07.02.2018 07:03

Не так страшен Бог, как его малюют

Не так страшен Бог, как его малюют
Александр Фролов

Есть мнение, что в нашей стране не без помощи церкви и чиновников процветает мракобесие, религия глубоко влезла во все сферы светской жизни, а законы пишутся христианскими фанатиками. Главный редактор «Сенсаций.Нет» Александр Фролов считает, что эта картинка «чуточку преувеличена».

Гуляющие по сети видеоролики, в которых якобы священники якобы во время проповеди призывают якобы своих прихожан голосовать якобы на предстоящих выборах за определенного кандидата лично меня не задевают никак. Во-первых, во всех них есть определенные признаки монтажа и «фейковости», во-вторых их оригиналы почему-то обнаруживаются датированными совсем не предвыборными годами, а в-третьих даже если они и правдивы, что с этого?

Церковь оказывает определенное воздействие на сознание людей, но такую же власть имеют и политики с политтехнологами и пиарщики с журналистами и даже этот новый подвид homo interneticus, называемый «видеоблогерами». Так чем попы хуже нас? Или всё-таки мы, журналисты, хуже попов? Давайте вместе разбираться. И хочу предупредить, монолог у меня сегодня будет долгим.

Верховенство РПЦ

Для начала процитирую 14 статью Конституции РФ: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». И так и хочется процитировать Оруэлловский «Скотный Двор»: «Но некоторые равнее, чем другие», правда? Отдельные праздники русской православной церкви у нас государственные, высшее руководство страны в храмах со свечками стоит, священники сидят во всяческих комитетах Государственной Думы и Правительства… Могу продолжить список: есть федеральный канал «Спас», отдельные молебны транслируются на федеральных и региональных каналах, центральные улицы крупных городов перекрывают для Крестного хода, участие в котором чиновников всех мастей и уровней якобы «добровольно-принудительное»… Это то, что мы вроде как видим каждый день.

С другой стороны, результаты социологических опросов, проводимых различными центрами исследования общественного мнения, говорят нам, что прихожан именно русской православной церкви в России – большинство. Да, я не верю результатам исследований социологов, ибо примерно представляю, как они проводятся и какие вопросы задаются, но имея данные, что примерно от 50% до 79% населения соотносит себя именно с РПЦ все равно надо признать. Да, как ни считай, русских по национальности и, соответственно, русских православных у нас большинство. Предполагаю, что у этого большинства есть определенные потребности в выражении своих религиозных чувств (или как у них там это называется?): ходить в храмы, исповедоваться, молиться, узнавать новости… То, что правители так выражают приверженность к определенной конфессии, конечно, плохо, но на то они и политики, чтобы угождать (а не подавать пример, как многие считают) большинству, правда?

В то же время мне приходилось бывать и в преимущественно мусульманских Татарстане и Башкирии, в буддистской Калмыкии и в поселениях Коми, которые, если кто не знал, в большинстве своем старообрядцы. Полагаю, что в Хакасии и Тыве тоже влияние совсем не православной церкви ощущается, а уж про Кавказ, наверное, и говорить нечего. И праздники они свои отмечают и во многих регионах они имеют статус республиканских, так что нет тут никакого влияния «РПЦ на все сферы деятельности россиян», по крайней мере не везде и не на всех, всё относительно.

Религиозная статья Уголовного кодекса

Многими статья 148 УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») воспринимается, как доказательство власти церкви и ограничение личной свободы по отношению к РПЦ. Лично мое мнение – она, во-первых, практически полностью повторяет статью 213 УК РФ «Хулиганство», во-вторых чересчур абстрактная, а в-третьих никого ни от чего не защищает. Собственно, и практика применения данной статьи говорит сама за себя – за 5 лет существования этой статьи в нынешнем виде суд вынес всего 7 или 8 «антирелигиозных» приговоров и не всегда по поводу оскорбления христианских святынь. Ни один человек не был посажен в тюрьму, все отделывались либо штрафами, либо условными сроками.

Кстати, ошибочно мнение, что госпожи Толоконникова и Алехина были осуждены за оскорбление чувств верующих. Их судили именно за хулиганство, а журналисты определенных взглядов это дело подавали под определенным «соусом» — дескать это была панк-группа Pussy Riot, дескать это политический протест, дескать власть испугалась… Знаете, что думаю я? Если это такие крутые музыканты, то где концерты в московском Yotaspace или питерском A-2? Где толпы фанатов, стоящих в очереди за автографами? Если власть испугалась нескольких хулиганов, то почему она не боится тысяч таких же смешных «панк-групп», которые выходят по зову одного «некандидата»? Там и похлеще песенки поют! На самом деле вся шумиха вокруг этого дела – это просто очень плохая работа никакого адвоката (вы послушайте речи, которые он толкал на заседаниях! Там одни оскорбления суда, власти и ни слова в поддержку подсудимых!) и конечно же политический заказ, только не действующей власти, а других… Но именно после этого процесса «антихристианская статья» в УК РФ видоизменилась до неузнаваемости и по ней… дают очень мягкие наказания.

