«Важнейшее из искусств» о музыке и музыкантах

«Важнейшее из искусств» о музыке и музыкантах

Кинофильмов о музыкантах снято немало, причем не только биографических, но и о вполне себе вымышленных персонажах, подразумевающих реальных исполнителей. Сегодня наш постоянный автор Василий Виноградов рассказывает что из них стоит посмотреть.

От редакции: Традиционное предисловие к колонкам нашего музыкального автора Василия Виноградова. Во-первых есть прекрасная комедия «Detroit -Rock City» и, как понятно из названия — она почти про группу KISS. Почему «почти»? Потому, что имена персонажей, музыкальный ряд, даже сюжетные линии в этом фильме взяты из творчества Великой американской четверки, а сюжет этого вроде бы как классического роад-муви повествует о четверых пареньках, которые едут в Детройт на легендарный концерт KISS. Даже если вы не поклонник настоятельно рекомендуем посмотреть — там есть над чем посмеяться, хотя, возможно, второго слоя шуток вы и не поймете.

kinopoisk.ru

 

Еще один фильм, о котором Василий не упомянул — это «Американский Дьявол». Он прекрасен хотя бы тем, что в роли музыкантов молодой, но очень перспективной группы, которая приехала покорять Голливуд, вполне себе прославленные и известные на весь мир музыканты из Black Veil Brides и Asking Alexandria… В общем, без спойлеров, но тут есть и драма и комедия и триллер и немного мистики.

kinopoisk.ru


Василий Винградов:

 

Василий Виноградов


Получив большой отклик по статье о музыкальном юморе, явилась ко мне идея развить улучшение процесса понимания «
музыкантства» “среди широких слоёв населения”. И как давно известно ещё со времён заветов Ильича (В.И. Ленина авт.) — Важнейшим из искусств для нас является кино! 

Художественных фильмов про музыкантов на сегодняшний день снято немало и охватить их всех вряд ли представляется возможным, поэтому эта статья будет посвящена только тем фильмам, которые автор видел лично в разные годы и сформировал своё личное мнение спустя время и неоднократный просмотр (да-да, то самое ИМХО). 

Прошу заметить, что рассматриваться будут не мюзиклы или просто музыкальные фильмы, а именно фильмы о музыкантах. Обзоры полны спойлеров (информации, раскрывающей детали сюжета) и авторской вкусовщины, поэтому будьте осторожны, если любите смотреть фильмы, что называется, с чистого листа. Количество же обозреваемых в этой статье кинокартин довольно велико и хватит вам, дорогие читатели, наверное, на месяц беспрерывно-вечернего смотра. Итак, приступаем! 

Рэй (Ray. 2004)

Пожалуй, самое эталонное кино на тему “биография музыканта”. И пусть исполнитель роли легендарного Рэя Чарльза актёр Джейми Фокс не поёт сам, а только открывает рот под не менее легендарные записи хитов великого слепого чернокожего артиста, это, пожалуй, единственный “как бы минус” этого фильма. Во всём остальном — полное погружение в историю сего персонажа. Не смотря на общий досугово-увеселительный уклон этого биографического кинотворения режиссёра Тэйлора Хэквода, перед нами настоящая драма простого чернокожего паренька, ослепшего в раннем детстве и всю жизнь мучающегося от вины за смерть маленького братика, случившейся по детской неосторожности.  

Тут мы видим и трудное детство-безотцовщину в беднейшей глухомани в негритянской полу-деревне\полу-городке, где мать Рэя работает простой прачкой, едва умеющей читать и отчаянно уверенной, что “эта мазь не может не помочь — она стоит целый доллар!”, когда дело доходит до лечения начавшего слепнуть сына. Молодая, но суровая она, однако, учит Рэя не ныть, слушать окружающий мир и надеяться только на себя. Именно в этой деревеньке мальчик Рэй узнаёт свои первые аккорды на раздолбанном пианино. Именно оттуда его отправляет мать в интернат для инвалидов, что в последствии сыграет положительную роль в судьбе будущего номинанта “Грэмми”, поскольку именно там развили полноценно его способности к музыке. 

