Должен ли поэт иметь свою точку зрения на окружающий мир со всеми его событиями, если он сам часть этих событий? О войне на Донбассе, концерте на Майдане и хитах, которыми, может, и не стоит гордиться, поделился своими мыслями лидер группы «Бахыт-Компот» Вадим Степанцов в интервью «Сенсаций.Нет».
За последнее время, ввиду военной спецоперации российских войск на Украине, у поклонников творчества разных артистов не единожды случались разочарования от осознания двуличности некоторых кумиров, чей авторитет казался незыблемым в сложившемся социуме. Не хочется показывать пальцем ни на кого из спешно уехавших за рубеж. Или удивляться даже не антиправительственным речам, а откровенной грязи, зачем-то выплюнутой в сторону «этой страны». И те, и другие сформировали свою линию поведения не в одно мгновение.
Но мы, всё же, живём в свободной демократической стране и плюрализм мнений имеет место быть. Лидера группы «Бахыт-Компот» Вадима Степанцова безоговорочно можно отнести к творческой интеллигенции, правда, сквозь широкую палитру фирменного ироничного стёба всегда видна его гражданская позиция безапеляционно патриотического направления.
— В этой связи хотелось бы начать с вопроса, а существует ли другой Вадим Степанцов, у которого есть серьёзное, в общем понимании этого слова, творчество?
— Я специально такой задачи не ставил, но когда беда пришла в мой родной Донецк, то фокус творчества сразу переместился. Ирония никуда не делась, но в моём донбасском цикле, который написан, условно, с 2014 по 2017 годы, очень много стихов, где совсем нет иронии. Все они опубликованы в моих соцсетях. Я там делюсь своим творчеством, как старым, так и новым, регулярно — почти каждый день.
Сейчас, когда случилась уже следующая фаза противостояния, я заново всё публикую во «Вконтакте» и «Фейсбуке» (соцсеть, признанная судом экстремистской — прим. редакции), пока меня не заблокировали. И пусть я настроил vpn, но понимаю, что «враг не дремлет». Кстати, этот цикл стихотворений доступен не только в сети, но и увековечен в книге «Мастодонт», опубликованной под маркой издательств «Старый Кремль» и «Пятый Рим». Вот один из стихов, особенно мне близких:Донецк. Район Вторая Площадка
Тут в мирное время, наверное, пить было сладко
Компот, самогон или чай — что кому по душе.
Разбитыми окнами смотрит Вторая Площадка
На восемь оставшихся бабок и трёх алкашей.Посёлок Вторая Площадка, сирень, двухэтажки.
Когда-то кипела здесь жизнь и работа была.
Но тётка Гарпина по-прежнему грязь и бумажки
На улицах здесь подметает, такие дела.Сидят на обломках печальные сепаратюги,
Есть свет здесь и газ, только крыша немного течёт.
А этим, за линией фронта, война — буги-вуги,
«Усэ — Украина!» — а жизнь человечья не в счёт.Мэр Игорь бухает нехило, но делает дело,
А бабки бухают всё время, и как не бухать?
Там снайпер сидит, а вчера мина здесь пролетела.
И ждёт миномётчика где-то под Киевом мать.АТО. «То не мы, то Россия войну развязала!» —
Ага. И она же всем вам наскакала Майдан —
Алина Кабаева пряники там раздавала,
И Ленинов к бесу она же разрушила вам.Ах, дедушка Ленин! Ах, мудрый усатый Иосиф,
Кто ж знал, что Галиция станет кошмарить Донбасс?
Из праха восстав, Украина зажгла Новороссию.
Учитесь у Нэньки. Ребят, ополченцы, за вас!Из искры рождается пламя. Оно будет страшным
Для всех, кто детей и бабулек расстреливал тут.
Не дайте пощады согражданам вашим вчерашним.
Галицию — в Польшу. А Новой России — салют!
— В прессе вас любят позиционировать, как очень патриотически настроенного артиста. Но вот хочется спросить, не было ли у вас ощущения, что хоть на каком-нибудь этапе эта напряжённая ситуация с Украиной «рассосётся»? Что всё это недоразумение?
