Сложно представить, что этой маленькой улыбчивой женщине несколько месяцев назад пошёл десятый десяток (!) лет. Её музыку хотя бы раз слышал абсолютно любой вменяемый житель нашей страны, ведь только написанных эстрадных песен — более четырёхсот, а ведь были и более крупные формы…
Талант Александры Николаевны Пахмутовой — сокровище, не требующее поправки ни на какие ветра и своей ценностью абсолютно устойчивое к любым колебаниям общемировой музыкальной культуры.
Родилась Александра Николаевна в 1929 году в небольшом посёлке Бекетовка, под Сталинградом. Её отец, хотя и работал на электростанции, но очень любил музицировать на пианино, что несомненно сыграло свою роль в музыкальном развитии дочери. Но как объяснить, что первые мелодии девочка начала сочинять с трёх лет, а попытки играть на пианино начались, как только маленькая Саша смогла дотянуться до клавиш… И ведь как много таких историй, когда родители не только не поддерживают, но и фактически гасят творческие задатки своих детей, превращая их в лучшем случае в бытовые способности извлекать стройные звуки из пылящегося инструмента. Александре Николаевне явно повезло с родителями, поскольку все её музыкально-сочинительские порывы исключительно одобрялись и поддерживались.
В возрасте семи лет Пахмутова была записана родителями в музыкальную школу. Желание заниматься музыкой было столь велико, что девочку совершенно не пугало расстояние в 18 км от дома, которое приходилось преодолевать любыми способами, чтобы успеть на занятия. Тут стоит отметить, что несмотря на малый рост и утончённые музыкальные интересы, росла Александра Николаевна натуральной пацанкой, яростно гоняя футбольный мяч с окрестными мальчишками.
Вечером 21 июня 1941 года, будучи четвероклассницей музыкальной школы, юная Пахмутова играла произведения Гайдна на Сталинградском радио, а утром 22 июня — выступала в числе первых в городском парке, играя перед зрителями свои собственные произведения, но концерту не суждено было завершиться — всё прервалось с объявлением о начале войны.
И вот в возрасте одиннадцати лет, после участившихся бомбёжек и стремительно надвигающегося фронта, семья Пахмутовых была эвакуирована в Казахстан, где было уже не до музыки — отец был на фронте, а мать и старшая сестра работали на заводе. И пропасть бы всем творческим задаткам девочки, если бы случайно (на нём просто никто не умел играть!) в её руки не попался бы аккордеон, который был с успехом усвоен, несмотря на свои размеры.
После освобождения Сталинграда семья Пахмутовых при первой же возможности вернулась домой, где их ждали руины не только их дома, но и целого города. Но Александра Николаевна и тут спасалась музыкой, давая концерты по госпиталям для раненых бойцов.
В Москву Пахмутова отправилась в 14 лет и поступила в Центральную музыкальную школу (ЦМШ) при Московской консерватории. Жить приходилось у знакомых отца в одной комнате, где было столь тесно, что места для пианино просто не было, как и денег на него. Выход был один — вставать рано-рано и пешком (общественный транспорт ещё не ходил) приходить до начала уроков, чтобы позаниматься на инструменте. Однако, карьеру пианиста Александра Николаевна, как основную профессию, никогда не строила — слишком большая нагрузка для миниатюрных рук. Но всё равно уровень владения инструментом поддерживала всегда на высоком профессиональном уровне. Так что закончив ЦМШ, Пахмутова поступила на теорико-композиторское отделение Московской консерватории. А после её окончания — в аспирантуру, которую закончила в 1956 г. Тогда же Александра Николаевна познакомилась со своим будущим мужем Николаем Добронравовым — поэтом, с которым у неё сложился самый крепкий творческий союз, хотя стоит отметить, что и с другими авторами текстов песен не раз были успешные творческие тандемы.
Нетрудно догадаться, что основной специализацией выпускников Московской консерватории была академическая музыка, но интерес к песенному жанру пересилил. Чтобы не быть голословным, приведём список довольно малой части произведений Пахмутовой. Довольно легко спрогнозировать, что минимум треть из этих песен будет знакома любому прочитавшему этот список.
Хорошие девчата (1962)
Старый клён (1962)
Главное, ребята, сердцем не стареть! (1963)
Нежность (1965)
Орлята учатся летать (1965)
Трус не играет в хокей! (1968)
Надежда (1974)
И вновь продолжается бой (1974)
Белоруссия (1975) ВИА «Песняры»
Беловежская пуща (1975) ВИА «Песняры»
Как молоды мы были (1976) — Александр Градский.
Богатырская наша сила (1979) — Группа Стаса Намина «Цветы».
До свидания, Москва!(1980) — Лев Лещенко и Татьяна Анциферова.
Птица счастья (1981) — ВИА «Здравствуй, песня!»
Я не могу иначе (1982) — Валентина Толкунова.
Поклонимся великим тем годам (1983) — Людмила Зыкина., Иосиф Кобзон.
Русский вальс (1992) — Юлиан.
Не секрет, что Александра Николаевна довольно плодовитый автор и помимо любимых народом шлягеров, в большом количестве писала музыку для документальных фильмов, радио-спектаклей и театральных постановок, а так же музыки и песен к различным памятным датам.
Поэтому не стоит удивляться агитационным произведениям вроде кантаты в пяти частях «Ленин в сердцах у нас» или песни «Гайдар шагает впереди». Немало и адресно-географических песен, явно нацеленных на успех в конкретном регионе страны, например: «Город мой, Воркута», «Гудят сирены над Ангарой», «Песня об Ангарске», «Где-то в поле возле Магадана» и «Счастья тебе, Литва!». Песенный цикл «профессионального» типа так же не менее велик: «Марш молодых строителей», «Песня ракетчиков», «Мы учим летать самолёты», «Усталая подлодка», «Машинист», «Геологи» — и это только малая часть подобных произведений. Есть даже более специфические и узконаправленные вроде «Что такое ЛЭП?» и «Мяч и шайба». Наверное, не стоит говорить и о песнях посвящённых Великой Отечественной войне «Сидят в обнимку ветераны», «Если отец герой», «Неизвестный солдат», «Партизанская песня»… Зачем о них говорить, если достаточно просто петь? Чем народные массы вдохновленно и занимались.
Возможно, сочинение проходных (на первый взгляд! — прим. авт) песен — это один из способов держать себя в тонусе. Ведь предугадать успех того или иного музыкального произведения у народа не представляется возможным. Но даже если эти периоды творчества — это «ремесленничество», а не «божий промысел», то всё равно очевидна истина — как ни назови эти произведения, но словом «халтура» охарактеризовать их не получится.
Как видно из вышенаписанного, жизнь Александры Николаевны на первый взгляд не кажется ни тяжёлой, ни героической — все события вполне соответствуют духу того непростого времени. Но «много» или «мало» жизненных испытаний — понятия довольно размытые, в силу индивидуальности восприятия, скажем, читателя этой статьи. Но одно ясно точно — даже если авторство многих пахмутовских песен сотрёт время и их «на всякий случай» запишут в «народные» — это будет очередным доказательством незыблемого таланта этой маленькой улыбчивой женщины, наверняка успевшей на десятом десятке (!) лет уже точно осознать, сколько любви и счастья она подарила своей музыкой миллионам людей.