Достигнув совершеннолетия Рэй начал сам зарабатывать на жизнь всё той же музыкой. Играть ему приходилось в кантри-группе. Оцените иронию судьбы, где есть музыкальный коллектив, играющий “музыку белых колонизаторов”, где за пианино слепой чернокожий инвалид… Однако это не помешало впоследствии Чарльзу играть кантри и продавать пластинки с этими песнями миллионными тиражами, но это потом. А пока зрителям фильма “Рэй” предстоит увидеть его первые успехи на тернистой дороге признания, пройдя вместе с главным героем сквозь его героиновую зависимость, большое количество любовных связей и прочих дел, сопутствующих свалившейся на него славы. Но при этом очень трогательно показана его любовь к жене Делле Би, на роль которой очень удачно пригласили Кэрри Вашингтон. Действие фильма перетекает через 50-е, 60-е с постоянными флешбеками в прошлое детство. И пусть фильм изобилует некоторыми нестыковками с реальной биографией Рэя Чарльза, но именно в этом фильме в центре сюжета стоит ТАЛАНТ и МУЗЫКА, а не что-то ещё.  


Переступить черту (Walk the Line. 2005) 

Следующее кинопроизведение — экранизация жизненного пути легенды кантри-музыканта Джонни Кэша. В отличие от обозреваемого выше фильма “Рэй”, актёры Хоакин Феникс исполнивший роль Джонни Кэша и Риз Уизерспун сыгравшая роль Джун Картер -второй половинки маэстро, все музыкальные номера “отбывали” по полной программе. Плоды их “мучений” даже выпустили отдельным альбомом, который имел успех не только среди поклонников самих артистов, фильма или Джонни Кэша, но и случайных людей, услышавших эти песни где-нибудь по радио. Но вернёмся к фильму. 

Юный Джонни впахивает всё детство со своими родителями-фермерами, выращивая хлопок и слушая вечерами радио, где периодически выступает Джун Картер — девочка, которую он никогда не увидит, пока сам не станет “звездой”. А первый мало-мальский успех ему замаячит только в 22 года (1954 г. прим. авт). На протяжении всего фильма показывается, что в музыкальные увлечения Кэша никто не верит вообще. Родители — простые и суровые фермеры — им не до этого, жена — просто любит, но готова сбежать к родителям, поскольку у Кэша не получается зарабатывать и оплачивать аренду дома, где они живут. 

Однако, после нескольких попыток на трио Джонни Кэша, которое состоит из его друзей-автомехаников, делает ставку Сэм Филлипс из небольшого музыкального лейбла SUN RECORDS и Tenesse Tree – именно так называется этот начинающий коллектив — едет в одной обойме с начинающим Элвисом Пресли, Роем Орбизоном и Джери Ли Льюисом в концертный тур. На Кэша сваливается слава и обожание фанаток, а так же, наконец, достаток денежных средств. В какой-то момент к этой когорте музыкантов присоединяется и Джун Картер — та самая девочка из детства… А дальше всё очень запутано, чтобы писать об этом так вот просто, поскольку идут в ход наркота, личностное опустошение и моральная деградация, с которой Джонни Кэш справляется не в угоду сладенько-приторной политике “хэппи-энда”, тотально привитой нам Фабрикой Грёз, а только потому, что главный герой этого фильма был и остался в истории личностью “в чёрном”, который сам себе писал песни и как бы там ни было, но жил МУЗЫКОЙ. 


Рок-звезда (Rock Star. 2001)

Говорят, что за основу фильма взята история Риппера Оуэнса, которому выпала удача заменить на какое-то время Роба Хэлфорда из легендарной метал-группы Judas Priest. Если и так, то сам факт замены “бывалого” на “новичка” — это все совпадения с реальной историей. В фильме же молодой человек Крис Коул днём работает в офисе, но внутри до мозга костей является ярым фанатом хэви-метал группы Стальной Дракон. Подражая вокалисту этого коллектива, Крис поёт в кавер-группе, представляя себя на его месте. Это-то и становится камнем преткновения — остальным ребятам просто надоедает изображать Стального Дракона, что и оканчивается ссорой. Его поддерживает только любимая девушка, но для них обоих становится полным сюрпризом приглашение на прослушивание в…  да-да, в Стальной Дракон! Не трудно догадаться, что у Криса просто не нашлось конкурентов и далее всё понеслось по проверенной схеме — испытание славой, деньгами и девчонками. Но не смотря на это, фильм полон настоящей музыкой хард-н-хэви, закулисных интриг шоу-бизнеса, взросления, старых мудаков и настоящей любви. В главных ролях Марк Уолберг и Дженнифер Эннистон — серьёзные актёры, которым удалось довольно полно показать всю гамму эмоций людей, чья мечта вдруг сбылась. 