блогер Соколовский. Скриншот из Youtube

Давайте просто вспомним. Один блогер Соколовский, которого мы, журналисты, сразу окрестили «ловцом покемонов» чего стоил! Парень явно нарывался, снимал хамские ролики для Ютьюба, пытаясь прославиться и тут, наконец, удача ему так улыбнулась! Все слышали про «пострадавшего от режима» Соколовского, правда мало кто знает, что судили его не только за ролик про покемонов и не по одной статье и только благодаря нам, журналистам, этот мелкий пакостник и хам (давайте уж называть вещи свои ми именами?)  стал «символом притеснения наших свобод».

Журналисты и блогеры даже умудрились переврать приговор Соколовскому, ибо после приговора по соцсетям и статьям в солидных изданиях начала гулять фраза судьи: «Отрицает существование Иисуса и пророка Мухаммеда, таким образом совершил преступление, предусмотренное частью 1 статьи 148 Уголовного кодекса». Эта фраза, как, наверное, многие уже догадались, ничто иное, как типичный образец манипулирования и попытка создать образ «глупости действующей власти». На самом деле она просто вырвана из контекста всего приговора, то есть и до нее шло длинное перечисление деяний Соколовского, да и после нее тоже, но вырвали именно ее и только для того, чтобы в сознании Интернет-пользователей именно этот абсурд закрепился.

Запрет концертов, переданный Исаакий, беспредел казачков*

Цорионов-Энтео. Скриншот Youtube

Что еще формирует в нашем сознании неприятие церкви, как элемента власти? Ну, кроме того, что патриарх, по слухам, на машине с мигалками и правительственными номерами ездит по Москве? Например, запреты концертов всяческих «сатанинских» групп. Вылез еще один любитель дешевых понтов и сомнительной славы Цорионов-Энтео, придумал себе протестную христианскую группу и, якобы оскорбленный, то спектакли пытается сорвать, то концерты тех, кто по мнению Цорионова, может задеть чувства верующих… Ну все же понимают, что это – обычный гопник, который захотел дешевой и легкой славы. При этом, по слухам, он нынче с упомянутой выше Алехиной в связи состоит.

Мы, журналисты, падки на всякого рода «дурачков», хотя и догадываемся, что все они притворяются и несут откровенную пургу в камеру и только то, что мы точно покажем на ТВ с едкими комментариями. Что гомоборец Милонов, что «христианин» Энтео, что коммунист Маленкович, что местные, региональные подобные персонажи. Концертов, откровенно скажу, жалко, как и их организаторов, которые, как мне кажется, просто в какой-то момент понимают, что глупость, пусть и фальшивая, непобедима, а расходов они понесут больше, нежели доходов от выступления. Кстати, а где эти казачьи патрули, которые борются с покемонами, либералами и насаждают христианские ценности налево и направо? Вы их видели где-нибудь, кроме, как по телевизору или в Youtube? Я лично — ни разу…

Отдельная история с передачей РПЦ всяческих земель и зданий. Почитаешь соцсети – так чистый беспредел творится по всей стране. То там, то тут землю отжимают предприимчивые служители церкви, при этом прикрываясь законом, подписанным еще президентом Медведевым. Но я вот лично, не припомню ни одного случая, когда землю или здание силой отбирали и отдавали церкви. Был случай в Великом Новгороде, когда после слов патриарха Кирилла местной властью был закрыт популярнейший ресторан «Детинец», но там здание так и стоит пустое, церкви оно вроде и не надо оказалось (губернатор-варяг так прогнуться решил, чего уж там). История с передачей питерского Исаакия РПЦ как-то быстро сдулась, да и была ли она? Воцерковленный губернатор что-то там сказал журналисту, в прессе историю раздули (да и я тогда повелся), походили крестными ходами против яблочных шествий, потрясли хоругвями с транспарантами, да и успокоились. Храм и ныне там, да и музей, к слову, тоже.

kinopoisk.ru фильм Левиафан

Еще был фильм «Левиафан» режиссера Звягинцева, там весь сыр-бор с изменами, самоубийствами и декалитрами выпитой водки вроде бы тоже с земли под церковь начались, ну так фильм-то — художественный… Нет, может я не прав и есть куча земель насильно переданных РПЦ, просто я не знаю, а Гугл не находит почему-то.

