18.5.2021 02:05

Трибьют и кавер. В чем разница?

Трибьют и кавер. В чем разница?

Отношение к творческим коллективам и отдельным исполнителям, которые играют со сцены музыкальный материал, который не имеет к ним отношения, сложно уложить в слово «двойственное». Вопрос крайне широк и даже после безжалостного процесса под кодовой фразой: «Надо бы сузить!», всё равно требует глубокого и всестороннего рассмотрения.

Приступим!

Изображение: Коллаж «Сенсаций.Нет»

Самый «простой» вариант — это сыграть известное произведение в оригинальной аранжировке. И вот тут наступает момент тонкого баланса — ведь в новой версии чаще всего хочется показать не только исполнительское мастерство и качественную запись как таковую, но и аранжировать как-то по новому. При этом всегда есть опасность во-первых, не справиться с собственной манией величия и по-крупному заиграться в это самое «собственное видение известного произведения» и, во-вторых, сделать совершенно безликую кавер-версию, которая ничем не отличается от оригинального звучания и, по сути, не подразумевает сколько-нибудь внятного результата.

Изображение: Коллаж «Сенсаций.Нет»

Видео-ролик (ниже) на необычайно красивое и уже однозначно бессмертное произведение «Нежность» Александры Пахмутовой (о ней недавно мы публиковали большую статью) в исполнении известного российского гитариста Дмитрия Андрианова крайне любопытен. Андрианов вместе с коллегами-музыкантами превратил песню в инструментальное произведение и, немного изменив общую канву, но не испортив ни настроения, ни основных мелодических ходов, реально смог как-то по-новому преподнести всем известный лирический шлягер советского времени.

Уже не одно десятилетие существует такое явление, как трибьют-бэнды. Не стоит путать их с «обычными» кабацкими кавер-группами, которые играют в режиме «Чего изволите?» и целиком зависят от вкуса публики, которая платит за свои музыкальные желания. А там уж вали в одну кучу песни «Ленинграда», Михаила Круга, «Землян» с их «Рокотом космодрома» и Веркой Сердючкой напоследок. Кто платит, как говорится, тот и заказывает музыку. Немного другого порядка явление — названные выше трибьюты. Есть множество коллективов, которые выбирают творчество одного какого-то исполнителя или коллектива и аутентично воссоздают звук и внешний облик любимого артиста. Эти действия на сцене, по сути, даже не совсем концерты, а, скорее, спектакли.

Изображение: Коллаж «Сенсаций.Нет»

Возникает вопрос: а зачем это? Ответ очевиден: ни «AC/DC», ни «Beatles», ни «Queen», ни «ABBA», ни даже «Shoking Blue» со своей «шызгарой» по ряду весомых причин не приедут с гастролями уже никуда. Либо, в лучшем случае, доберутся только до стадионов крупных столичных городов. Вашему вниманию предлагается современная японская реинкарнация легендарной британской рок-группы «Rainbow». Исходя из описания — это разовый проект, как дань уважения вокалисту «Радуги» Ронни Джеймсу Дио. Концерт прошёл в небольшом клубе, и по всем антиковидным правилам зрители отделены от музыкантов стеклянной перегородкой, но это вряд ли делает качество выступления хоть на один процент ниже.

Песенное попурри — также беспроигрышная тема, ведь время активного внимания зрителей — не резиновое, даже если попурри из хороших песен. Русский человек от природы склонен к мелодизму, чем вовсю с удовольствием пользуется метал-группа «Ария», с успехом сочиняя напевные песни. В вашей голове не укладывается рядом «металл» и «мелодично»? Послушайте инструментальное попурри из нескольких композиции «Арии» в исполнении небольшого военного симфонического оркестра!

Автор поста: Василий Виноградов