— Нет. Я этой публике глядел в глаза на Майдане в декабре 2013 года, когда со сцены можно было безопасно сказать «Россия, Украина, Беларусь — ВМЕСТЕ! Иначе пропадём…» и получить в ответ одобрительный гул толпы. Такое действительно было.
— Это известный случай из вашей биографии, когда вы с группой приехали в Киев с концертом, концерт отменили и вместо этого состоялось выступление на Майдане при огромном скоплении народа. Из-за таких сложившихся обстоятельств, так и подмывает спросить: А вы фаталист? Судьба вела или…
— С одной стороны, да — это провидение, но решение было за мной, выступать или не выступать. Я несколько часов раздумывал над этим моментом, но потом понял, что, скажем, у генерала Карбышева не было выбора и он говорил твёрдое «нет!» фашистам. И вроде бы глупо сравнивать эти ситуации, но если бы спустя месяц-два я бы выступил с теми же словами на Майдане, то меня бы растерзали. А вот в тот момент размышлений, я не знал как оно получится.
— И вы были готовы, к тому, что толпа не примет подобные высказывания?
— Я прикидывал, чем это может обернуться, но понятное дел, что процент «жизнь\смерть» был в сторону жизни. С одной стороны, всё было довольно мирно, а с другой — тёмный нехороший блеск в глазах майданной толпы и, особенно, закулисья, я пронаблюдал и прочувствовал. Они уже были готовы к большой крови.
— Касаемо закулисья… Может артисты и организаторы просто отрабатывали деньги, как это часто бывает?
— Там хватало совершенно искренних людей, особенно тех, кто в возрасте, которые это закулисье организовывали — они, например, разбили там палаточный военный лагерь с печами для обогрева… Вот они были уверены, что творят добро, добро победит и будет свет. Но были и другие, в частности, звукорежиссёр наш, который с неохотой перешёл на русский язык, хотя я сказал: «Розмовляйтэ украиньськой, я розумию». Но как мы все знаем, прекраснодушие всегда уступает место агрессии и тьме.
— Вы мало того, что участник, так ещё и главный вектор не только «Бахыт-Компот», но ещё и «Вадим Степанцов и Мастодонт», и «Вадим Степанцов и Буэно Каминанте Биг Бэнд». Возникает вопрос: Зачем столько? Ведь даже репертуар частично пересекается.
— Скажем так, последний проект «Буэно Каминанте Биг Бэнд» — там я исполняю песни, которые по ряду причин не исполняются «Бахыт-Компотом». А песни хорошие, хотя и забытые. Я не отношусь к тем артистам, кто как Константин Никольский, говорит «Пусть новые песни сочиняет тот, у кого старая плохая». Мне скучно было бы все 30 с лишним лет исполнять только «Пионервожатую» и «Девушку Бибигуль». Хочется идти дальше.
— Другими словами, вы просто разделили потоки творчества и где-то играете новьё, где-то — старьё, а где-то…????
— «Буэно Каминанте Биг Бэнд»! Один мой старый знакомый давно хотел услышать мои песни в новом звучании и собрал ансамбль «под меня». А я сказал: «А давай не пересекаться с нынешним «Бахыт-Компотом»!» И в ход пошли «Раздень меня по телефону», «Универсальная солдатка» и ещё несколько песен, которые «Бахыт-Компоту» не даются, потому что барабанщик у нас хороший, но он не очень «хип-хоповый». Джаз, рок-н-ролл, блюз — это его тема! И вот, скажем, песня «Литература» — одна из самых лучших в моём творчестве, именно в «Буэно Каминанте» себя и нашла. Проект получился очень радужный, с таким карибским и латиноамериканским колоритом.
— Напоминает подход вашего идеологического оппонента Андрея Макаревича, у которого помимо «Машины Времени», тоже много разноплановых проектов.
— В общем-то, да, так и есть. И у Макаревича, и у каких-то ещё артистов музыканты заняты в нескольких коллективах и параллельных проектах. Кутиков там пытался что-то изображать… Маргулис верен себе и много лет идеологически не совпадает с Макаревичем, но как-то это открыто не афиширует, однако всю жизнь выступал со своими блюзами достаточно успешно в клубном формате. Так что и у меня некоторые музыканты являются участниками и других групп. Это нормальная практика для российской рок-сцены, которая не имеет достаточного количества средне-мелкооптового формата клубов, который можно, что называется, окучивать не будучи коммерсантом, как Макаревич. Но я всё равно иду по этому пути.
