Ace of Cups — удивить дважды

Ace of Cups — удивить дважды
Ace of Cups — коллаж Андрея Зайцева

На страницах «Сенсаций. Нет» неоднократно вспоминали исторические пути музыкантов и конечно же рок-музыку, где основным вектором и движущей силой были женщины. Достаточно вспомнить недополучивших своей славы Fanny и Birtha, неожиданно ушедшую от нас Долорес О’Риордан или переживущую всех нас Сюзи Квадро. Но сегодняшний текст об американской девичьей группе Ace of Cups, сумевшей удивить мир дважды… с разницей в 50 лет.

Ace of Cups — коллаж Андрея Зайцева

Для начала давайте разберёмся почему у группы такое странное название — Ace of Cups (туз кубков — англ.). В молодые годы людям свойственно во всём искать символизм, а если эти молодые люди ещё и девушки, то чувственное восприятие усиленно в разы. Особенно, когда на дворе конец 60-х, расцвет культуры хиппи, ещё не утонувшей в наркотиках вместо поиска просветления и грязном разврате, вместо всеобщей платонической любви. Не говоря уже о том, что гадальные карты Таро — неотъемлемая часть ближайшего окружающего мира. Да и дело происходит в солнечной Калифорнии.

Ace of Cups — коллаж Андрея Зайцева

Вот именно гадальной карте «Туз кубков» и обязана была эта девчачья музыкальная группа. На этой карте был нарисован золотой кубок из которого вытекает пять ручьёв, символизирующих собой пять органов чувств. В целом же карта обозначает душевное и духовное спокойствие, а так же поддержку от близких людей. Так что изначально действуя принципу «как вы яхту назовёте — так она и поплывёт», девушки получили то, что загадали.
И кстати о девушках. Напомним, что Америка конца 60-х\начала 70-х была довольно патриархальным и консервативным обществом. Вы же помните все эти «вход только для белых» и «места для цветных»? Приличные девушки из хорошей семьи в те годы в подавляющем большинстве должны были окончить среднюю школу, желательно (но не обязательно) окончить колледж, выйти замуж и быть домохозяйкой, чтобы растить детей. Работать никто не запрещал, но на всех даже мало-мальских руководящих должностях были мужчины. Исключения и даже счастливые исключения имели место быть, но в целом лишь подтверждали правило — роль женщины за пределами семьи была чисто прикладная.

Ace of Cups — коллаж Андрея Зайцева

С музыкальной индустрией всё обстояло абсолютно так же. Были ли музыкальные женские коллективы? Навалом. Но как бы сейчас их обозвали — сплошь «продюсерские проекты», где музыкальные боссы (конечно же мужчины) придумывали имидж, сочиняли репертуар, согласно тогдашних модных трендов и конечно же всеми способами продвигали плоды своего труда в естественном желании заработать побольше. Были ли сольные исполнители-женщины? Тоже хватало — рынок внимания, что называется, постоянно требовал новинок. Но если уж у мужчины-исполнителя уровня Элвиса Пресли не всегда была возможность петь те песни, которые хочется, ввиду контрактных обязательств, то что уж говорить о женщинах? Их талант буквально выдаивали до последней капли, пока записи их песен сметали с прилавков, а на концерты ломились зрители. По истечению контракта, если популярность не спадала, то условия оплаты для артиста существенно улучшались, а вот творческие рамки — как повезёт.
Но что же там Ace of Cups? В 1967 году находится точка отсчёта начала этой истории. Именно тогда произошла судьбоносная встреча, знакомство и творческий союз пяти девушек: Диана Виталич (ударные), Дениз Кауфман (гитара, губная гармоника), Марла Хант (фортепиано, орган), Мэри Эллен Симпсон (соло-гитара) и Мэри Гэннон (бас-гитара). Знакомство произошло не одновременно и при разных обстоятельствах, но первые музыкальные опыты этот квинтет произвёл играя «на шапку» в одном из парков Сан-Франциско во время народных гуляний по случаю выходного дня.

После этого им открылись ворота в местные клубы и бары с живой музыкой, где они довольно быстро и прочно заняли своё место, довольно быстро достигнув потолка востребованности на этом уровне.
Следующим успехом было то, что их случайно заметил очень популярный тогда гитарист Джими Хендрикс, мало того, что пригласивший их «разогревать» несколько своих концертных выступлений, так ещё и при каждом удобном случае говоря в прессе примерно «мне посчастливилось слышать Ace of Cups живьём и они великолепны, а гитаристка — так вообще отпад!».
На этой волне девушкам посчастливилось сыграть на довольно крупных местных музыкальных фестивалях уже в роли полноправных участников в связке с такими известными коллективами, как Grateful Dead и Jefferson Airplane.