Почти знаменит (Almost Famous. 2000)

Как правдиво показать чью-то, пусть и выдуманную, историю со стороны? Исключительно побывать в шкуре персонажа от лица которого ведётся описание событий, на которых основывается правда, которая и дала основу всем фантазиям. 

Не зря режиссёр оскароносного фильма “Почти знаменит” Кэмерон Кроу будучи подростком эпохи мелодичного хард-рока 70-х, ездил автостопом по Америке, чтобы побыть в одной компании, скажем, с Led Zeppelin. Написав сценарий к этому фильму, Кроу, несомненно, многое взял из собственной жизни. Однако, та часть истории, которую он “додумал” нисколько не выбивается и не “торчит” из общего повествования. 

В центре сюжета выдуманная группа Stillwater, штурмующая вершины славы, разъезжая с бесконечными гастролями в своём видавшем виды автобусе. Они выступают вместе с Allman Brothers Band и Black Sabbath при полных залах, их последняя песня практически на вершине хит-парада… В общем, именно Stillwater тот самый, который “почти знаменит”. И тут в сюжет судьбоносно вступает школьник по имени Уильям Миллер, молодой (даже излишне молодой, как станет известно по сюжету) школьник. Увлечённый рок-музыкой с подачи старшей сестры и под осуждающие взгляды матери-училки, он пишет заметки в школьную газету, которые методично пересылает потом известному редактору музыкального журнала. Этот самый редактор, проникнувшись искренностью Уильяма (которая будет играть злые шутки не раз за этот фильм), даёт ему редакционное задание написать “тысячу слов про Блэк Сэббат”, правда не рассказав, как подступиться к этим самым рок-звёздам. 

Виновницей второго поворота сюжета становится, конечно же, девушка. Под прозвищем Пэнни Лэйн (да, как песня у Beatles) скрывается девчонка, настоящее имя которой мы узнаем только в конце фильма, когда она решит что-то поменять в своей жизни группиз (девушки, сопровождающие любимых артистов по доброй воле и из искренней любви к музыке — прим.авт). Она-то и протаскивает сквозь все кордоны нашего главного героя, который таки напишет свою “тысячу слов” и случайно познакомится со StillwaterЕго статья привлечёт внимание более солидного и уважаемого журнала Rolling Stone, редакцию которого Уильям сможет заинтересовать своими новыми знакомыми. 

И вот Уильям едет с ними в концертный тур, где он “потерял девственность, влюбился, встретил своих кумиров, чуть не погиб в авиакатастрофе, познал предательство и так и не попробовал наркотиков“. Музыку к этому фильму специально написала Нэнси Уилсон — жена Кэмерона Кроу и вокалистка группы HEART, чей пик популярности пришёлся как раз на 70-е и 80-е. Совершенно автономное кино получилось. СМОТРЕТЬ ЛУЧШЕ РЕЖИССЁРСКУЮ ВЕРСИЮ! Она длиннее аж на 40 минут и более полно раскрывает сюжет.


Школа Рока (The School of Rock. 2003)

Комедия в чистом виде с Джеком Блэком в главной роли. Посмотрев первый раз этот фильм, хотя и потопав в такт знакомым песням типа BORN TO BE WILD группы STEPPENWOLF, поржав над некоторыми рок-н-ролльными бородатыми шуточками, а так же подивившись как дети классно изображают музыкантов — убрал сие кино в дальний ящик (не стоит забывать, что год выхода картины — 2003. В ходу ещё вовсю был VHS-формат — прим. авт.), благополучно забыл про него. Причин тому было несколько и основная из них — мне всё показалось жутко вычурным, особенно личность Дьюи Финна — главного героя. 

Но потом мне приходилось смотреть это кино при разных обстоятельствах и в разных компаниях, что немного трансформировало восприятие этой, вроде бы яркой, но проходной комедии. 

