От редактора: Уже традиционно вставляю в самом начале свои «пять копеек» в материал Василия Виноградова. Наш автор считает, что преемственность возможна. Но я позволю себе с ним не согласиться. Ведь и «Земляне» до сих пор ездят по гастролям и поют про траву у дома, хотя они и «не совсем» «Земляне». «Черный Обелиск» продолжает выпускать альбомы и давать концерты, хотя Анатолий Крупнов покинул этот бренный мир еще в 1997 году. И я не могу не поделиться своим изумлением, когда несколько лет назад увидел в Москве афиши с логотипом культовой американской группы «DEATH», которая, давайте откровенно, состояла всю свою историю из одного человека — Чака Шульдинера, умершего от рака в декабре 2001 года…
Василий Виноградов: Самозванцы в популярной музыкальной культуре — тема весьма обширная и хочется сразу сказать, что такое случалось и случается не только на советском\постсоветском пространстве.
Достаточно вспомнить фальшивых Deep Purple, когда вокалист первого состава этого коллектива Род Эванс, пользуясь тем, что группа распалась в середине 70-х, набрал никому не известных музыкантов в Америке и поехал с ними на гастроли, выдавая себя за “тех самых Дип Пёпл”. Правда, справедливость быстро восторжествовала, поскольку концерты были настолько низкого качества, что даже в эпоху отсутствия интернета, уничижающая “слава” бежала впереди этого тёмно-лилового муляжа и дело закончилось судом.
Можно ещё вспомнить также набившую всем оскомину историю “с сорока составами Ласкового Мая”, которой так любит хвастаться нынешний правообладатель и держатель бренда — Андрей Разин. Мол, смотрите как было весело! Задурённый зритель был доволен не только плохонькой “фанерой”, но и вообще не особо различал — двойники перед ним или нет. Лишь бы на сцене был ожидаемый образ любимого артиста — дальше зрительское воображение дорисует всё на своё усмотрение.
Но рассказать хочется о легендарных вокально-инструментальных ансамблях «Песняры» и «Поющие Гитары«.
«Песняры»
Заслуженно легендарный ансамбль и быть несогласными тут могут только… скажем так, «недалекие люди», апеллирующие понятиями “не современно”, “совок” и “о вкусах не спорят”. Спорят. Ещё и как! Выросшие из местечкового явления довольно небольшой республики Беларусь во всесоюзно любимых исполнителей во главе с бессменным руководителем Владимиром Мулявиным. Гастроли «Песняров» были расписаны на год вперёд, а залы буквально, а не фигурально, ломились от желающих посетить это волшебство белорусского многоголосия. Кто не знает “Беловежскую пущу”, “Косил Ясь конюшину” или “Вологду (-гду)”?
Пластинки с этими и другими, пусть и менее известными песнями, разлетались как горячие пирожки миллионными тиражами и, вообще, первые 20 лет существования этого ВИА были самые лучшие — “золотые голоса” исполняли “золотой репертуар”. Но потом развал Советского Союза и “святые девяностые” открыли непаханое поле для деградации музыкального вкуса, что привело совсем уж к падению спроса на качественную эстраду, коими без сомнения являлись «Песняры». Тяжёлые ли времена, творческие ли разногласия, но в 1998 году случился распад легендарного ансамбля, и количество «Песняров» удвоилось.
В первом коллективе, принявшем статус “государственный”, практически в одиночестве остался Владимир Мулявин, который буквально за месяц набрал молодых музыкантов, а уже через два они дали первый сольный концерт. Второй же ансамбль с неизменным составом уже 22 года носит название «Белорусские Песняры« и имеет самую высокую концентрацию музыкантов золотого состава и там нет ни одного человека, который бы так или иначе не работал с Мулявиным в оригинальных «Песнярах».
Но свято место пусто не бывает, да и народная память таки сильна, раз не смотря на всё ускользающий горизонт прошлого, требует услады песняровских песен. И сейчас, даже если отбросить откровенные мошеннические подделки под легендарный ВИА, то почти у каждого бывшего солиста некогда мулявинских «Песняров» есть свои сопровождающие коллективы, которые без зазрений совести пишут это название на афишах. Есть свои «Песняры» даже у бывшего директора «Песняров», простите за каламбур, где музыканты также имели честь играть с Мулявиным в период после исторического распада до самой его нелепой смерти в 2003 году. Так или иначе, сейчас существует примерно шесть ансамблей «Песняров» той или иной похожести на оригинальный ансамбль, но законны только два — Белорусский Государственный ансамбль им. Владимира Мулявина “Песняры», где играют довольно молодые ребята, отца-основателя уже не заставшие, и «Белорусские Песняры» с артистами-ветеранами, когда-то бок о бок творившими историю музыкальной культуры СССР.
