube я не «подавался» в том смысле, что изначально не планировал им всерьёз заниматься. Эти видео были моей отдушиной, экспериментом и самовыражением, которые крайне редко бывают уместны в профессиональной жизни аранжировщика, сессионщика и так далее…
Спустя полгода-год этих экспериментов, когда я случайно набрёл на тему теории музыки. Внезапно после этого канал вырос за неделю в три раза, посыпались сотни комментариев, и выяснилось, что этим можно заниматься не только в стол. Начались стримы, контакты с другими блогерами, и создание видео уже для образовавшейся аудитории. Спустя ещё полгода я начал собирать донаты, и постепенно стал мутировать из студийного многостаночника в блогера. Процесс был медленный, и происходил как-то сам собой, без планирования и целеполагания.

Сенсаций. Нет: Игра в кавер-группе — это всегда только работа (как вариант — работа в удовольствие) или там есть место для творчества? В целом кавер-группы — это зло (Они отнимают хлеб у групп с авторским материалом!) или добро (Сохранение лучших музыкальных произведений в памяти народа!)?

Александр Зилков: Я не в этой плоскости смотрю на кавер-группы.
Чего люди/клиенты хотят: а) живую музыку; б) чтобы музыки было на вечеринке много, не 10-15 песен; в) чтобы все песни были разные и под стать моменту — и весёлые, и лиричные, и эстетские, и отвязные, и старпёрские, и молодёжные; г) чтобы песни все были известные, объединяющие резвящийся народ.

Такой запрос не может удовлетворить ни одна группа с авторским материалом. А каверá удовлетворяют. И если убрать кавер-группы, то на их место встают не группы без имени, а ди-джей с танцовщицами. Я общался с организаторами мероприятий много лет и сказанное выше — не просто предположение.

Но и сакральной миссией увековечивания песенного наследия я бы кавер-группы не наделял. Музыканты просто применяют свои навыки там, где навыки востребованы и зарабатывают деньги. Кто-то делает это машинально и бездушно, а кто-то на совесть и умеет искренне кайфовать в процессе. Так в любой работе в сфере обслуживания. Кто-то творчески и с огоньком подходит к работе официанта, а кто-то играет музыку машинально и брезгливо, словно сортиры драит.
А то, что в нашей культуре нет живого спроса на субкультуру, это печально, но засилье одинаковых мейнстримовых кавер-групп следствие, а не причина.

Сенсаций. Нет: Бытует поверье, что музыкальное образование убивает «блеск в глазах», поскольку изначально направлено на ремесленничество, а не на творчество. «Вот то ли дело — самообразование! Им занимаются по-настоящему творческие и целеустремлённые люди!».

Александр Зилков: Если тебя больно бьют книгой по голове, информация внутри этой книги никак не виновата. Насильственное вколачивание знаний убивает любознательность, которая нам изначально свойственна. Знания без осознания их роли и цели — тяготят, потому что это рюкзак с казалось бы ненужным барахлом. Но сама теория никого не убивает, это всего лишь описательная наука.

Если тебе стало неинтересно жить, когда ты узнал что-то о жизни, виновато ли свойство человечества копить и передавать знания? Возможно, жизнь в пещере, охота на мамонта и молитвы богу дождя были более вдохновенным образом жизни.
Для меня накопление знаний об устройстве и закономерностях в музыке наоборот стало дополнительным поводом для глазного блеска и подспорьем, чтоб блестело стабильнее. Но изучать теорию вперёд практики я бы не советовал ни в каком деле.

Сенсаций. Нет: На данный момент ты вообще только канал ведешь и ни с кем не работаешь, как музыкант или аранжировщик?

Александр Зилков: Играю на басу у Дубцовой и у Пушного. Играю на гитаре сам у себя. А студийной работой занимаюсь только со своими песнями или с друзьями/единомышленниками. Без заказов.

Сенсаций. Нет: Классический и дурацкий вопрос одновременно.
Что доставляет больше радости — работа в студии или выступление на сцене?

