27.12.2021 17:12

Как Роберт Плант «Рок на бабу поменял»

Как Роберт Плант «Рок на бабу поменял»
Robert Plant & Alison Krauss — Raise the Roof (2021) — коллаж Андрея Зайцева

Про эту парочку чего только не говорили в 2007-м: и «Плант сошёл с ума!», и «Рок на бабу променял!», и «Свои песни закончились?», и… и много чего ещё. Действительно, релиз дуэтного альбома гранда классик-рока Роберта Планта и звезды блюграсса Элисон Краусс был неожидан для многих слушателей. Но разве «неожиданно» значит «плохо»? Рецензия на новый альбом дуэта «Raise the Roof» с погружением в предысторию читайте на «Сенсаций.Нет».

Led Zeppelin — коллаж Андрея Зайцева

Имя Роберта Планта было бы записано на скрижалях истории не только рок-, но и всей музыки в целом, даже если бы он после 1980 года не спел бы ни одной песни вообще. Едва ли в мире найдётся человек имеющий слух, который не узнал бы с первых нот знаменитую «Stairway to Heaven» или не слышавший хотя бы раз за сезон «Whole Lotta Love» или «Black Dog» в популярном ныне шоу «Голос». Молодость и самые яркие грани таланта Роберта Планта пришлись, несомненно, на стремительный успех «Led Zeppelin» и золотую эру мелодичного хард-рока в 70-х.

Но если не брать внезапно почившего Бонзо (Джон Бонэм — барабанщик «Led Zeppelin» — прим. авт.), то ни сторчавшийся, но вылезший из кокаинового плена Джимми Пейдж, ни спокойный и уравновешенный, но занимающийся больше студийными делами, Джон Пол Джонс не смогли «в творчество» столь успешно и разнообразно, как Роберт Плант.

По большому счёту, старина Роберт уже тогда «сошёл с ума», поскольку отказался петь «Лестницу в Небо», аргументируя это фразой «покорив однажды Эверест, нет нужды таскаться туда просто так раз в неделю». И пусть в его творчестве случались вкрапления, любимого всеми его поклонниками, хард-рока. Да и на концертах Плант нет-нет, да «сорвётся» сыграть что-нибудь из «старого и доброго», в целом, вектор его музыкальных работ сместился во что-то более глубокое, пространное и вдумчивое. Так что, впоследствии его творческий тандем с Элисон Краусс был во многом предопределён заранее.
Но почему именно Элисон Краус? Мало что ли поющих женщин в мире? А вот тут выбор однозначно правильный и точный.

Элисон Краусс и Роберт Плант — коллаж Андрея Зайцева

Элисон Краусс — широко известная в США звезда такого достаточно консервативного стиля, как блюграсс. Для уха русского слушателя понятие «кантри» неделимо, но и этот жанр делится на несколько поджанров, где блюграсс — это более корневая фольклорная музыка, характерная больше для сельскохозяйственных районов Америки, где в ходу не столько электрические музыкальные инструменты, сколько акустические. (Да простят меня продвинутые любители музыки, но ближайшие полярные аналогии напрашиваются лишь с передачей «Играй, гармонь!», полной народного творчества из глубинки в качестве альтернативы «блюграсса» и ранее творчество группы «Машина Времени» — в качестве «кантри» — прим. авт).

И вот именно в жанре блюграсса Элисон Краус сделала успешную музыкальную карьеру, заключив свой первый контракт в этой индустрии ещё в 16 лет (а родилась она в далёком 1971 году, когда Led Zeppelin уже гремели на весь мир). Предшествовало этому долгое и кропотливое самосовершенствование, поскольку азы игры на скрипке и классическое образование девочка начала получать с пяти лет. Но быть скрипачом в Америке и не сделать хотя бы попытки «запилиться» в кантри-ритмы, наверное, невозможно. И вот в десять лет Элисон уже собирает свою первую группу, а в тринадцать становится победительницей престижного национального конкурса, где её объявили «Подающей самые большие надежды фиддл-скрипачкой на Среднем Западе».

Дальнейшая карьера Краусс, в некотором роде, была предопределена, поскольку не использовать такой удачный трамплин из собственных трудов было бы глупо. Войдя в состав группы Union Station именно в качестве поющей скрипачки, началась эволюция Элисон, как вокалистки. Надо сказать, что музыканты группы Дэн Тимински и Рон Блок сами по себе в тот момент, да и сейчас тем более, обладали высоким мастерством и имели серьёзный вес в мире кантри, но с приходом Элисон Краусс паззл сложился без малейших оснований к провалу.

