Авторское право для авторов музыкальных произведений — тема не то, чтобы не популярная, но освещаемая в СМИ крайне скупо. Каковы современные реалии этого вопроса — читайте на «Сенсаций.Нет».
В медиасфере периодически появляются новости на тему «авторское право», но чаще всего это связано либо с очередным скандалом про делёжку славы от успешного музыкального произведения, либо это история про низкие отчисления для артистов от РАО (Российского Авторского Общества), либо про свеженайденный прессой «замок в Англии» у очередного гендиректора всё того же РАО… Но эта занятная возня при этом совершенно не проливает свет на механизм работы авторского права в России.
Но какие бы дилетантские вопросы не возникали от незнания истинного положения вещей у человека, решившего дать официальную жизнь своему музыкальному, все типы вышеперечисленных новостей совершенно не добавляют оптимизма.
Но всё же при попытке разобраться в этом вопросе посредством поисковика в интернете, рано или поздно натыкаешься на странное и непривычное слово «бубука», которое манит своей необычностью и в конечном итоге даёт ответы на множество вопросов.
Музыкальный обозреватель «Сенсаций. Нет» Василий Виноградов пообщался с руководителем отдела маркетинга российской компании «БУБУКА» Евгенией Борзуновой.
Сенсаций.Нет: Возьмём некого условного артиста. Он уже прошёл все первичные шаги «большого пути»: играл в школьной группе/писал на смартфон свои «телеги» под чужой бит/пел на вокальных конкурсах, подрос, набрался опыта и вот наконец создал своё первое музыкальное произведение.
Также предположим, что он смог облечь это произведение в аудио-форму, качество которой соответствует его ожиданиям и техническим требованиям для подобного рода контента. А вот исходя из современных цифровых реалий, каков наиболее правильный путь для представления этого произведения для широкой публики? Вывалить в сеть? Опубликовать через агрегатора? Попытаться попасть хотя бы в сборник какого-нибудь лейбла? Зарегистрировать в РАО?..
Евгения Борзунова: Каждый автор хочет быть услышанным. И БУБУКА распространяет музыку авторов, с которыми заключила договор. Их треки попадают в плейлисты и каналы, которые транслируются в заведениях наших клиентов, и за каждое проигрывание трека автор получает вознаграждение.
Плюс треки наших авторов попадают (если автор подписал в лицензионном договоре этот пункт) еще и в базу, предназначенную для синхронизации с видео или аудио. Имеется ввиду для использования, например, в кино, производстве роликов, презентационных фильмов, видеоконтента на youtube.
Да, мы можем предоставить автору уникальные мониторинговые данные по использованию его музыки. То есть мы можем дать любому музыканту полный расклад: кто, где, сколько раз слушал\использовал его музыку (по радиостанциям, караоке, городам, youtube-каналам и т. д.). Соответственно, он будет знать, например, в какой город ему нужно ехать с концертами, а в какой — нет, потому что там его совсем не слушают, понять размер роялти и востребовать его.
Так что, какой из этих путей выбрать, артист, пускай, решает сам. Выбирать только один путь — не стоит. Аудиостриминг сейчас «рулит», плюс практически неограниченные возможности социальных сетей…
Времена дорогих клипов и покупки «эфиров» на телеканалах и радиостанциях прошли, мы даем молодым артистам возможность сделать свои треки популярными, используя реальную дистрибуцию.
Сенсаций.Нет: Итак, артист создал произведение и выбрал основной путь его публикации. Сейчас картина с публикацией и раскруткой действительно немного другая, чем даже десять лет назад, когда артист (чаще всего не заинтересовавший ни один лейбл, поскольку лейблы любят зарабатывать на артисте с активной и большой фан-базой, который ещё не понял, что может зарабатывать на этом сам) просто выкладывал свою условную песню в соцсети и youtube, наблюдая за цифрами просмотров\показов.
Но тогда любой пользователь мог выложить любую песню любого артиста, используя её в своих целях. Сейчас, с появлением доступных агрегаторов-посредников, своё произведение можно оперативно «засунуть» во все цифровые витрины, да и стоимость этой услуги вполне приемлема.
Но что получает артист взамен? Всё те же циферки, точность которых он самостоятельно проверить никак не может. Равно как и узнать, что его произведение использовали где-то «на стороне». Или может?