— А вот всегда было интересно, как в современных реалиях зарабатывают на жизнь участники «Бахыт-Компота». Если с Макаревичем понятно — он стадионный артист и чем бы ни занимался ещё, всё равно основной источник доходов — это «Машина Времени». Вадим Степанцов с любым из своих проектов стадионов не собирает…
— Все музыканты из всех моих трёх проектов решают этот вопрос по разному. Кто-то играет в других группах или оркестрах. Некоторые трудятся в очень серьёзных коллективах, например в Ансамбле песни и пляски им. Александрова. Есть и такие, кто работает в сферах далёких от музыки. Например, басист Казимир Алмазов — массажист и банщик, а раньше был шеф-поваром в разных ресторанах. Балалаечник Андрей Ежелев был до недавнего времени кролиководом, а сейчас открывает мясной цех. Если у человека есть ещё другие профессии и таланты, то это здорово и этот человек может позволить себе заниматься той музыкой, которая ему нравится. Поэтому у меня ребята сейчас такие вот энтузиасты.
Я сам до недавних пор несколько лет был стихотворным колумнистом на портале «Рен. ТВ». Как «Гражданин-поэт Дмитрий Быков», только с другим знаком. Публиковал от начала Болотных протестов свои стихи на злобу дня, а мне предложили делать то же самое за довольно неплохие деньги. Писал, в итоге, по велению души и надсмехаясь над ничтожеством нашей протестной, а потом и майданной публики.
— Вы неоднократно писали тексты песен для известных и не очень артистов. Взять тех же «Браво» с их песнями «Добрый вечер, Москва!» и «Король Оранжевое Лето» или «Лигу Блюза» с хитом «Мой мышонок». Это, конечно же, далеко не полный список. А случились ли «на стороне» песни, которыми вы по-настоящему гордитесь?
— Я не могу сказать, что прямо уж сильно горжусь, что я написал для «Браво», хотя многие люди и тогда, и до сих пор выражают благодарность за «Король Оранжевое Лето» и «Добрый вечер, город мой» и ещё ряд песен. Очень удивляются тому, что я автор. Но повторю: там ничего особенного я не написал и с точки зрения поэтической там гордиться нечем — какие-то милые бульканья для эстрады. Это может сделать каждый. Часто меня спрашивают: «А стильный оранжевый галстук тоже вы…??», на что я отвечаю: «Оранжевый? Только Короля!». Это ремесло такое, очень посильное средней руки стихотворцу.
Касаемо чисто поэтических выплесков, то самая большая гордость — это композиция «Вечерние размышления молодого чукчи о косяках полярных карасей и дельте реки Анадырь, о Божием величии и о галантных свиданиях с девушками из поселка Нунлигран» для группы «На-На», где они использовали чукотские мотивы для пения. Там у них ещё был задействован народный хор из посёлка Эргырон. Сама композиция безумно красива, в стиле world-music. Она достаточно случайна на палитре «Наны» и это не «Упала шляпа», авторство которой тоже любят приписывать мне. Но вот в этих «Размышлениях», где звучит речитатив из уст Володи Политова, есть и поэзия, и метафизика, и глубина.
— Сейчас принято считать, что время убыстряется, информации очень много, поэтому когда возникает потребность кратко представить фигуру Вадима Степанцова, скажем, для молодого поколения, то… то почему бы не обратиться к первоисточнику!
— На войне тост должен быть коротким, как выстрел! Что касаемо меня… Вадим Степанцов — Великий Магистр Ордена куртуазных маньеристов, исполнитель собственных виршей.
— Есть подозрение, что реакция большинства, в лучшем случае будет: «Чё?»…
— Есть люди в любом поколении у которых внутренний камертон настроен на более высокие сферы, их земное в меньшей степени волнует, чем всё вот это мерцающее в вышине. И поэтому при словах «Великий Магистр» гарантирован интерес у нескольких процентов людей из молодой публики. Вот за эти проценты и будем биться!