«Поющие Гитары»
Их называют первым успешным ВИА Советского Союза, что наверняка недалеко от истины. Коллектив справил свой полувековой юбилей и продолжает выступать, собирая полные залы народной любви практически в каждом городе гастрольного маршрута. Их творчество, пожалуй, эталон лёгкой музыки жанра ВИА. Никакой политики про “Ленин-партия-Комсомол” — только светлые песни про любовь. Самые известные произведения давно украшают всевозможные ностальгические аудиосборники и, опять же, ставя в тупик всевозможных маркетологов, знакомы практически всем возрастным группам: “Синий Иней”, “Песенка велосипедистов”, “Люди встречаются”, “Неприметная красота” и конечно же “Нет тебя прекрасней” — незнание публикой этих песен возможно только из-за названий, но стоит зазвучать первым аккордам и словам — петь начинают все.
Пик популярности «Поющих гитар» пришёлся на 70-е, а потом коллектив был поглощён зонг-оперой “Орфей и Эвридика» и в ней же растворился, пока не возродился уже в конце 90-х заново. Через какое-то время, вкусив вернувшейся славы, «Поющие Гитары», ввиду каких-то неразрешимых противоречий, со скандалом разделились на два коллектива, каждый из которых так же назвался «Поющими Гитарами» и с разным успехом стал “окучивать” гастролями города и веси нашей необъятной Родины. И пусть в первых, по-настоящему настоящих «Поющих Гитарах» играли и продолжают играть оригинальные участники “золотого состава”, а во-вторых, по большей части — случайные люди подходящего возраста, но правда восторжествовала совсем недавно. Многолетние судебные тяжбы оставили право называться «Поющими Гитарами» только “золотому” составу. Вторые же взяли название “Те самые Поющие Гитары” и продолжали выступать, как ни в чём ни бывало, но новые постановления суда просто запретили им в каком-либо виде использовать вывеску «Поющие Гитары», что позволило избежать ситуации, подобной «Песнярам».
Корень проблемы
Он, видится мне, кроется исключительно в “брендовом” подходе к коллективу. Есть условные «Весёлые Ребята«, «Поющие Сердца» или ВИА «Пламя», с которыми у публики есть стойкие ассоциативные образы внешнего вида на сцене и, разумеется, характерные песни. Хорошо, если в коллективе долгое время был один или несколько выдающихся солистов — их точно запомнят, а инструменталистов — вряд ли. Кто-нибудь вспомнит с ходу, что Игорь Саруханов был гитаристом и вокалистом классического, и по факту, самого успешного состава ВИА «Цветы»? А то, что Александр Маршал задолго до «Парка Горького» в тех же «Цветах» был бас-гитаристом? А то, что Юрий Антонов до своего триумфального успеха был клавишником-аранжировщиком у упомянутых в этой статье «Поющих Гитар«? За стройными рядами любимых песен не сразу воспринимается, что в вокально-инструментальных ансамблях работало огромное множество первоклассных музыкантов. Даже сейчас практически во всех интервью корифеи эстрадного жанра так и говорят: работал в «Самоцветах«, работал в «Добрых Молодцах«, работал концерты, работал дворцы спорта и т.д. И никто не говорит “пел”, “играл” или “сочинял”. И как-то неуютно становится от этого. Понятное дело, что без оплаты своих трудов музыканты просто не смогут полноценно существовать, тем более в это жестокое время разгула капитализма, но…
Легендарные рок-группы, такие как «ДДТ«, «Алиса» или «Аквариум» тоже переживали и продолжают переживать смены состава музыкантов, но слышали ли вы что-нибудь про двойников или клонов этих заслуженных коллективов? И не услышите. Их просто нет. Разница всё с теми же ВИА состоит лишь в том, что чаще всего сильный и волевой лидер находится на сцене и является лицом группы. А у ВИА сильные лидеры почти всегда — это менеджеры/продюсеры коллектива.
Рассуждать на тему двойников и самозванцев в культурной жизни можно долго. А меж тем, по миру играют одни и те же песни несколько Nazaret’ов, по два комплекта Sweet и Wishbone Ash и минимум три джазовых оркестра имени Гленна Миллера. У нас же смотришь на то, как по корпоративам и провинциальным ДК катаются с концертами три «Лейся, Песня«, да по паре «Синих Птиц« с «Ариэль«, и становится очень грустно. Но настоящая музыка вечна. В очередной раз порадуешься, что есть записи, которые хоть как-то могут вылечить от этого ощущения.