Евгения Борзунова: Любому музыканту, хотя бы раз выкладывавшему свою музыку официально на цифровые витрины, знакома система отчетности, которую предоставляют стриминговые сервисы. Там видно количество прослушиваний своего опубликованного произведения в личном кабинете. Либо вам этот отчет предоставляется по запросу.
В России, в среднем, стриминги платят 0,0003 до 0,001 доллара за одно прослушивание одного трека. Плюс нужно учитывать процент за дистрибуцию и много других факторов. Музыкант, заключивший договор с нами, получает полную картинку по использованию его музыки, отчет и отчисления за каждое прослушивание, скачивание и любое другое использование его трека.
Сенсаций.Нет: Другими словами, оказание вами схожей услуги, даёт более полную картину статистики использования музыкального произведения?
Евгения Борзунова: Правильно, за исключением того, что это не является с нашей стороны оказанием услуги. Просто все авторы и правообладатели, заключившие с нами договор, видят всю статистику в своём личном кабинете.
Сенсаций.Нет: Помимо этого, БУБУКА предоставляет услуги по защите интеллектуальной собственности.
И если с известными авторами/музыкантами/правообладателями всё относительно ясно, поскольку если кто-то воспользуется без разрешения их произведением, то это как минимум потеря незаработанных денег.
А вот нужна ли данная услуга малоизвестному артисту «по умолчанию»? Чем могут грозить условному нарушителю подобные действия и вообще, каков шанс «призвать к ответу наглеца» у артиста?
Евгения Борзунова: На вопрос о нарушении авторских прав я попрошу ответить нашего юриста Артема Добрачева.
«Шанс есть всегда, однако необходимо понимать, что для того чтобы справедливость восторжествовала и наглец был проучен, автору необходимо будет доказать факт совершения наглецом действий по нарушению его прав, например зафиксировать на видео как песня играет в каком-либо заведении и в последующем обратиться в суд, чтобы возместить причиненные убытки.
Впрочем, тут тоже есть свои особенности, обусловленные действующим законодательством и сформировавшейся судебной практикой в сфере защиты авторских и смежных прав. В частности, необходимо корректно составить процессуальные документы, соблюсти требования, предъявляемые к видеофиксации правонарушения и ещё ряд моментов.
Подытоживая вышесказанное — оставлять наглеца безнаказанным не стоит, но и в целях экономии своего времени и нервов, ввиду его сложности самостоятельно браться за процесс возмездия все же лучше не стоит, продолжайте заниматься творчеством, а всю его защиту БУБУКА возьмет на себя.»
Сенсаций.Нет: Модерируете ли вы аудио по каким-либо параметрам (качество записи, смысловая нагрузка, нецензурная речь и т. д.)? Ведь, условно говоря, посетителям и работникам может не понравиться подборка музыки звучащей в заведении, а это может снизит рейтинг этого заведения.
Евгения Борзунова: Весь контент, прежде чем попасть в нашу музыкальную базу, проходит обязательную модерацию музыкальными редакторами, которые проверяют качество треков.
Музыка, которая играет в заведении, не случайная. Треки выбирают или сами представители заведения или наши музыкальные редакторы, учитывая направление бизнеса, специфику заведения и пожелания заказчика. То есть в семейном кафе, куда приходят с детьми, никак не заиграет тяжелый рок, а в ресторане с грузинской кухней — французский шансон. Музыки очень много, в разных жанрах, для любого заведения: спортивного комплекса, автоцентра, ресторана, SPA-салона… В любой момент можно сменить плейлист, если он надоел или вы решили сменить концепцию.
Сенсаций.Нет: Так исторически сложилось, что основным органом, контролирующим и модерирующим музыкальную деятельность со стороны авторского права долгие годы было РАО.
В глазах большинства людей связанных с реализацией своего музыкального творчества, РАО — солидная контора со множеством связей и механизмов работы. Почему автор должен выбрать условную БУБУКУ, ведь наверняка есть компании, подобные вашей.
Евгения Борзунова: Потому что БУБУКА даёт своим авторам возможность получать доход и наглядно видеть все цифры на экране своего смартфона. При этом автор ничего не платит за пользование системой и оставляет все права на композиции за собой.
Потому что у нас абсолютно прозрачная финансово-правовая система отчетности, которая гарантирует получение гонораров — сразу после использования трека, деньги зачисляются автоматически, а средства выводятся в 2 клика.
Да, есть в России компании — аудиостриминговые сервисы для бизнеса («Кубик Медиа», «Музкафе», «Сберзвук бизнес» (бывший «Музлаб»), но я не могу ответить по поводу их системы работы с авторами.
