Вадим Степанцов: Я — диссидент в современной культуре

Вадим Степанцов: Я — диссидент в современной культуре

Поэт и музыкант Вадим Степанцов уже не первый год открыто, не боясь говорит о своих политических взглядах, отношению к действующей власти, событиям на Украине, к протестам. В общем, идет в буквальном смысле против навязанного массовой поп- и рок- культурой мнения. Об этом, а также о самоизоляции, новом сборнике стихов и старых песнях главный редактор «Сенсаций.Нет» Александр Фролов с ним и пообщался.

Вадим Степанцов

Справка: Вадим Степанцов — Магистр Ордена куртуазных маньеристов, основатель и бессменный лидер группы «Бахыт-Компот», автор проектов «Бедлам-Капелла» и «Masta Don’t», автор текстов песен для групп «Браво», «ТаТу», «На-На» и еще нескольких российских исполнителей. С 2013 года занимает активную пророссийскую и «антимайдановскую» позицию. Неоднократно выступал на Донбассе, охваченном войной. Регулярно открыто смеется (часто в стихотворной форме) над так называемыми «либералами», в том числе и от искусства.

— В культуре, нужно сказать не только андеграундной, в последние годы новый тренд — протесты, «борьба с властью», «призывы на баррикады». Хайп на этой теме ловят не только молодежные коллективы, вроде Ice Peak, рэперов Хаски и Noize MC, группы «Порнофильмы», но и старые рокеры, вроде Юрия Шевчука, Бориса Гребенщикова и Андрея Макаревича, муж Пугачёвой Максим Галкин примкнул, Сергей Шнуров отжигает… Да что тут перечислять? Мне кажется, что весь «бомонд» знает, как модную молодежную историю с протестами подхватили все, кому не лень, а у тебя в творчестве в это же время ровно обратное направление движения.

Я — рыцарь-тамплиер, клятву давал. На самом деле идти против течения, против движения масс — это по-настоящему рок-н-ролльно и лучше, чем «задрав штаны бежать за Комсомолом», как это делает большинство вслед за «Порнофильмами». Но с молодых и взятки гладки, им положено «бунтовать», а «старые негодяи», вроде Макаревича и Гребенщикова давят такого «наивнячка», хотя лицемерят давно и за это им, наверное, респект и уважуха.

Но в этом году замечаю, что все больше и больше рокеров-старперов, с возрастом 50+-, вдруг перестают соблюдать нейтралитет и скатываются до глупых кричалок про Путина. Тут действительно и Галкин, и Дима Спирин из «Тараканов», ему, мне кажется, нужно продолжать туры по Украине, которые он частично уже успешно откатал. Может действительно, рынок в соседней стране не до конца окучен, потому нужно на публику делать некие реверансы в сторону «свободы»…

— А ты же сам вроде бы внесён во всякие базы «Миротворець»?

Конечно, с самого начала, можно сказать, с 2015 года, с тех пор, как первый концерт на День Победы мы отыграли на Донбассе, так в полный рост, со всеми «преступлениями против государства Украина».

скриншот с запрещенного в России украинского сайта «Миротворець»

— Но на Донбассе ты же регулярно появляешься?

Год пропустили, в 2020 собирались выступить в Луганске, потому, что там никогда не были раньше, все в Донецк, да в Донецк, но в связи с этой «ковидлой» у нас не срослось. Нужно сказать, что и в Прибалтике мы по той же причине не смогли выступить и, кстати, там тоже ранее никогда с гастролями не были.

Вообще нужно отдать должное, в Луганске они люди пуганые и свою природную «чуйку» включили сильно заранее, понимая, что будет с этим самым вирусом. А наши прибалтийские друзья тянули до последнего и только уже перед самой поездкой массовые мероприятия отменили.

— Погоди, где Прибалтика и где твои политические взгляды и современная музыка?

Ну, во-первых, мы не «Бах! (-ыт) Компотом» собирались ехать, а в составе трио «Бедлам Капелла» со стихами… Но это даже круче в плане трансляции моих политических воззрений и взглядов на социум. Но решились, почему нет?

Опять же, в качестве примера приведу. Был такой фестиваль KUBANA, история которого закончилась как раз под Ригой. Ее организатор Илья Островский решил, что там будет самое идеальное место. Ничего хорошего из этого не вышло, потому что русские люди, живущие там под неким культурно-политическом прессингом, они отнюдь не за те ценности, за которые выступает «либеральная прослойка». Как итог — KUBANA провалилась, организатор скрывался от кредиторов, вроде бы только сейчас в плане финансов выправился. Но это говорит о том, что там люди готовы слышать «ржаное русское слово», а не общечеловечески-либеральное.

— И тут мы снова возвращаемся к первому вопросу. Вот есть такой Youtube-деятель Юрий Дудь. Я так понимаю, что у музыкантов сейчас считается за высший пилотаж — попасть к нему в программу. Незабвенного Константина Кинчева юный интервьюер, помнится мне, убеждал в том, что если рокер не протестует, значит он — не рокер… Ну да это лирика, просто у тебя Дудь попал в творчество, а не наоборот, один из ваших последних хитов так и называется «Мой личный Дудь». К чему это вы?

Я так полагаю, что где-то подспудно автор хотел сказать, что Дудь — это пустышка… А получилось, что песня вроде как о Дуде, а на самом деле вообще ни о чем. … Хотя нет, я подумал, смысл там есть! Она о еде. Как говорит наш клавишник Дмитрий Талашов: «В Вологде никогда не будут голосовать против Путина. Потому, что еда в Вологде появилась только при Путине».

— Боюсь спросить, какой скрытый смысл в песне «Шаман Саня». Клип вы снимали еще до всеобщего карантина, а закрыли прототипа главного героя только сейчас… Пророки?