Ace of Cups — коллаж Андрея Зайцева

Вполне логичным был появившийся интерес со стороны звукозаписывающих компаний. Но вот тут коллектив начал разрываться в противоречиях от свалившихся перспектив. С одной стороны, несомненно, в те времена «попасть на лейбл», который профинансирует и издаст пластинку — это определённый успех. Но не стоит забывать, сколько распалось коллективов только из-за того, что издающий лейбл, например, крайне минималистично относился к финансированию музыкантов, особенно начинающих. Мол, вот вам дешёвенькая студия (и не на две недели, а на одну!), вот вам 500 баксов гонорара (а не «плюс процент с продаж») и мы просто раскидаем по музыкальным магазинам весь тираж (а выложим пластинки на самых видных местах, не проплатим ротации на радио и напечатаем красочные постеры для привлечения внимания).

Не говоря уже о том, что авторские права на изданный альбом так же оставался у лейбла. И что там группа? Сама себе организовала концерты, поехала на гастроли, тем самым спровоцировав увеличение продаж? Отлично! Мы заработаем много больше, чем вложили и может быть пересмотрим условия контракта в сторону больших гонораров музыкантов, если конечно контракт уже не заключён на 5 альбомов вперёд и группа уже в кабале…

Другими словами, Ace of Cups получила несколько предложений от рекорд-лейблов, но не то в погоне, не то в ожидании лучших условий затянула с решением, перестав тем самым представлять интерес для боссов звукозаписывающей индустрии. Их можно понять, поскольку гораздо выгоднее было издать очередной сборник танцевального соула или рок-н-ролла, включив туда в качестве тестирования аудитории пару песен начинающих артистов, чем ждать пока там пусть и перспективные девчонки что-то решат. Девушки же, тем временем, повыходили замуж и купаясь в тех самых противоречиях, хотели, выражаясь фигурально, и на ёлку залезть, и штаны на ягодицах не порвать. То есть, как только замаячили длительные гастрольные перспективы и финансовые обязательства, так им сразу расхотелось надолго уезжать из семей и проводить больше времени за работой в студии.

Но человеческая память коротка и все удачные концертные выступления Ace of Cups стали забываться, а текущие доходы не устраивали участниц, которые потихоньку начали «отваливаться» от музыки, затягиваемые семейным бытом. Концом этой истории можно было бы считать 1972 год, когда несколько раз видоизменившись составом, группа тихо перестала подавать признаки жизни, но в 2003 году был выпущен их дебютный альбом!

Нет, на тот момент объединения и возрождения коллектива не произошло, поскольку изданная запись представляла собой репетиционные записи активного периода группы — по сути это демо-записи «живьём» для того, чтобы можно было рассылать своё творчество в музыкальные издательства, чтобы в дальнейшем после заключения контракта сделать уже профессиональную запись для издания на пластинках. Помимо этого в альбом вошло несколько аудио-дорожек с выступлений группы на телевидении. Понятное дело, что эти записи оцифровали и отреставрировали, придав им, по возможности, звучание соответствующее современным понятиям, но…

Но этот альбом — самый честный ход, который мог случится с Ace of Cups, поскольку как ни «причёсывай» запись, но «живьём — значит живьём». Наверняка у слушателей найдётся не один номер, который не вызовет интереса послушать его дважды, но вряд ли кто-то будет спорить, что несмотря на все помарки и неточности этих молодых непрофессиональных девчонок, звучали они вполне самобытно и во многом талантливо. При том, стоит заметить, что традиции спиричуелс (разновидность многоголосого пения), ритм-н-блюза и рок-н-ролла делают некоторые песни даже выдающимися.

На этом месте бы снова можно было поставить ностальгическую точку, но девушки, ставшие уже на данный момент седовласыми бабулями, преподнесли ещё один сюрприз. Спустя полвека они наконец-то объединились, записали свой первый студийный альбом , сняли несколько клипов и поехали с гастролями по Америке.


В этот раз Ace of Cups получили нужное количество внимания от звукозаписывающей индустрии, поскольку их возвращение было широко представлено в средствах массовой информации, социальных сетях и музыкальных витринах, но в этот раз их взлёту помешал Covid-19 и несмотря на мощный старт их деятельность пока поставлена на паузу, но с оговоркой, что при первой же возможности они вернуться на сцену.

В конечном итоге, получается, девушки из Ace of Cups получили то, что загадали, выбрав своим названием ту карту Таро, которая дала им счастливую жизнь и полную поддержку семьи, когда они наконец-то решились пожить для себя и сделать то, что должны были ещё когда-то давно.

Ace of Cups — коллаж Андрея Зайцева

Автор: Василий Виноградов