Сенсаций.Нет: Наверняка в работе БУБУКИ есть какие-то сферы\зоны\вопросы, где Вы честно можете сказать «мы очень стараемся, но результат ещё далёк от идеала». Виден ли горизонт решения этих проблем, чтобы стать ещё лучше?
Евгения Борзунова: Мы всегда думаем наперёд и постоянно усовершенствуем свои сервисы, предлагая клиентам то, что они даже представить себе не могли. Например, сейчас реализовали автоматическую генерацию речи. В личном кабинете БУБУКИ можно просто вбить текст, а программа по синтезу речи его воспроизведёт. Выбираешь голос, музыкальную подложку и получаешь готовый аудио-ролик за 30 секунд. Круто!?
Сенсаций.Нет: Какой-то идеальный «успешный успех» получается…
Евгения Борзунова: Ну, конечно же угодить всем невозможно! И практически всегда найдутся те, кто увидев новый дизайн личного кабинета, скажут: «Верните как было!».
Косячат все, и это один из показателей того, что работа идёт, а не стоит. Каждый новый релиз сопровождается выявлением новых ошибок. В течении какого-то периода он находится на стадии тестирования, и в случае, если клиент видит ошибку, сообщает нам, а мы оперативно исправляем.
В прошлом году мы провели большую работу и проанализировали всю нашу музыкальную базу, написали скрипт и «прогнали» все треки, чтобы выявить тональность каждого. Эти параметры нам нужны для тонкой настройки плейлиста. Пока клиенты не до конца оценили эффективность этой возможности. Зато теперь у наших музыкальных редакторов есть дополнительный инструмент для создания идеального плейлиста.
Сенсаций.Нет: Какие бы времена не стояли на дворе, но любой клиент сознательно или подсознательно пытается получить услугу «получше, но подешевле». Сейчас это особенно актуально, ввиду общемировой ситуации с COVID19.
Положа руку на сердце, считаете ли Вы доступными цены на ваши услуги? Если с бизнесом всё довольно понятно, поскольку там деятельность изначально рассчитана на получение прибыли, то многие авторы могут и не заниматься коммерческой деятельностью, либо находиться только в начале коммерческого пути своей культурной деятельности.
Евгения Борзунова: Стоимость подключения к БУБУКЕ для бизнеса — справедливая. Достаточно просто сравнить, наглядные цифры: 1200 руб. — абонентская плата в месяц за сервис, транслирующий лицензионную музыку (больше 150 тысяч композиций), с автоматическим формированием отчетности, без дополнительных выплат в РАО и ВОИС. Включая юридическую консультацией и защитой, а так же дополнительные функции в виде рекламного кабинета. Он даёт возможность добавлять в музыкальный поток информационные или рекламные аудиоролики. Есть также возможности трансляции видео, проведения анкетирования посетителей путем сканирования QR-кода. Это всё с одной стороны, а с другой: штраф за нелегальное использование музыки — 20 000 руб. за 1 композицию со стороны РАО и
20 000 руб. — со стороны ВОИС (то есть 40 000 руб. за 1 композицию).Плюс надо понимать, что штраф скорее всего будет за несколько композиций, соответственно, и сумма штрафа увеличится. Реальность такова, что за некоторые композиции штраф может достигать пяти миллионов рублей.
Это что касается бизнеса. Для артиста БУБУКА — это возможность, находясь в студии, работая над новыми треками, получать дополнительный доход, при этом не уделяя лишнего внимания и много времени этому процессу. Подписать договор, передать треки на модерацию и всё! Получай за каждое проигрывание своего трека. Если у тебя качественный, объемный каталог музыки в востребованных жанрах, а больше всего сейчас слушают «deep house», «lounge» и «pop», то за месяц твой гонорар будет — от 15 тысяч рублей.
Сенсаций.Нет: И всё же, было удивительно узнать, что вопрос авторского права для музыкантов в нашей стране можно решить проще, чем казалось на первый взгляд. Вдвойне удивительно, что сама компания, мягко говоря, не из столичных…
Евгения Борзунова: Нет ничего невозможного. Как всегда, в любом деле это вопрос времени и желания. Компания из более чем 50 человек, которая находится в Томске, озвучивает заведения по всей стране и не только, имеет прямые договоры с крупными музыкальными лейблами мирового уровня и более 1000 отдельных авторов и правообладателей. Вот такая вот БУБУКА.