Первое — это скрупулёзность в кадре всего, к чему можно пристегнуть слово “рок”. Особенно порадовала схема “История Рока”. Да, усилием Джека Блэка роль Дьюи Финна вышла гротескной и шутовской: шоу на сцене — так с прыганьем в толпу, гитарное соло — так на 20 минут. За эту экстремальность, собственно, его и изгоняют из собственной группы, членов которой он откровенно достал. Но вот эта несостоявшаяся великовозрастная рок-звезда попала в затруднительное положение — ни денег, ни жилья, ни перспектив.

Совершенно случайным, но наглым образом, пользуясь добротой приютившего его друга, который работает “учителем на замене” Финн устраивается, представившись именем товарища, в школу. Поначалу дети не знают, как реагировать — учитель ничего от них не требует, надеясь, что ученики будут рады такому обстоятельству. Но долго так продолжаться не может, однако мы помним, что Финн к такому образу жизни не привык. 

А тут ещё в городе объявляют конкурс среди рок-групп с неплохим главным призом, куда уже заявляется участвовать его бывший муз-коллектив… В расстроенных чувствах Финн случайно видит своих воспитанников, у которых работает “учителем” на уроке музыки, где они играют в школьном оркестре. Как ни трудно догадаться, у него тут же искрит идея сделать из ребят рок-группу и надрать всем зад на этом конкурсе! 

Но дети — есть дети, школа — есть школа и далее перед нами развернутся все сюжетные повороты где каждый персонаж займёт своё законное место в общей канве повествования. Дети-актёры, кстати, на всех инструментах играли сами, пели тоже сами, да и в целом большие молодцы. 


В блюзе только Бесси (Bessie. 2015)

В Америке никому не надо объяснять кто такая Бэсси Смит. Она была из тех, чьими усилиями блюз вылез из хлопковых плантаций и чёрных кварталов и стал популярным среди более респектабельной публики, подумать только, уже 100 лет назад. Бэсси была выходцем из самых низов общества. Потеряв родителей и воспитываемая нелюбимой тёткой, главная героиня этого фильма однозначно всего добилась сама. Но сложно всё это назвать, в итоге, хэппи-эндом. 

Современники отмечали крайне вздорный и конфликтный характер Бэсси Смит, невоздержанность в делах амурных даже в пору официального брака, а так пристрастие к алкоголю и “травке”. Вполне ожидаемо, что её жизнь после первых успехов превратилась в сплошной “китч”, выдавая в Бэсси ту самую “деревенщину”, когда “гуляем на все деньги” и “дорого-бохато, чтобы соседи завидовали”. Дом — так самый большой, концертный тур — так в собственном поезде, любовник — так на виду у мужа. Но вот случилась Великая Депрессия, деньги закончились, бывший муж забрал сына ввиду невменяемости самой Бесси… И какой же итог? Как бы не старалась обаятельная Куин Латифа, сыгравшая главную роль и перепевшая самостоятельно все хиты Бэсси Смит, но после просмотра мысленно так и упираешься в постулат “Чем меньше знаешь о личной жизни исполнителя твоих любимых песен — тем тем меньше разочарований получаешь”. 


Кадиллак Рекордс (Cadillac Records. 2008)

Хотели историю зарождения и успеха чикагского электрического блюза из первой половины ХХ века? — Нате вам! 

Ведь как получилось — Леонард Чесс, имея бизнес на продаже бормотухи алкоголя содержал и бар, где помимо того, что можно було пропустить стаканчик-другой, была возможность и послушать выступающих в этом баре музыкантов. 50-е годы в Чикаго никак не располагали иметь хоть малейшую смуглость кожи — кругом была расовая сегрегация и сплошные “only whites”. Так называемые социальные лифты работали ровно так же, как и сейчас — армия, спорт и музыка.  

Именно музыка помогла, скажем, исполнителю бессмертного хита “Хучи Кучи Мэн” Мадди Уоттерсу вылезти из хлопковых полей и стать тем, кем он стал. Помог случай — к нему заехали представители Библиотеки Конгресса США, собирающие корневой американский фольклор и где-то прослышавшие, что именно на этой плантации живёт парень, который поёт и играет на гитаре блюз. 

