24.01.2022 10:15

Свежий альбом ДДТ. Творчество, заполняющее вакуум

Свежий альбом ДДТ. Творчество, заполняющее вакуум
коллаж Андрея Зайцева

Богатая творческая история, смелые эксперименты, легенда каудфандинга и незыблемая фигура Юрия Шевчука. Музыкальный обозреватель «Сенсаций.Нет» Василий Виноградов о новом альбоме группы ДДТ под названием «Творчество в пустоте».

Василий Виноградов

Достойно уважения, когда творческий коллектив успешно существует не один десяток лет, генерируя музыку со своим узнаваемым звучанием и успешно собирая аншлаги на больших концертных площадках. Периодически, конечно, проскакивает чувство грусти, когда кто-то из музыкантов, которых условный почитатель команды считал неотъемлемой частью группы, уходит из круга причастных, но давайте уж честно: ДДТ — это не тот коллектив, где всё было гладко и однозначно.

Безусловно, уже никогда не соберётся то первое уфимское сообщество, которое ответственно за «Не стреляй» или «Дождь», ушёл в прошлое «золотой состав», на счету которого «В последнюю осень», «Ветер», «Любовь», «Далеко-далеко» и «Это всё». Да, что там — «Просвистела», «Метель августа» и «Мама, это рок-н-ролл!» тоже уже в далёком прошлом! Как быстро летит время…

Ностальгия ностальгией, отменять весь творческий багаж ДДТ — глупо, но статистически не попрёшь против факта, что некоторые нынешние участники группы трудятся в ней существенно дольше тех, без которых, в момент их ухода, было и не помыслить дальнейшее существование коллектива. Однако, с тех пор случилось и ввязаться «В бой», разглядеть «Где мы летим» и постоять в «Очереди за правдой», узнав, что «Любовь не пропала». И вот, весь мир поставлен на паузу, породившей вакуум во многих сферах жизни… Но что остаётся художнику, если не творчество? Творчество в пустоте. Да и такая ли пустота вокруг, если на призывный клич группы о сборе средств на запись нового альбома в символический «1 рубль», поклонники только в первый месяц «набросали» 18 миллионов рублей. Итоговая цифра сборов составила 25 289 099 рублей.

Перейдём уже к песням и кратким ощущениям от них.

Муха

Первая песня релиза, выпущенная синглом одновременно с началом сбора средств на новый альбом. Как минимум стоит ознакомиться хотя бы с клипом «Мухи», снятым глазами этого насекомого, если бы мухи умели снимать клипы рок-групп. Вечная отстранённость от окружающей действительности, равно как и полноценное в ней участие — вот главная парадигма существования мухи, где эти два взаимоисключающих момента легко уживаются внутри этого существа, считающего себя вершиной пищевой цепочки. Немного резанул слух гитарный проигрыш после припева, удивительно родственный с подобным риффом из «Мама — это рок-н-ролл!» (альбом «Единочество. Часть 1» 2002 г.). Осталось совершенно непонятой строчка «Я — секс. Я — порно первого вздоха!», одновременно наведшая на мысль про «текстовый наполнитель» и «обязательный хайп громкими словами». Но кадры начального пролёта сквозь склад со звуковым оборудованием, сердитые замашки кепкой Юрия Юлиановича в надежде отогнать назойливую муху и фанк-рок в конце песни от инструменталистов ДДТ скомпенсировали все неудобства.

Борщевик

Эта песня была выпущена отдельно ещё до того, как ДДТ анонсировали и запись альбома, и сбор средств на него. Как и полагается в современном медиа-пространстве, на песню тут же сняли клип, выраженный в сатирически-кислотных тонах, звучащий, как если бы внезапно гаражная группа сдружилась с не менее гаражным диджеем, а уж едкая ядовитость ДДТ куда сильнее того растения, которому посвящена песня. Помимо психоделических кадров с танцующе-играющей группой, в видеоряд намешаны противнейшие кадры с огромной бытовой свалки под Питером, что однозначно в плюс к видеоряду, но при этом связь со смыслом песни не обнаруживается даже при последующих просмотрах.

