«Сенсаций.Нет» уже писали про такое явление, как онлайн-концерты. Было это уже довольно давно — аж полгода назад. За это время успела пройти первая волна коронавируса, наметиться и начаться вторая волна, а так же произойти множество параллельных этому событий, в той или иной степени связанных со сложившейся ситуацией в шоу-бизнесе.
Давайте восстановим примерную хронологию.
Вначале все, как один, ломанулись организовывать и проводить эти самые онлайн-концерты. Ввиду общего порыва и спешки получалось по-разному: шикарные профессиональные выступления, спонсируемые ведущими онлайн-кинотеатрами или операторами мобильной связи; трансляции репетиций в репетиционных помещениях и разговоры в режиме «чат»; крупно-пиксельные или мутные стримы с мобильного телефона в режиме «снято откуда-то снизу». Другими словами – медиаконтент на любой музыкальный вкус. Как никогда стало популярно слово «донат». В тех или иных целях (гонорар артисту, благотворительность или размазанное «на развитие ютьюб-канала») довольно быстро вошло в обиход понимание, что набор цифр время от времени возникающих на экране – не номер телефона, а комбинация к денежному счёту, куда можно выразить свою поддержку посредством финансовых переводов любимому артисту.
Нет, случались и просто концерты, когда материальная выгода никак не была обозначена и зрители не жалеючи заваливали выступающих «лайками» и «смайликами» буквально в многомиллионных масштабах. При этом совершенно точно можно сказать, что вся эта кутерьма в активной своей фазе длилась ровно месяц. Куда бы ты ни зашёл «в эти ваши интернеты», из-за каждого угла сверкал и переливался не один десяток зазывающих банеров-афиш о предстоящих концертах. Сложно сказать, почему волна популярности этого формата концертной деятельности так быстро сошла на нет в каждом и отдельном случае, но общие тенденции вполне были ясны и тогда, а сейчас видны ещё более ясно. За любой волной первичного интереса, готовой буквально смывать всё на своём пути (Как же! Смотри, какой выбор доступных свеженьких концертов в реальном времени!), следует «отлив» этой самой волны этого самого интереса (не концертами едиными, как говорится, жизнь интернетовская полнится), а что-то вообще уходит в «песок житейской бытовухи» (чем зрителю «донатить», ежели самому жить не на что в связи со всеми этими самоизоляционными карантинами).
Но вот миновал мощный всплеск онлайн-концертов и что же, они исчезли и канули в лету? Конечно же нет. Нет худа без добра, как говорится. О чём речь? Об отработке технологии подобного рода передачи информации на широкую аудиторию. И вот уже многокамерная динамическая съёмка – это вполне себе стандарт, а панорамная съёмка на 360 градусов – новинка, хотя удивления уже не вызывающая; 4К наступает на пятки FullHD; разве что визуальные 3D-эффекты ещё не на уровне «Аватара», но и в этом направлении есть подвижки. Осталось за всем за этим не забыть про самое главное – да-да, про музыку.
Если отбросить лишние эмоции, то объективно онлайн-концерты — это неплохо. Вряд ли звёзды любого музыкального жанра просто так и по своей воле поедут в поселковый ДК с концертом. Даже если отбросить вопрос гонораров и звезда во своей воле возжаждет посетить какой-то логически гонорарно непривлекательный провинциальный уголок, то всё как минимум упрется в соблюдение технических условий для проведения концертов (это называется «технический райдер»), где, как правило, целая команда профессионалов отвечает за все нюансы звука, света и сопутствующих процессов вроде доставки артиста и аппаратуры до места проведения (об этом подробно Сенсаций.нет писал вот здесь). Высокоскоростной интернет провести гораздо проще, а там, разлёгшись на тёплой печурке, можно уже любой концерт посмотреть — хоть «Арию» с симфоническим оркестром, хоть подборку «Голубых огоньков», хоть лучшее из «Comedy Club» с «Аншлагом». Выбор велик. Но почему-то потом принято сетовать, что мы «всё реже общаемся вживую», говорить про «интернет-зависимость» и петь про «девочку живущую в сетИ».
Да, стоит признать, что именно в сложившейся ситуации, когда вокруг все говорят об опасности Covid-19, в тех регионах, где культурно-массовые мероприятия запрещены до лучших времён, онлайн-концерты здорово могут скрасить ожидание лучших времён, когда любимые артисты смогут быть в зоне досягаемости желающих их увидеть зрителей, но ставить все зрелищные или просто музыкальные события в онлайн-режим на постоянной основе всё равно, что продолжать жить в палатке на месте сгоревшего дома, не делая попыток отстроить его заново, проработав попутно дополнительно механизм повышенной профилактики защиты от огня.
И вот какой же следует вывод, исходя из всего вышенаписанного? Тут без изменений. Обычные живые концерты (да-да, те самые, когда в специализированном помещении типа «концертный зал» сидят бок о бок счастливые зрители; на сцене довольные музыканты «качают» комфортной мощностью свои песни, освещаемые высокохудожественным морганием световых приборов видимого и приятного глазу светового спектра) не заменит ничто! Можно сколь угодно долго перематывать и пересматривать плохонькие любительские видео-ролики про последний приезд Металлики в Россию, но если ты не орал вместе со всем стадионом «Группу Крови», то ты там не был.
P.S. От редакции хотелось бы добавить, что наш автор Василий Виноградов и сам выступит в онлайн формате буквально завтра, 27 ноября. Из-за коронавирусной всей этой истории все культурно-массовые мероприятия в Псковской области запрещены, но блюз-рок-группа V.V. and BanD, фронтменом которой является наш автор, в 19.30 в студии информационного портала iluki.ru отыграет полноценный концерт. Настоятельно рекомендуем посетить!