Перебравшись в ЧикагоМадди начал выступать на улицах, пока не был приглашён в бар того самого Леонарда Чесса. А последнему не то надоело заниматься баром, не то почувствовал потенциал в бурно развивающейся индустрии записи и издания музыки, что закрыв весь прошлый бизнес, организовал свой звукозаписывающий лейбл SHESS Records. Удача сопутствовала и Чессу, и музыкантам, которых он “подписал” на свой лейбл. А среди них — сплошные звёзды чикагского блюза, чей музыкальный след уже навечно вписан в историю жанра. Тут, помимо Мадди Уоттерса, и громила Хаулин Вулф, и нервный гангстер Литл Уолтер, и откровенный скряга Чак Берри. Множество историй скрасят повествование между мощными музыкальными номерами, разве что отношения Чесса с Эттой Джеймс просаживают сюжет, на какое-то время переводя его в плоскость натужной мелодрамы. 


Джимми Хендрикс (Jimi: All Is by My Side. 2013)

Да простят меня читатели, но я не рекомендую смотреть этот фильм. Готов вступить дискуссию и начну первым. Единственный художественный автобиографический фильм о гитаристе, чья манера игры и приёмы звукоизвлечения обогатили на порядок весь рок-н-ролл заслуживает большего, чем то, что о нём сняли. Вдумайтесь: создатели фильма НЕ СМОГЛИ ДОГОВОРИТЬСЯ с наследниками Хендриксовского творчества и последние не дали права использовать музыку Джими в фильме. Не в отместку ли им режиссёр фильма показал великого гитариста странным фриком-инфантилом.  

Нет, конечно, если он таким и был в жизни, то желание прямых потомков иметь больше влияния на сценарий вполне понятно — наверняка хотели обелить биографию великого музыканта. Эта ситуация придаёт событиям интересный поворот, но в итоге фильм можно смотреть разве что с выключенным звуком, поскольку актёра на роль Джими подобрали весьма похожего, картинка фильма в целом тоже красива. Но исполнитель главной роли не умеет играть на гитаре (wtf?!!!) и это очень видно. Дошло до того, что в сценах, где крупным планом мелькает гитара Хендрикса — стёрто лого FENDER — гитарной фирмы, с которой гений электрогитары столь прочно ассоциируется. Они наверняка тоже не захотели участвовать в этом фарсе, оставив зрителям возможность разочароваться самостоятельно.  


Я ухожу — не плачь. (Country Strong. 2010)

“Вот чо этим звёздам в жизни мало? Всё ведь есть! Вот они с жиру и бесятся!…” — так, порою, думаем все мы. Чаще всего — не безосновательно, благо поводов наши (особенно отечественные) “звёзды” дают предостаточно. 

Но у полного достатка всегда есть и обратная сторона и хорошо, если это только нервное и физическое истощение от постоянной пахоты на ниве шоу-биза. Но чаще всего этому способствует ещё что-нибудь, что тянет на “самое днище нижнего ада”. 

Келли Кантер в исполнении Гвинет Пэлтроу — это без преувеличения, хотя и вымышленная, но звезда музыки кантри. Нам пытаются преподнести её как “певицу, чья слава пошла на убыль”, но при этом на протяжении всего фильма залы ломятся от поклонников. Но это во второй половине фильма. А в начале мы видим Келли в реабилитационной клинике, где она оказалась, потеряв ребёнка прямо во время изматывающего концертного чёса. Становятся так же очевидны проблемы с алкоголем, да и в целом можно смело сказать, что у женщины мал-помалу “едет крыша”. Но держать себя в руках, помимо таблеток, ей помогает волонтёр по имени Бо — тоже кантри-музыкант, хотя и не снискавший серьёзной славы. Нетрудно догадаться, что у них завязывается роман, что конечно же даёт вполне положительный терапевтический эффект, благо муж певицы смотрит на это сквозь пальцы. 

А кто у нас муж, кстати? А не поверите — продюсер этой успешной женщины… которую он превратил в машину по зарабатыванию денег, доведя тем самым до сложившегося положения.  

И вот после этого, чуть прочуяв, что жёнушка поправляется, он приезжает к ней предложением от которого нельзя оказаться не дожидаться окончания лечения и вернуться на сцену, “вернуть взад” все утерянные позиции в чартах. Видя, что парнишка положительно влияет на курицу несущую золотые яйца талантливую жёнушку, он приглашает Бо со своей группой выступать у неё “на разогреве”. Ну, и дабы не держать яйца в одной корзине, дополнительно “пристёгивает” к этой концертной бригаде восходящую смазливую поп-кантри-звёздочку Чайлс. Девчонку ни Бо с ребятами, ни Келли нисколько не жалуют. Первые просто видят в ней пустышку, а вторая мило улыбаясь Чайлс в глаза пишет вместо автографа “держись подальше от моего мужа!”. Хороша компашка. 