С тех пор (с 1987 года) Union Station и Элисон Краусс неразлучны, поскольку либо она, как часть команды, записывает с ними альбомы и даёт концерты, либо уже группа является её сопровождающим составом на сольных концертах и записях.

Первый сольный альбом Элисон Краусс традиционно состоял только из кавер-версий традиционных блюграсс-стандартов. Без этого шага не обходится ни один кантри-исполнитель, ибо так принято (ну, и разрешение на исполнение и авторские отчисления, вернее, их отсутствие ввиду давности лет, позволяют здорово сэкономить на начальном этапе). А вот второй альбом певицы занял, на первый взгляд, невысокую позицию под номером 75 в кантри-чарте за 1990-й год, но при этом принёс исполнительнице первую «Грэмми». Вторую статуэтку этой престижной премии Краусс получит в составе Union Station уже в 1992-м. В дальнейшем, так или иначе, в составе группы, дуэтов и за сольные работы, таких наград она соберёт аж 27 штук, войдя тем самым в «Книгу рекордов Гиннеса», как обладательница самого большого количества «Грэмми» среди женщин за всю историю.


Именно с подачи Элисон Краусс произойдёт масштабный «перезапуск» блюграсса для широкой аудитории не только в Америке, но и во всём мире, где в ходу английский язык. Но так ли достойна эта женщина той славы, которую она имеет? Почти три десятка «Грэмми» — это, несомненно, внушает уважения, но вдруг всё это исключительно «за красивые глаза»? Но тут стоит понимать, что условных судей, назначающих эту премию — не один, не два и даже не десяток человек. Прежде чем попасть на этап «хотя бы номинировали», музыкальная работа проходит не через одну сотню экспертов музиндустрии, которые, что вполне логично, голосуют за определённого исполнителя опираясь в целом только на два параметра, а именно: «я это слышал» и «мне это понравилось». Второе без первого невозможно, а первое так же невозможно, если альбом не купили огромное количество людей, введя этот релиз в первые строчки всевозможных чартов.

Элисон Краусс и Роберт Плант — коллаж Андрея Зайцева

В сухом остатке получилась та Элисон Краусс, о которой вы прочитали выше: отличная скрипачка, филигранная вокалистка и знакомые не одному поколению американцев песни в привычной стилистике, перемежаемые новыми песнями, достойными стать классикой жанра.

Но как Роберту Планту хотелось уйти из зоны комфорта, заложенной в молодые годы, но при этом не рвать с прошлым связь, так и Элисон Краусс, в конечном итоге, пришла к такому же выводу. Зачем резать курицу, несущую золотые яйца? Поэтому и Плант, и Краусс в своей сольной карьере придерживаются более-менее того ровного пути, который безошибочно оставит их на вершине, но не заставит прекратить движение. А вот стилистические рамки здорово расширяются для дальнейших экспериментов.

Здесь вы найдёте и психоделию пространных звуковых образов от Роберта Планта, и утончённую филигранность Элисон Краусс, и немного рок-н-ролла — куда без него. Пожалуй, получившуюся пластинку можно отнести к жанру dark-contry. Как и в первом альбоме «Raising Sand» (поднимая песок (в танце) — англ.), вышедший недавно «Raise the Roof» (поднимите крышу — англ. устойчивое выражение в качестве массового танцевального элемента, когда поднимают раскрытые ладони и начинают их ритмично качать, как будто бы приподнимая крышу помещения) — это полноправный паритет двух очень успешных людей.

Не все номера поются полноценным песенным дуэтом, поскольку встречаются песни, где поёт только Роберт, а Элисон лишь подыгрывает на скрипке, а есть композиции, где чистейший хрустальный ручеек голоса Краусс стоит во главе угла, а легенда классик-рока довольствуется эпизодическими подпевками. Как говорится, лишь бы песня классно звучала. А самих песен, кстати, присутствует четырнадцать штук, где подавляющее большинство — опять кавер-версии песен из различных закоулков кантри.

Вряд ли он будет интересен слушателю, любящему музыку только с позиции «весёлости», ибо здесь присутствуют только грусть, задумчивость и меланхолия. Полному погружению способствует звук, с которым записана пластинка. Охарактеризовать его «хорошим» будет крайне куцым и опрометчивым шагом, поскольку даже послушав его в обычных наушниках, прилагаемых в комплекте к любому современному смартфону, слушатель ощутит полное погружение в этот слегка мутный и вязкий звук. Что уж говорить про счастливчиков, имеющих возможность послушать виниловое издание на качественной акустической системе?

Между датами выхода этих альбомов дуэта Роберта Планта и Элисон Краусс — целых 12 лет. Целая вечность, если речь идёт о массовой поделке, но вполне оправдано для шедевра.

Автор: Василий Виноградов