Александр Зилков: Я больше студийный червь по натуре. Мне нравится сидеть корпеть над треком несколько дней и потом знать — это лучшее, что я могу, все идеи испробованы и лучшие реализованы. «Лайвы», где всё происходит здесь, сейчас и навсегда, оставляют привкус недоделанности (на моём уровне исполнения, конечно).
Но совсем без живого «фигачилова» тоже тухло. Мне кажется, музыканту полезно иногда выйти, помотать хаером, пожужжать, почувствовать живых коллег и людей в моменте. Потом возвращаешься в студию с бóльшим пониманием того, что в конце концов должна делать музыка. В общем для меня оптимально соотношение студии и «живаги» восемьдесят на двадцать процентов.

Сенсаций. Нет: Мы становимся старше, познаём глубже и шире окружающий мир (в том числе музыкальный). Есть ли у тебя:
а) музыка которая заводила и казалась гениальной в юности и вызывающая отвращение сейчас.
б) музыка казавшаяся «никакой» в юности и с удивлением раскрывшаяся как-то кайфово в более старшем возрасте.
в) музыка, впечатления от которой не поменялись спустя годы т. е. что-то плохое так и оставшееся плохим, а что-то классное так и оставшееся классным.

Александр Зилков: За годы занятий музыкой в самых разных позах и размышлений о жизни и культуре вообще, вектор моего восприятия двигался исключительно в сторону «инклюзивности», хах!
Ненавистной музыки почти не стало. Любую стилистику можно так или иначе услышать, если повернуться к ней правильной гранью многогранного мозга. То, что особенно восхищало в юности, к тому сейчас отношусь спокойнее.
Pink Floyd были для меня просто богами когда-то, но со временем иррациональные чувства пропали и осталось довольно скучное уважение и осознание важности этой музыки в истории.
Ранние альбомы Yes, Gentle Giant и King Crimson, продолжают особенно будоражить, но тут я осознаю, что это ностальгический момент — они щекочут во мне юность и былые мечты с иллюзиями, а человек это любит! Единственная музыка, к которой не изменилось отношение — это Битлы. К ним я возвращаюсь каждые год-два, и каждый раз всё так же по-свежему восхищаюсь.

Сенсаций. Нет: И ни одного отечественного примера. У нас всё так плохо в отечестве?

Александр Зилков: В этом списке ещё «По волне моей памяти» Тухманова, но это всё-таки всего один альбом. Мне многое нравилось и нравится в отечественной музыке, и особенно дороги в ней те вещи, которых не было и не может быть в музыке других культур. Но фанател я в юности именно по перечисленным.
Ну и, конечно, самые любимые-родные для меня песни — это собственные.

Сенсаций. Нет: Тебя в твоих видео чаще всего можно увидеть в домашней студии и иногда — в более профессиональной. Другими словами — в современных цифровых студиях. А приходилось ли работать на «аналоге»?

Александр Зилков: С «аналогом» лично я всерьёз не работал. Пару раз сотрудничал с апологетами плёнки и аналоговых пультов. Но ни процесс, ни результат не заставили меня поверить, что аналог мне интересен. А со временем я вообще пришёл к индифферентности по части оборудования, софта и отказу тратить ключевые ресурсы мозга и кошелька на «железо», поэтому аналоговые студии не существуют в моём мире. Я стопроцентно за КПД и скорость/удобство.

Сенсаций. Нет: Ты пишешь свои песни, работаешь с музыкой интересных тебе людей, делаешь успешный видеоконтент широкой направленности, финансово независим и трудами праведными имеешь армию фанов-доброжелателей. Но в сознании многих людей ты олицетворяешь «андеграунд с человеческим лицом».

Александр Зилков: Звучит это красиво, но в поэтические конструкции люди встраивают самые разные свои идеалы, и олицетворять их я не хочу. У меня нет цели быть андеграундом. Я просто учусь и пытаюсь писать честно, но без нарочитого индивидуализма. Пытаюсь выстроить свою жизнь так, чтобы не приходилось делать то, во что не верю и строить из себя того, кем не являюсь. Учусь быть собой, но не раздувать щёки по этому поводу. Учусь и часто ошибаюсь. Мне такой подход к жизни кажется одним из здравых, который подошёл бы многим.

Но нести какой-то флаг и что-то «олицетворять» для масс я не возьмусь. За этими флагами идут очарованные дети (любого возраста), а я не хочу вести детей. Хочу жить среди взрослых. А взрослые люди сами несут свои флаги, осваивают свои ресурсы и строят взаимовыгодные отношения со окружающими. Предпочту быть рядовым в таком обществе, нежели генералом в детском саду.

Автор: Василий Виноградов