Сегодня музыкальный обозреватель «Сенсаций. Нет» Василий Виноградов в своей статье опять немного зайдёт на «чужую территорию». Напомним, что про книги пишет Дарья Живолуп, а про кино — Светлана Огнева. И если статья про недавно вышедший странный байопик американской группы южного рока «Lynyrd Skynyrd» хоть как-то была оправдана, как и огромная статья про фильмы о музыкантах. то вот что позабыл музыкальный обозреватель в дебрях экранизации классической литературы — непонятно.
Наверняка каждый из нас, посмотрев какой-нибудь фильм, за основу которого взято что-нибудь из классической литературы, слышал со стороны или приходил к мысли, что «Кино — это, конечно, хорошо… Но книга лучше!». Можно соглашаться или не соглашаться с этим, ведь на самом деле тут все зависит от отдельно взятого человека, поскольку у кого-то творческий склад ума — ему достаточно простого текста без картинок и собственного воображения, которое с радостью дорисует все картины описываемых в книге событий.
Но сегодня речь пойдёт о том нечастом явлении, когда определённо художественное воплощение произведения в виде кинофильма однозначно получилось удачнее изначально написанного текста.
«Собачье сердце» — повесть Михаила Булгакова, которой «повезло» выйти в свет спустя не одно десятилетие после смерти писателя. В момент написания ход произведению не дали, посчитав, видимо, злобным пасквилем на социалистическую действительность. Так, кстати, на первый взгляд кажется даже сейчас. Однако, если вдуматься чуть глубже, то легко можно увидеть обратное.
О чём речь? О поступках главных и не очень героев, да и в целом о линиях их поведения. Вот взять Швондера. Входя — здоровается, обращается к Преображенскому всегда вежливо и на «Вы», голоса не повышает. При этом, несмотря на своё явно не дворянское происхождение и немного неуместный внешний вид не то борца революции, не то комиссара-энкавэдэшника, пытается вести с профессором именно диалог. Швондер без тени иронии признаёт Преображенского мировым светилом медицины. Это не говоря уже о том, что в целом радеет за улучшение условий в доме, где проживают подшефные ему жильцы. Даже Шарикову он помогает выправить документы и находит, пускай и специфическую, но работу.
А что же профессор? Кричит, угрожает, не желает никого слушать, откровенно шантажирует окружающих прекращением своей, безусловно нужной, медицинской практики, не стесняясь пользоваться при этом своими связями «наверху» у столь открыто презираемой им власти. Но вот чего Преображенский не делает точно, так это не видит в Шарикове человека. Конечно, бедному Полиграфу Полиграфовичу не повезло изначально — он был простым уличным псом, которому без его ведома пересадили гипофиз от обычного люмпена, что через весь этот «абырвалг» и «подходи буржуй, глазик выколю», привело к базовому формированию той личности, весь негатив от которой почему-то стабильно приписывают действиям Швондера. Гораздо проще в сердцах ляпнуть про условную «разруху» в тот момент, когда простые люди, получив надежду на что-то светлое доступное и массовое для всех в будущем, в едином порыве вместе поют на «собрании жильцов нашего дома».
И вот тут надо вспомнить, что эта статья выходит всё же в музыкальной колонке «Сенсаций. Нет», поэтому неминуемо коснёмся и саундтрека этой кинокартины. За музыку отвечал опытный композитор Владимир Дашкевич, которому уже приходилось касаться тематики исторически близкой к «Собачьему сердцу» Гражданской войны в фильме «Бумбараш». При этом его перу принадлежит и гениальная музыка из «Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Эти два факта не оставляли ни единого шанса сделать хоть сколько-нибудь проходную работу. Огня добавляло так же участие уже в стихотворной части работы известного в те времена барда Юлия Кима.
И что зритель получил в итоге? Зритель получил эффект полного погружения, даже не думая догадаться, что крамольные частушки Шарикова, марш красноармейцев и коммунистический хорал жильцов на общем собрании — это не народное творчество. А почему? Потому, что «попадание» случилось слишком уж по многим… Да что там по многим — практически по всем направлениям работы в этом фильме: актёрская игра, идеально подобранные типажи, мастерски добавленный юмор из других произведений Булгакова того периода, картинка-сепия и конечно музыка, идеально соответствующая тому моменту истории нашей страны. И ничто не выбивалось тогда и ничего не выбивается «из букета» и поныне.