Хор

Первая строчка этого реп-трека («Когда уходит герой — остаётся хор, но коллективный секс для меня перебор…»), вероятно, сказана автором с позиции героя, который в очередной раз не хочет быть «как все», причём в контексте «как все живые», поскольку сам, как выясняется «с муравьями в союзе», то есть мёртв. Строчка «я дышу лесом вдалеке от могил» наводит на мысли о самоубийстве, ибо издавна только самоубийц хоронили в стороне от кладбищ. Однако, слова про «когда один — ты герой, в толпе — ты фарш» вполне комплементарны контексту вышесказанного, но так и непонятно, жалеет ли главный герой о таком раскладе или нет. Правильный ответ вряд ли получится узнать верно, не спросив самого автора и согласно заветам строчки «смысловики плодят смыслы — толпа их ест», остаётся гадать что конкретно имеется ввиду. Видеоряд же, при этом, минималистичен и шедеврален. Гигантская мясорубка, конечно же навевает параллели с Pink Floyd, но это ни капли не плохо, поскольку и в том, и в этом случае всё, что называется, на месте.

В магазине

Видеоклипом на песню «В магазине» группа ДДТ успешно реализовала аж три смысловых линии. Во-первых, это разумеется, сама песня, которая быть может в основе своей и является усталым акыном пространных суждений автора об окружающей действительности. Во-вторых, видеоряд, выраженный в интересной цветовой палитре и ассоциативно дополняющий слова песни. И этот второй пункт восхищает практически всеми персонажами: от главной героини, танцующей со своим отражением в порыве увядающей красоты, до деда с внуками, совместно открывающих для себя секреты вселенной. Третий пункт заметят только самые стойкие зрители, привыкшие читать титры, где в этот раз, нисколько не ломая контекст аудио-визуальной составляющей, обращается внимание на одну из серьёзных проблем — пропажу людей.

На краю

Песня начинается, как бы, ниоткуда. Плотно смешивая современное электронное звучание и высоко перекомпрессированный звук рок-группы, вкидываются слова куплета, допуская мелодизм только на припеве. «Обращение это к Богу или к обывателю?» — вот главный вопрос внемлющего.

Где я


Оглядываясь назад на прошедшую жизнь, нельзя хотя бы раз не успеть увернуться от извечных вопросов на тему «а что если бы…». Погружаясь в пучину воспоминаний, задеваешь уже частично утонувшие последствия дел, утонувших ещё раньше, рискуя просто потеряться в восприятии прошлого и настоящего. Песня выдержана в саунде современных ню-металл-групп, ориентированных на звучание по мейнстрим-радио. Как ни странно, это пошло ей на пользу, поскольку инструментал, может, и мало отличается от групп подобной стилистики, но человеческий голос — самый индивидуальный музыкальный инструмент из всех возможных, поэтому услышав первую строчку песни в исполнении лидера группы, понимаешь, что это тот самый ДДТ и дальше будет только интереснее.

Тень на стене

Пожалуй, самый сильный клип из всех концептуальных клипов ДДТ, снятых с 1999 года, когда все звёзды аллегорий и метафор сошлись в песне «Небо на земле». Да, это там, где косцы косили снежное поле, баба несла огонь в вёдрах на коромысле, на дереве росли сдобные булки, а в бане без стен и крыши «парились» мужики. Сюрреализм. Подтекст. Загадочная русская душа.

Ну, а в «Тени на стене» к видеоряду подошли с тем же размахом двусмысленности. Здесь можно увидеть отсылку к другим песням альбома (в кадр попадает сухой борщевик и множество мух на сапогах), а так же новые образы в виде перекати-поля из колючей проволоки, идущего с завязанными глазами по граблям человека, отпечатка большого пальца вместо подписи или клейма «рельсовая сталь» на лопате. Тут и похороны телевизора с антенной вместо надгробия, и рыбацкие сети с лодкой посреди скудного пожухлой травой поля, и дети… В общем, смотрите и слушайте сами.