И вот стартует тур, где главная героиня, согласно статусу, путешествует на комфортабельном автобусе, похожем на уменьшенный круизный лайнер, а Бо и Чайлс трамбуются в потрёпанный минивэн. Концерты идут успешно, отношения между молодыми теплеют, а вот Келли начинает опять потихоньку раскисать, поскольку впереди тот самый город, где она так надломилась накануне всего, что привело её в клинику. 

В общем, в слове “мелодрама” первые два слога можно смело вычёркивать. Единственный эпизод, дающий маленькую надежду на позитивный финал — это когда Келли посетила детский хоспис и абсолютно искренне порадовала маленького мальчика, которому уже ничем не помочь, но… Но это кино не из обоймы завсегдатайного американско-голливудского “хэппи-энда”. И вот абсолютно искренне плачет муж-продюсер, а полюбившые друг друга Бо и Чайлс играют и поют при скромном стечении публики где-то в глубинке — все выбрали свою дорогу и получили, что заслуживают. Но смотреть этот фильм, порою, невыносимо. И не потому, что фильм плохой — как раз наоборот. А невыносимо, потому что грустно.  

 К просмотру обязательно. Игра актёров великолепна, поют тоже сами, саундтрек — выше всяких похвал. 


Бар «Медонос» (Honeydripper. 2007)

Крепкий представитель категории “Вечерний фильм в кругу друзей на один раз, о котором ни капли не пожалеешь”. Дело происходит в одном из южных штатов, где десятилетиями не меняется уклад чернокожих обитателей этих мест. Жара, хлопковые плантации, а из развлечений только пару баров с недорогим алкоголем в прохладе вечера. На поверку бар с красивым названием “Медонос” оказывается большим сараем, сделанным, такое ощущение, что из тех самых ящиков из под спиртного, которым в нём торгуют. 

У старика-владельца “Медоноса” одна проблема — выручка. В округе открылся точно такой же САРАЙ бар, куда утекает клиентура, а ещё как назло, умирает любимая всеми старушенция — блюзовая певица, которую ходящая в “Медонос” публика очень любит. 

Но тут сорока на хвосте приносит весть, что в их края едет некий Сэм-гитарист и он, что бы вы подумали — известный исполнитель! Только никто его ещё не видел и не знает, как он выглядит. На железнодорожной станции по прибытии поезда на платформу действительно спрыгивает какой-то паренёк с гитарой, но на поверку оказывается, что Сэм-гитарист не приехал… 

И вот тут, как говорится, сюжет начинает играть. Что хотите, на выбор: поиск исчезнувшего электричества; обманные маневры, чтобы машина с бухлом со спиртным выгрузилась именно в “Медоносе” с его пустыми закромами; и, конечно же, искорка между этим приезжим пареньком и дочкой владельца бара… Саундтреком звучит корневой “чёрный” архаичный блюз, с медитативными фразами старых струн. 


Грязь (The Dirt. 2019) 

Фильм снят по всецело одобренной группой собственной биографии. Всё могло бы быть весьма скучно, если бы этой группой не была Mötley Crüe. Эти законодатели глэм-рока никогда и не пытались скрывать, что формула “секс, наркотики и рок-н-ролл” не требует никакого улучшения, ибо она идеальна для них и, как ни странно, окружающих тоже. 

Рады были музыканты, свалившейся на них славе, богатству и поклонницам. Рады были поклонницы за свалившиеся на них возможности “зажечь” с рок-звёздами. А уж как рады были менеджеры, контролирующие всё это — тут можно отдельное кино снять. 

Не смотря на довольно откровенные моменты развратного свойства — никто и не пытался выставить музыкантов белыми и пушистыми, а также довольно таки не то комиксный, не то клиповый подход, фильм смотрится на одном дыхании. И не сказать, что сюжет изобилует каким-то пронизывающим драматизмом, серьёзными любовными линиями или вскрывает что-то не известное ранее про достигших успеха рок-звёзд — тут всё на месте. Бери и смотри, как говорится. Вопрос лишь в личном интересе к истории этого коллектива. 