Да ну! Его же постоянно закрывают. Ну, по крайней мере, в газетах регулярно сообщают. Вот был такой никому не нужный городской сумасшедший. Вдруг он путем неких «форрестгамповских» хождений превращается в «народного героя». А что? Хорошо! Ты идешь, тебе по пути наливают, девок подкладывают… Хорошо же! Жизнь, рок-н-ролл! У нас Артемий Троицкий так его любит, потому что чувствует душу истинного рок-н-ролльщика.

— Кстати, вы же друзья были с Троицким? Сейчас он на той стороне, которая «за все хорошее против всего плохого»…

Да, все вещает про «банду Путина». А так, политические мировоззрения как-то на взаимоотношения людей влияют. Мы последний раз виделись на одной тусовке в «Китайском летчике Джао Да». Он был сначала холоден, потом подвыпил-подобрел и даже с удовольствием, говорят, прослушал песню про шамана Саню. То есть, пьяному она ему понравилась.

— Ну, раз по творчеству пошли, как вообще у тебя проходит «творческая самоизоляция»?

Так вот, клипы ваяем с ребятами. Народ снимает там по своим углам и делянкам, наш гитарист Ян Комарницкий ваяет. А для ВИА квартета «Маста Донт» ваяет Андрей Близнюк — бывший музыкант группы «Ландыши», теперь у него свой шансон — рэгги проект под названием «Родина».

Клипы-то не только на новые песни. Есть переосмысление и перезапись старых хитов, вроде вечного «Бухгалтера Иванова». Это коммерческий ход?

Ну какой коммерческий ход? Где я и где коммерция? У меня тысяча, максимум 100 000 просмотров на Youtube. Мы всего лишь хотели переписать в том виде, в котором я это слышу, в котором на концертах играем. Потому, что то, что было записано когда-то на «медные деньги», было сделано, по большому счету, «тяп-ляп». И вот, только сейчас «Бухгалтер Иванов» и «Дас ист Фантастиш» зазвучали именно так, как должны были когда-то.

Кстати, период самоизоляции, должен сказать, значительно удешевляет процесс ваяния клипов. Но, если бы мы с коллегами плясали бы только под старые песни, было бы неинтересно жить. Поэтому после того, как сведём «Дас ист Фантастиш», мы выпустим новую песню, балладу «Дождь Сергей», которая обретет свою картинку.

— Когда мне тыкают пальцами в современных музыкантов и говорят о «настоящем протесте», я всегда в пример привожу песню «Империя» в твоем исполнении с клипом, снятым на большой сцене на Красной площади в 90-е годы. Пусть условные «Порнофильмы» попробуют так же. Потому что подтекст важен, потому что сказать «Путин плохой» может каждый, а сделать это так красиво, чтобы в голове у слушателя немного шестеренки начали крутиться…

Моя публика это понимает. Естественно, хотелось бы, чтобы этой самой публики было побольше. Но это вопрос рекламы и масс-медиа…

— …при этом тот же Facebook регулярно тебя блокирует…

Не только блокирует, но и сужает, скажем так, «обозримость» моих постов на Facebook, просмотров меньше, комментариев тоже. Кстати и Youtube ведет себя так же. Может быть, конечно, я слишком много вообразил, но слышал уже не от одного человека о том, что неугодных там немного поддавливают.

— У тебя очень много стихов в соцсетях публикуется, причем на злобу дня в новостной повестке. Из последнего, самое яркое это про дело «Сети». Без привычного сарказма, очень жесткое стихотворение. И в то же время выходит прекрасный стёб про «яхту Абрамовича». Мы же это в бумаге всё прочитаем в скором времени, правда?

скриншот страницы Вадима Степанцова Вконтакте

 

Как только выйдем из «ковидлы», будем делать. У меня есть друзья — небольшое семейное издательство «СТиХИ», они делают хорошую серию под названием «Срез». Я им чем-то помогаю, чем могу. Они издали отличную книжку «Рокером быть в России» и думаю, что мы соберем еще одну.

— Это хорошо, что книги хоть выходят. Потому что в свете всего вышесказанного, я не удивлен, например, что появляются новости о том, что тебя на какое-то мероприятие не пустили…

Была история с одним клубом на Цветном бульваре. Там какие-то девочки предоставили площадку поэтессе из Луганска Анне Долгаревой. И спросили у нее, кого бы пригласить из «маститых» для привлечения внимания. Анечка назвала мое имя. Они меня пригласили, а потом в какой-то момент поняли, что Степанцов — «вата», «путиноид» и «рыло», и ей сказали, что не против меня, но «можно он не будет читать стихи про Украину, Донбасс и прочее?». На это Аня, у которой стихи ровно про Украину, Донбасс и она, на секундочку, воевала, очень сильно возмутилась.

А я, если честно, вообще не собирался читать стихи про все это, я собирался прийти отдохнуть, выпить, повеселиться… В итоге, все мероприятие перенесли на Бадаевскую фабрику, в какой-то другой кабак. Но я и туда не пошел, и сказал, что бежать от кого-то и куда-то не собираюсь.

— Так что, получается — ты самый настоящий современный диссидент?

В итоге да, я — диссидент. И не один я, тот же Захар Прилепин регулярно пишет о том, что мы в этой прослойке «фейсбучно-социальносетевой» в абсолютном меньшинстве, но мы — есть, хоть наши голоса не так слышны…

P.S. Ну а мы, в свою очередь, напоминаем, что по выходным у нас на сайте выходит «околокультурный» подкаст, в котором мы, если честно, частенько вспоминаем творчество Вадима Юрьевича. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с вышедшими выпусками, а в грядущие выходные мы вас попробуем немного удивить.

Автор поста: Александр Фролов