Наблюдая за многими представительницами шоу-бизнеса, складывается стойкое ощущение, что пока одни из них стояли в очереди за талантом, остальные напирали толпой в отдел «Внешность». Анна Осипова, известная широкой публике под именем «Юта», каким-то непостижимым образом успела везде.
Даже если согласиться с тем, что на каком-то этапе все люди имеют одинаковые задатки на успех и шанс на победу, то не стоит забывать: закопать талант несложно, а внешность тут может и не спасти… Юта — это, пожалуй, образец того, как не изменяя себе продолжать развиваться, но при этом остаться артистом с большой буквы «А». Как ей это удается, выяснял наш корреспондент и музыкальный обозреватель Василий Виноградов.
— Когда вы почувствовали потребность быть автором? Симпатичная девушка с узнаваемым тембром и умеющая петь — это ведь уже немало. Пользуйся, как говорится. А тут — автор, исполнитель, композитор…
— Все началось в 20 лет. Ушла из родительского дома, стала жить самостоятельно. Это, кстати, было серьезным испытанием на прочность. Далеко не все получилось с первого раза и по части быта, и по части порядка в собственной голове — дров наломала…Но песни пошли. Внезапно, потоком и в большом количестве. Что удивительно, уже тогда стали появляться первые «ласточки» — песни о судьбе военного человека, солдата. Кто бы мне, 20-летней девочке сказал, что в последствии будет очень много концертов и в воинских частях, и в горячих точках, и на учениях в полях в буквальном смысле этого слова. Еще сериал «Солдаты», опять же таки.
Вы верно подметили, сочинять — это потребность, необходимость. Вообще не знаешь, как без этого. Что-то внутри переполняет и рвется наружу. Вот так и живешь этой потребностью до какого-то момента. А потом — бах — потребность изменилась… Сочинять так, чтобы мир стал добрее. Чтобы человек после концерта шел радостным.
— А насколько у вас развито чувство самоцензуры? Вы ставите себе рамки или «как пойдёт — так и будет»?
— Если Вы о творчестве, то на первом этапе создания сначала отпускаю все на самотек. Как идет, так идет. И оно приходит, и его много. Следующий этап — отсев лишнего, огранка. В жизни все то же самое. Вариантов тьма, выбор есть всегда. Кстати, самоцензура необходима и для того, чтобы не свалиться в самоедство.
— Первый состав группы «Юта» собран в 2000 году. Затем был настоящий марафон из студийных работ, когда за четыре года было выпущено четыре альбома. При этом, уровень каждого релиза только повышался, чего ни коснись — качество записи, аранжировки, самого материала, наконец. Всё это происходило практически 20 лет назад. Чем остался в вашем сердце и воспоминаниях тот период и о чём бы вы предпочли забыть?
— Моя жизнь делится на два периода: до и после рождения детей. Вы спрашиваете о периоде «до». Это было весело, безответственно, вразнос. Легко и одновременно тяжело. Легко, потому что «свобода». Тяжело по этой же самой причине (смеется).
Уже тогда временами задавалась вопросом: зачем живу? Чтобы что? Вот так жечь? Ответа не находила и продолжала жечь. Забывать в этом периоде ничего не хочу, это опыт. Все, что было — все моё. Хотела бы я туда вернуться? Нет. Самое счастливое время — сейчас. Сейчас у меня трое детей. И 10 сольных альбомов.
— А дети воспринимают маму, как успешного артиста или мама — только мама?
— Ну, конечно, прежде всего я для них мама. И слава Богу. Но детям нравятся мои песни. Они их даже поют. Следят за эфирами. Хороший маркер — если просят поставить песню дважды трижды подряд — все получилось, можно не переделывать. Я иногда так тестирую новый материал (смеется).
— Не очевидная вещь, но восприятие артиста, касаемо своего творчества, всегда другое, нежели даже у самого преданного поклонника. Артист видит себя и изнутри, и снаружи. Есть ли в вашем творческом багаже песни, на которые Вы возлагали большие надежды, а они «не выстрелили» на широкую аудиторию? И наоборот.
— Как правило, все выстреливали, в которых я была уверенна. Вопрос времени. Некоторые лежали по несколько лет, а потом наступало их время. Песня «Жили-были» играла на радио и так себе тестировалась. А выстрелила, лишь попав в сериал «Солдаты».
— Назовите один очевидный и один не очевидный пример концертов, воспоминания о которых заставляют трепетать, несмотря на весь жизненный опыт.
— Дейр-эз-Зор. Заевфратье. «Камаз» — это и есть сцена. Бойцы. Уставшие, хмурые, глаза в пол. Ветер в лицо, во рту пересыхает. Недосып, голос так себе звучит. Песня «Мама» — и слезы на их глазах.
А однажды в поле играли перед солдатами. И вдруг ко мне подбегает боец с букетом полевых цветов. Нарвал и сунул охапку. Да как красиво собрал композицию, флористы бы позавидовали! Много таких историй.
— Обычным людям, которым посчастливилось наблюдать за «Ютой» с самого начала, нет-нет, да зададут себе вопрос «А как, мол, так лихо получилось-то?». Но если ваши таланты сомнению не подлежат, то такие факторы, как «связи» и «деньги» в контексте успеха всё равно гложут умы. «Юту» кто-то «двигал»?
— Папа, для начала, дал мне блестящее музыкальное образование. Папа же дал мне стартовый капитал для записи альбома и съемки клипа. Именно с этого все началось. Я бесконечно благодарна отцу. Далее шла уже самостоятельно. Никто и никогда не двигал меня как артиста. Были и есть взаимовыгодные сотрудничества.