 

Разброд, шатание и настоящее мракобесие

Проповедник из 90-х

А теперь мне хотелось бы немного рассказать тем, кто помоложе и напомнить тем, кто постарше, что у нас было в 90-е годы. Интернета тогда не было, был телевизор с 4-5 каналами в нем. И вот по этим самым телеканалам гоняли, например, баптистские проповеди в переводе. Длинные такие передачи были, помню, занудные, дядьки в сутанах что-то кричали про Бога, потом уходили в пляс, потом опять что-то доказывали, размахивая руками. На других каналах то Алан Чумак тазики заряжал, то Кашпировский шрамы рассасывал. А для самых маленьких транслировали японский христианский сериал «Суперкнига», где мальчик то к Адаму, то к Самсону, то к Иисусу попадал в гости.

Невзоров берет интервью у Алексия II

На улицах висели плакаты «Марии Дэви Христос», а ее белые братья по всем городам бывшего СССР гастролировали. То тут, то там под церкви и мечети передавались здания и земли и это вызывало у народа дикий восторг. Например, непримиримый ныне борец с попами Александр Невзоров рассказывал в своей программе о храмах, показывал их состояние и надеялся на скорейшее возвращение их РПЦ… Уж про толпами ходящих всяких «свидетелей» и «адвентистов» с «хабологистами» даже и вспоминать не хочется.

Кстати, тогда же, в 90-е годы концерт моих любимых KISS отменили да так, что они только через 10 лет приехали. Как говорил мне впоследствии в интервью басист Джин Симмонс, они угрозы опасались. А вот казачки с хоругвями ходили намного чаще, к слову. И на митинги, и на шествия, и на крестные ходы. Мои бородатые знакомые в бурках с иконами в руках в начале нулевых годов пытались не пускать людей на концерты Бориса Моисеева и Сергея Пенкина, перекрывая вход в БКЗ.

Вот все это, вышеперечисленное что такое было?  Скажете, тоже насаждаемое государством «мракобесие»? Да нет, Ельцин как раз избегал церквей и был неверующим. Но, вот ЭТО как раз было пропагандой, как мне кажется.

«Хайп» на горячей теме

Александр Фролов служит в церкви

Я был крещен в католической церкви, посещал в детстве-юности все воскресные службы и даже помогал священнику. И молился и на коленях стоял и даже в кого-то там верил, что, к слову, не мешало мне на выходе из церкви в плейере включать сатаниста Кинга Даймонда и ходить в футболках с черепами и перевернутыми крестами. Сам по себе воплощение противоречивости христианства был. Сейчас этот «католический крест, который я несу» вылился в безобидное «тролление» православных друзей в соцсетях на праздники и обмен язвительными шутками про Папу Римского и Варфоломеевскую ночь с друзьями – лютеранами, всё. Никто меня ни в какую веру насильно не обращает и тем более не оскорбляет поведением, да и я своим существованием, судя по отсутствию возбужденных по 148 статье дел, тоже никого не обидел. Вера – понятие индивидуальное и ее восприятие тоже.

Зато есть читаемые и хайповые темы для журналистов, которые приносят им дополнительные просмотры и бонусы на работе. Ну и заказы есть у некоторых на освещение отдельных тем под таким-то углом, а у кого-то и собственные убеждения. Ну посудите сами, если бы не подняли такую шумиху вокруг псевдо панк-группы, прыгавшей в Храме Христа Спасителя, были бы разговоры о вседозволенности церкви? Так кому скандал был выгоден, кроме самих участниц? Или представим, что Соколовского называли бы не «ловцом покемонов» а обычным «хамоватым вьюношем», были бы интересны новости про него?

Вывод: журналисту всегда нужна громкая тема, объекту его статьи – слава и известность, а вину за это всё всегда можно свалить на власть, президента, церковь, монахов, казаков, а вокруг нас при этом создается какой-то уникальный вымышленный мир грез и фантазий.

P.S. Есть ещё история с правоприменительной практикой отдельных абстрактных статей Уголовного и Административного кодексов. Но это уже тема для другого разговора.

*UPD В связи с неоспоримыми доказательствами применения Федерального закона от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» вынужден признать, что случаев намного больше трех или четырех и не только связанных с православной церковью.  Доказывает это, на мой субъективный взгляд, многогранность религиозных организаций, существующих не одну сотню лет. Что же касается фанатиков и ряженых, то далеко не все из них изображают дурачков, некоторые истинно пытаются залезть к нам в постель, покарать «неверных» и влезть во все сферы общественной жизни. Но, как пел Владимир Семенович, «Настоящих буйных мало». Все вышесказанное говорит лишь о том, что к теме религии нам еще предстоит вернуться.

Автор: Александр Фролов

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал "Сенсаций.Нет" и не дайте новостям себя обмануть!