От редактора: Нужно напомнить, что это уже третий текст Василия Виноградова из своеобразного цикла истории музыкальных инструментов. Ранее он рассказывал читателям «Сенсаций.Нет» о «советском гитарном Страдивари» и истории гитары в СССР и о банджо. Сегодня речь пойдет об органе Хэммонда.
Василий Виноградов: Не стоит судить обывателя, искренне любящего музыку, например за то, что он не задумывается какие конкретные музыкальные инструменты звучат в любимой песне. В музыкальной колонке здесь — на «Сенсаций.Нет»— заходя с той или иной стороны мы всячески складываем мозаику музыкальной картины мира, выковыривая по мере сил те белые пятна, которые коварно сужают кругозор наших читателей.
Hammond Organ — как много в этом звуке… вернее, как много его звуков разлилось в уши любителей рока, джаза, регги и фанка…
Плей-лист для затравки, так сказать.
И вот пока для тебя, дорогой Читатель, звучит эта музыкальная подборка, нелишне будет узнать, кто же виновен в тех чарующих звуках, которые не попадают под определения “вокал”, “гитары” и “барабаны”. Этот инструмент появился почти сто лет назад и к тому времени, когда его звук стал обязательным атрибутом, скажем, мелодичного хард-рока, Хэммонд-орган (здесь и далее — орган — ударение на последнем слоге — прим. авт.) можно было со всей уверенностью назвать «дедушкой» среди музыкальных электро-инструментов.
Но до этого момента история создания и задуманная сфера применения была всё же иной.
Впрочем, начнём сначала. Вот, скажем, название — отчего оно такое? Тут довольно просто — создателя этого музыкального инструмента звали Лоуренс Хэммонд. Человеком он был незаурядным и патент на “Орган Хэммонда” в 1934 был далеко не первым в его изобретательской, весьма успешной, карьере. Изобретательность и находчивость Лоуренса Хэммонда без сомнения достойна голливудской экранизации отдельным биографическим художественным фильмом и та часть, где оживят историю создания электрического органа, наверняка будет самой яркой.
Начнём с того, что Лоуренс Хэммонд не был музыкантом и не умел играть на пианино, да и идея очередного “стартапа”, как сказали бы сейчас, пришла ему в нелёгкое время для Америки, которой в то т момент вовсю овладела Великая Депрессия. Но, как вспоминали люди, которым довелось работать с Хэммондом — эта самая депрессия никак не повлияла ни на пытливый ум, ни на авторитарный нрав изобретателя. В то время, пока оставшиеся без работы работяги глушили своё горе на дне пивных стаканов или ходили на протестные демонстрации, у Хэммонда было только выпотрошенное пианино и осознание того, что ему необходимо сделать коммерчески успешный компактный надёжный инструмент, который будет заменой штатных и стационарных духовых органов в церквях Америки.
В тот момент (да и сейчас тоже) духовой орган представлял собой штучный товар и громоздкий механизм, занимающий очень много места, требующий постоянной отладки и стоящий от 80 до 300 тысяч долларов. Даже сейчас это очень солидная сумма. Но цена за “Орган Хэммонда” составляла “всего” 1250 долларов и пусть за эти деньги можно было купить автомобиль, но эта цена была как минимум в сорок раз доступнее.
Каков же принцип работы Hammond’а? В первую очередь, это электро-механический инструмент. Звук получается за счёт вращения небольшого зубчатого колёсика в магнитном поле электромагнитного звукоснимателя, который включается при нажатии на клавишу фортепианного вида клавиатуры. В итоге, этот орган превзошёл в компактности и весе даже пианино. При этом в конструкцию поместились почти 17 тысяч деталей и примерно 13 км. Тонких проводов.
Патентное Бюро США приняло в рассмотрение и оформило соответствующий патент за три месяца, посчитав, что если данное изделие перспективно, то при запуске его в серийное производство, понадобятся работники, которым мистер Хэммонд с удовольствием предоставит рабочие места, что несомненно сработает против Великой Депрессии.
Так и случилось. В первый год производства было продано больше тысячи органов. Первым покупателем стал известный композитор Джордж Гершвин, а вторым — Генри Форд. Да, да, тот самый, который придумал и воплотил конвейерное производство автомобилей.
При наличии столь впечатляющих показателей, завистники и противники нашлись сами собой. Ими оказались, как ни трудно догадаться, производители духовых органов, заявившие протест против использования слова “орган” в названии этого нового электро-механического музыкального инструмента. Так же им не понравилась фраза “может воспроизводить весь звуковой диапазон тембров и гармоник”. Но Лоуренс Хэммонд не зря был уверенным в себе и успешным человеком — он просто вызвал оппонентов “на дуэль”. И в часовне Университета города Чикаго было проведено слушание стационарного духового органа и “Органа Хэммонда” слепым методом, когда несколько групп экспертов, не имея возможности видеть, какой инструмент играет в данный момент пытались это угадать, заполняя специальные отчётные формы.
Итогом стало следующее: название “орган” творение Хэммонда имело право носить безоговорочно и в полной мере, а вот “может производить весь звуковой диапазон тембров и гармоник” было предписано поменять на более точную формулировку в “253 миллиона звуков”.
Наиболее разнообразных звуков помогали добиться динамики системы “Лесли” (Leslie англ.) с любопытной новаторской конструкцией. Внутри внушительной колонки помещалось несколько динамиков, раструбы от которых вращались при помощи электродвигателей, рассеивая звук вокруг с характерным эффектом “тремоло”. Любопытно, что инженер-разработчик этой конструкции Дональд Лесли предлагал сотрудничество Лоуренсу Хэммонду, показав ему своё изобретение, но тот отказался сотрудничать. Лесли в итоге создал свою успешную компанию и вошёл в историю музыки. Хэммонд, вероятно, был раздосадован своим решением, но как и любой авторитарный человек, “заднюю скорость” включать не умел. При этом, всячески надсмехался над творением Лесли, что однако не мешало ему и его инженерам, не смеющим спорить с шефом и вынужденным поддакивать его мнению, иметь колонки системы Лесли для личного активного пользования. Однако, как бы там не складывались отношения двух изобретателей, но связка Hammond + Leslie — это уже классика жанра. Вернее, жанров — джаз, фанк, блюз, регги, кантри и хард-рок.
Усмешка судьбы настигла эту “неразлучную парочку”, когда много лет спустя оба бренда со всеми разработками были куплены корпорацией японской корпорацией Suzuki (для кого-то быть может откровением, что они производят не только автомобили. Японская же корпорация Yamaha, например, тоже выпускает не только мотоциклы и электронику, но и отличнейшие гитары, рояли и синтезаторы — прим. авт.).