Праздник 8 марта — очередной повод вспомнить о дамах, которые тесно связаны с рок-музыкой. Ну или с русской рок-музыкой (что не всегда одно и то же). Сегодня музыкальный обозреватель «Сенсаций.Нет» Василий Виноградов рассказывает о тех rock’n’roll girls без которых российскую сцену и представить, наверное, невозможно.
Девушек на рок-сцене всегда было меньше, чем на поп-эстраде. Неудивительно, учитывая «социальный запрос» в виде обязательной харизмы, профессионализма, полного осознания собственной личностной и творческой свободы в первом случае и обязательной красивой внешности — во втором. Ввиду того, что автор этой статьи в поп-музыке разбирается довольно поверхностно, рассуждения в очередной раз будут с уклоном в «рок». И в девушек, разумеется.
Жанна Агузарова
Каких только легенд не связано с этой яркой и необычной «королевой рок-н-ролла», безоговорочная известность и успех которой пришлись на вторую половину 80-х годов ХХ века. Начиная от проблем с законом из-за поддельного паспорта, в котором звалась она Ивонной Андерс, уход из «Браво» на пике успеха, отъезд в Америку и прозябание в оной, а так же периодические, но при этом рандомные «пропадания с радаров» у поклонников без сомнения этой талантливой вокалистки, хочется сказать, что Жанна Агузарова только одним «Старым отелем» могла остаться стойким пятном в вечности. А ведь были ещё как минимум «Кошки», «Верю я», «Ленинградский рок-н-ролл» и «Чудесная страна».
Земфира
На рубеже конца 90-х и начала 2000-х слово «Скандал» прочно ассоциировалось только с одним человеком – Земфирой Рамазановой – лидером группы «Zemfira». Остальные скандалисты от эстрады просто до неё не дотягивали. Но удачные медийные выстрелы (или, как сейчас модно выражаются – «хайп») в виде «А у тебя СПИД, а значит мы умрём!», «Привет, ромашки» и «Почему? Лай-лу-лааай» почему-то какое-то время оттеняли очевидный факт, что уровень музыкальных произведений Земфиры с каждым последующим выпущенным альбомом соответствует задранной планке качества самой Земфирой и поставленной. Другими словами, Земфира, как автор, всегда знала, что делать. Не смотря на молодость была уверенным автором текстов, композитором, аранжировщиком и музыкантом. Тембр голоса, кстати, периодически напоминал упомянутую ранее Жанну Агузарову, но воспринимался очень позитивно в контексте фразы «преемственность и традиции в женском вокале русского рока». А что до непривычного якобы отсутствию женственности (см. «джинсы», «косуха» и «небрежная причёска») и привитой юностью спортивным упорством и бескомпромиссностью, то какое это имеет значение, если любим мы Земфиру за песни?
«Ночные снайперы»
Родилось и выросло уже целое поколение, которое не помнит, что когда-то Диана Арбенина (бессменный лидер группы) и Светлана Сурганова (ныне лидер группы «Сурганова и оркестр») играли вместе, успешно пройдя начальную семилетнюю безвестность и добившись в итоге такой популярности, что их песни звучали «буквально из каждого утюга». Каких только слухов не ходило про эту парочку. В основном почему-то про нетрадиционную сексуальную ориентацию (сказывались годы пичканья народа дуэтом «ТаТу»). Однако, творческий потенциал фонтанировал хитами, концерты проходили с полными аншлагами и невозможно представить русский рок в целом без «31 весны», «Катастрофически» и «Ты дарила мне розы». После расставания Арбениной и Сургановой обе сменили образы из «пацанок-унисекс» в более женственную сторону, что со стороны и спустя прожитые годы выглядит, наверное, даже правильным шагом в их творческой биографии. И что характерно, музыкальная карьера удачно сложилась у обеих.
Юта
Без сомнения, самым мощным хитом этой женственной и не похожей ни на кого ни стилистически, ни мелодически исполнительницы, стала песня «Хмель и солод» с одноимённого второго альбома певицы. Не угадать уже, какие медийные мощности сработали, что выстрелила именно эта композиция, но без преувеличения и твёрдо можно сказать, что успех заслуженный. Однако, крайне радостно, что в обойме большого количества песен из десяти альбомов, есть множество очень достойных песен. И примени к любой из них все присущие шоу-бизнесу механизмы – они заслуженно займут верхние строчки хит-парадов. Помимо песенного жанра Юта успешно занимается написанием музыки к для кино и телевидения.
Мельница
Когда в начале 2000-х группа «Мельница» пришла арендовать для концерта один из крупных московских клубов, арт-директор не хотел поначалу соглашаться на сотрудничество с неизвестной ему группой. Но как известно, принцип «деньги не пахнут» работал всегда и прияв плату за пользование помещением, сделка состоялась. После последующего «биткового» концерта, отдавая музыкантам снятую кассу, он в глубоком потрясении только и смог спросить: «Ребята, вы кто такие вообще?». Невдомёк этому персонажу было ,что существует мощное движение «реконструкторов» и «ролевиков», где «Мельница», ведомая лидером и вокалисткой-арфисткой Натальей О’Шей, давно уже признанная легенда. И пусть для большинства слава «Мельницы» началась только с 2005 года, когда даже на радиостанциях отличных от «Нашего Радио» стали крутить убойный хит «Ночная кобыла» (после этого успеха концерты из клубов перекочевали на более крупные площадки, но с неизменным «битковым» эффектом), но успех группы с тех пор постоянен, выпуск альбомов стабилен, а песни всё так же волшебны, загадочны и сказочны одновременно.