Маме

У любого нормального человека песни с подобным заголовком не вызывают никакого желания что-либо в них комментировать. Таинство общения сына и матери многогранно, символично и полно связей в каких-то иных, понятных только им обоим, реальностях. Окружающие люди могут, в лучшем случае, только наблюдать или отвернуться, чтобы не видеть.

Солнце взойдёт

У любой группы русского рока есть песни с названием «Ветер» или «Осень», причём никакой связи с одноимёнными песнями группы ДДТ. Так почему же не может быть обратного процесса? Песня «Солнце» своим названием определённо точно отсылает к бессмертным «Бременским музыкантам» и «Арии Трубадура», которую народная молва окрестило именно как «Луч солнца золотого» или «Солнце взойдёт». Такие вот пересечения культурного кода разных поколений. Прямой связи между детским мультфильмом и ДДТ конечно же нет, но радует, что оба произведения тёплые, светлые и полные надежды.

Не с вами

Наконец-то песня с простым и доходчивым текстом (в рамках ДДТ, разумеется), а так же рок-н-ролл, под который можно как танцевать, так и просто прыгать от радости. И подпевать. Если бы ДДТ играли не только на стадионах, то именно на этой песне был бы оправдан слэм у самой сцены, когда вытянув руку можно получить «пятюню» от самого Шевчука. Но группа «не с вами» и на расстоянии от большой сцены будет, как и прежде, море весёлых людей, довольных и таким раскладом.

Евгений


Форма произведения своим началом напомнила «Стих» из альбома «Метель августа» (2000 г.), однако если «Стих» был коротким и ёмким, то «Евгений» гораздо более многоплановое произведение, выросшее из самой известной строфы Пушкина в «Евгении Онегине». Дальнейшее развитие этого музыкального произведения чем-то напомнило «Змея Петрова» (альбом «Пластун» 1995 г.) и содержит видение автора исторического развития всей страны. Вряд ли этот номер станет считаться сильно успешным в альбоме и будет отнесён в «золотое наследие», но фразы типа «…неспешно кровь бойцов текла в деревни наши из Афгана…» и «…пока все пели, под шумок украли углеводороды» вполне заслуживают оценки «Он — художник. Он так видит». Причём, вывод этот стоит произносить с гордостью.

Творчество в пустоте


Финальное полотнище огромных размеров, похожее больше на знамя удаляющегося полка тех людей, с которыми свела тебя жизнь на всём протяжении того времени, которое то ли отмеряно тебе свыше, то ли ограниченно тобой самим от череды мыслей и надежд, разбившихся о фонари иллюзий…

Итак, что же мы имеем в сухом остатке. Несомненно, глубина образов и качество звука на альбоме «Творчество в пустоте» имеет место быть. Новые технологии и веяния саунддизайна симбиотично сплелись с привычными атавизмами грохота рок-н-ролла. Безусловно, прослушивание этой пластинки рекомендовано всем сторонникам русского рока, как старого, так и нового. Но современные технологии, развивающиеся в сторону как можно большего захвата внимания всех органов чувств путём всевозможных мультмедиа, привели к тому, что без этих нововведений слушатель вынужден чувствовать себя среди зрителей экранизации модного книжного бестселлера. Когда, человеку, прочитавшему книгу, фильма условно «мало», ибо «книжка лучше!», а простому зрителю, который, может, и читать-то не любит, будет решительно «мало» экранизации, поскольку ряд, возможно, ключевых моментов останется нераскрытым, а следовательно, непонятым.

Отойдя чуть подальше, чтобы охватить взором всю проделанную группой работу, всё же поражаешься, насколько велика «вселенная ДДТ» с мимолётными заметками в угоду времени или незыблемыми маяками, как связь времён. Что ж… А пускай у каждого поколения будет свой ДДТ, да и творчество в пустоте — это куда лучше, чем пустота в творчестве.

Автор: Василий Виноградов

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал "Сенсаций.Нет" и не дайте новостям себя обмануть!