«Монстры рока» 29 лет спустя. Годовщина «Тушинского побоища»

«Монстры рока» 29 лет спустя. Годовщина «Тушинского побоища»

Сегодня довольно необычная статья из рубрики «Старая газета». Все дело в том, что один из самых масштабных по количеству публики концертов за всю историю музыки в советской (напомним, СССР 28 сентября 1991 года еще условно существовал) прессе отражался скупо, нам удалось найти всего лишь несколько публикаций. Например в «Правде» «Монстрам рока» была посвящена маленькая колонка на второй полосе, а в «Известиях» событие вообще никак не освещалось.

Рубрика «Звуковая дорожка» в Московском Комсомольце такое событие пропустить не могла никак — молодежное издание, всё-таки, потому дали анонс и потом целую серию статей.

Подшивки «Комсомольской правды» за 1991 год у нас под рукой не оказалось, зато на просторах Интернета нашлись цитаты из той публикации:

«Публика начала подтягиваться на Тушинский аэродром с вечера 27 сентября. Настроение у ребят было хорошее, в рюкзаках весело позванивали бутылки. По некоторым оценкам, в ночное вышло около полутора тысяч человек. Жгли костры, подкреплялись, слушали музыку, сами пели.

Ночевали меломаны прямо на земле — благо, ночь выдалась довольно теплая. И все же с утра ребятам захотелось согреться. Вместо зарядки перевернули машину с продуктами. После чего, видимо, подустали и решили еще немного отдохнуть.»

«Комсомольская правда», 1.10.1991 года

Но на самом деле все это и без нас можно найти в Интернете. Как фильм-концерт, смонтированный много позже.

На самом деле, по подсчетам разных аналитиков концерт посетило от 600 тыс. до 1,6 млн зрителей. Больше — только у группы Queen в 1985 году в Сиднее (2 млн)  и у Рода Стюарта на концерте в Рио-Де-Жанейро в 1994 году (4 млн).

Однако, как уже говорилось выше, мы бы хотели сегодня немного рассказать о судьбе музыкантов, которых 29 лет назад пришли послушать сотни тысяч людей. Так сказать в порядке их выступления на сцене.

PANTERA

В 1991 году группа только-только начала путешествие по миру со своей новой программой, обновленным стилем и новым вокалистом Филом Ансельмо. Довольно удивителен тот факт, что даже самые преданные фанаты «Пантеры» даже не знали, что начинали Грув-металлисты именно на Глэм-Рок сцене в 80-е годы и особой славы на этом поприще не снискали.

Впереди были очень громкие 90-е годы, PANTERA была чуть ли не единственной металлической группой, билеты на  концерты которой раскупались задолго до самого события. Их музыка повлияла практически на все коллективы, которые появлялись в 90-е годы на тяжелой сцене: Slipknot, Korn, Limp Bizkit, Lamb of God и множество других. По сути, PANTERA стала родоначальником и законодателем жанра Грув-метал.

Гитарист Даймбег Деррел был застрелен фанатом прямо на сцене во время концерта в городе Коламбусе (США) в 2004 году. Его родной брат барабанщик Винни Пол умер во сне в 2018 году. Басист и вокалист PANTERA до сих пор занимаются музыкой, но их проекты (один был даже совместный) даже близко не дотягивают до уровня творчества музыкантов в 90-е годы.

Э.С.Т

Металлисты родом из СССР «Электро-судорожная терапия» попали на сцену «Монстров рока» в 1991 году благодаря телефонному опросу среди зрителей. Нужно сказать, что самобытная (не калька с западных групп) металлическая сцена в Советском Союзе была на тот момент не очень велика, потому неочевидный сегодня выбор «ЭСТ» как представителей советской металлической школы тогда мог казаться неочевидным (простите за тавтологию).

Рассказывать о взлетах и падениях проекта в 90-е и начале нулевых годов, наверное, бессмысленно. Одно время клипы «Э.С.Т.» даже крутились на центральном телевидении и в ходили в ротацию MTV, но все творческие планы коллектива оборвались летом 2009 года, когда бессменного лидера группы Жана Сагадеева нашли мертвым в его квартире в Москве.

The Black Crowes

Проект братьев Робинсонов в начале 90-х годов только набирал обороты, казался перспективным и долгоиграющим, но… В итоге за пределами США много звезд не хватал. Группа распадалась и снова сходилась до тех пор, пока в 2015 году окончательно не развалилась из-за творческих разногласий.

Metallica

На этом месте должен быть огромный материал про становление, «большую четверку», изменения в стилистике, смене басиста, полнометражный фильм-концерт в 3D… Но зачем?

Попробуем высказать собственное мнение. В 1991 году Metallica была еще той самой «Металликой», эталоном, родоначальником всего, чего можно, кумирами миллионов и такой же является по сей день, несмотря на то, что неоднократно экспериментировала со звуком и стилями. Факт остается фактом — на тех концертах, которые они дают в России они практически не играют ничего из репертуара, вышедшего после 1991 года и потому выступление на «Тушинском побоище» можно считать эталонным.

AC/DC

Примерно тоже самое можно сказать и об австралийцах AC/DC, которые стали эталоном и примером для огромного количества рок-коллективов, и в особом представлении не нуждаются. В начале нулевых группа вошла в зал славы Рок-н-Ролла.

В 2017 году умер один из основателей группы Малкольм Янг, брат Ангуса и дядя Стива Янгов, которые по сей день играют в AC/DC. В 2016 году из-за проблем со здоровьем вокалиста Брайана Джонсона временно заменил другой легендарный певец — Акс Роуз (ставший объектом насмешек в Интернете из-за этого). Сообщается, что Джонсон вернется на свой бессменный пост в 2020 году…

 

P.S. Эта статья в рубрике «Старая газета» — некий эксперимент, который мы уже пару раз пытались провести. Брать какое-то событие и следить за судьбами героев. «Сенсаций.Нет» уже рассказывали таким образом про Олимпиаду-1980 в Москве и про газеты и журналы 20-х годов. Будет ли такой формат востребован читателем, зависит, собственно, от самих читателей.

Не дайте новостям себя обмануть!  

Автор поста: Яков Пименов