— Вы жёсткий руководитель? В коллективе кто-то кроме вас имеет право голоса или только сессионщики, которые «хоть чёрта лысого сыграют»?
— Все имеют право голоса. Я прислушиваюсь к своим музыкантам. Я учусь у них. Саша Бакунин, бас-гитарист, мы с ним с с 2003 года. Сходились, расходились. Это профессионал своего дела и глубокий человек с огромным сердцем. У него и в житейском плане есть, чему поучиться. Миша Чубатов гитарист — вообще мой преподаватель по гитаре, я полтора года беру у него уроки. Я берегу мир в коллективе, уважение — платформа, на которой мы едем.
— Нетрудно догадаться, что музыка окружает вас в режиме 24\7. Не было ли момента, когда хотелось её бросить?
— Таких мыслей не возникало. Было время, я задавала себе вопрос: а как дальше? По-старому уже было невозможно, по-новому еще не услышано…И тогда я уходила в дикие эксперименты: меняла псевдоним, прическу, аранжировщика. Ничего толкового из этих экспериментов не выходило, кстати. Но помните, как кто-то сказал, что успех это 100-я удачная попытка, до этого было 99 неудачных? Я методично делала свои 99 попыток. А если серьезно, бросить свое любимое дело есть предательство перед Богом. А предателей никто не любит.
— В России сложно избежать не одним десятилетием укоренённую конфронтацию «рока и попсы». Вы за кого? Или это всё «просто музыкальные стили», «музыка бывает только хорошей и плохой» и т.д.?
— Нет больше никакой конфронтации. Вы не заметили? Она исчезла. Канула в лету. Есть художник, есть музыка, есть слушатель. Все остальное — конъюнктура. Она переменчива.
— Вопрос скорее об откровенно коммерческом подходе к созданию материала у некоторых исполнителей. Когда есть лишь погоня за модными трендами, чтобы успеть «ковать, пока горячо».
— Исключительно коммерческий подход? Это тоже позиция, и не мне ее осуждать. Каждый самовыражается как может. Ключевое — что ты хочешь дать людям. Задачи разные.
— Что бы ни говорили люди разных поколений, но для обычного человека, наверное, самыми мирными и беспечными последний раз были времена, пожалуй, в 70-х. Затем явный кризис советской системы, «святые 90-е», «линолеум» и т.д. Как вы ощущаете связь времён нынешних и то далёкое прошлое, которое многие уже не застали?
— Связь времен всегда прослеживается через отношения с родителями и со своими детьми. Помните, нам всем казалось, что родители неправильно нас воспитывали? Были излишне строги и недостаточно гибки? Помните, старшие говорили нам, что нельзя, например, мусорить в подъезде и мусорить деньгами? Нам тогда казалось, что они брюзжат и портят нам жизнь оттого, что сами эту жизнь не поняли. А мы-то! Мы-то понимаем! Ну-ну…Наверное, сейчас большинство наших читателей уже осознали, что бабушка-то была права…. И уважение просыпается, и благодарность. И вот это все человек передает своим детям, которые, кстати, уже понимают жизнь. В отличии от нас. Ну, вы поняли — все по кругу. Удивительно, в 2016 году я начала писать песни в стилистике 60-х годов. Что еще более удивительно, эти песни попали в ротацию на коммерческие радиостанции. Сегодняшняя песня «Быть выше» отчасти тоже написала в той, старой доброй традиции. Возвращаясь к вопросу, в моем детстве (80-е годы) был необходимый минимум вещей и средств, всего хватало. Одно выходное платье (а хотелось триста тридцать три), две игрушки, старое разбитое пианино, магнитофон «Весна». Но много книг, много чистого воздуха, много людей, живущих по совести. Сегодня в массовом сознании мы возвращаемся к пониманию, кто мы и что мы должны сделать для России. И мы в массовом сознании понимаем, что нам не нужно триста тридцать три выходных платья. Нам нужна суверенная независимая сильная страна. Которую мы очень любим.
— Иногда… Хотя, почему иногда! Очень часто глядя на культурную интеллигенцию, в глаза лезут либо оторванные от жизни «ура-патриоты», либо оголтелые «западенцы». Первые считают, что «у нас вообще всё лучше всех и другого не надо», а вторые упорно не желают видеть никакого позитива и успехов в стране, которую они называют «этой». Есть ли та условная «золотая середина», при которой можно не замалчивать никакие проблемы внутри страны, не опасаясь за давление со стороны власть имущих, но при этом иметь собою цель именно улучшить окружающую жизнь, а не поливать её грязью?
— Улучшить окружающую жизнь ты можешь конкретными делами. Помочь нуждающемуся. Навести порядок в своем коллективе. Хорошо сделать свою работу. Ребенку своему образование дать. Понимаете, те, кто это делает каждый день, как правило, не орет о проблемах — на это просто нет времени, люди заняты делом.
Большинство из тех, кто громко и грязно возмущается, мол, всё плохо, и живет в «этой» стране — не у дел, несчастны, недореализованы. Вывод напрашивается. Указывать пальцем на проблему в стране можно и нужно. Сопоставляя свои возможности для решения данной проблемы.
— Ваши песни звучали в сериале «Солдаты», сейчас одна из ваших ипостасей — служба в Театре Российской Армии. Быть может ваша открытая патриотическая позиция, квинтэссенцией которой, пожалуй, является песня «За Россию!», это просто роль такая?
— Патриотизм — это любовь. А любовь не сыграешь.