Сериал «Винил» (Vinyl. 2016)

Первое, что впечатляет — это картинка и динамика этого сериала! Что касаемо антуража — снимаю шляпу! Полное погружение в 70-е (хоть я там и не был, хе-хе). Отличный подбор и игра актёров и… и ничего. Да, весь сюжет завязан на жизнедеятельности музыкального лейбла, который как любое коммерческое предприятие, пытается зарабатывать как можно больше. И вроде бы сюжет сталкивает Ричи Финестра — главу лейбла — и с Led Zeppelin, и с Элисом Купером, а фоном звучит много хорошей музыки при наличии в кадре нескольких зажигательных музыкальных номеров с зажигательными муллатками кардебалета какой-то жутко пафосной звезды в стиле “фанк”, но… Но сериал не о музыке, хотя и при наличии её в сюжете. Сплошное кидалово, трах и наркота. Ни одному из героев персонажей этого сериала ни разу не тянет посочувствовать или испытать интерес к дальнейшей его судьбе. Если создатели этого и добивались — крепко жму им руку. Но пересматривать не тянет совершенно. 


Ла-Ла-Лэнд (La La Land. 2016)

Масштабный проектище. И это сразу бесспорно. Вот что мне нравится в законах Фабрики Грёз, так это если по сюжету персонаж стройный великолепный танцор-брюнет, а какого-либо актёра утвердили на эту роль, то мало кого из создателей фильма волнует, что он горбатый, колченогий и лысый. Расшибись, но будь добёр, как говорится… Известны ли были Эмма Стоун и Райан Гослинг до участия в этом фильме-мюзикле? Несомненно. И даже очень. Однако любая, пусть даже киношная, постановка где есть много пения и танцев — это весьма тяжёлый труд уже на этапе только подготовки к съёмкам. И пусть у Эммы Стоун, исполнившей главную женскую роль — начинающей актрисы Мии Долан и был довольно скромный бродвейский опыт, но репетиции заняли больше месяца. 

Райан Гослинг, сыгравший роль Себастьяна Уайлдера, до съёмок в “Ла-Ла-Ленде” вообще не умел играть на рояле, но тот “больше месяца” пока одни танцевали, он влезал в шкуру джазового пианиста.  

Признаюсь, некоторые моменты фильма навевали на меня скуку своим мельтешением, но всё это нивелировалось ценами, вроде, безуспешных кастингов Мии в очередной сериал или нелепость таланта Себастьяна среди ряженой кавер-группы, играющей диско-хиты. А эти разговоры про то, что джаз — это “музыка лифтов”! 

Сюжет только на первый взгляд кажущийся незамысловатым (случайно встретились, по-настоящему полюбили друг друга, нелепо расстались) вопреки сложившейся традиции Голливуда, хэппи-эндом не заканчивается. Конечно же все живы и здоровы, добились многого в жизни, но…  

Самыми выдающимися музыкальными моментами получились сцена в автомобильной пробке в начале фильма, а также мягкая, но привязчивая мелодия любви, грустно сыгранная на пианино и пронесённая через весь фильм. 


Джеймс Браун: Путь наверх (Get on Up. 2014). 

Вот, с одной стороны, поразительно, насколько много талантливых чернокожих музыкантов мирового значения вышло из самых нижних слоёв общества. А с другой стороны понимаешь, что в те времена, когда они проделывали тот свой нелёгкий путь к славе, любой человек с цветом кожи отличным от белого априори находился в нижнем слое того самого общества. А тут куда ни копни, то практически всем успешным на вершину успеха пришлось карабкаться из “нижнего днища нижнего ада”. 

Вот и у Джеймса Брауна было именно так — родителям до него было, в целом, всё равно. Отец пил, как не в себя, мать просто бросила и делала вид, что не знакома с собственным сыном, чтобы это не мешало подцепить очередного клиента, охочих до женских прелестей.  

От окончательной криминальной дорожки спасло только то, что Джеймс любил петь и в какой-то момент уцепился за возможность заниматься именно музыкой, а не мелким грабежом. 

Упорства и наглости ему было не занимать, поэтому к мировому признанию он пришёл по головам товарищей, самодурством и феноменальным трудоголизмом. До самого своего последнего своего дня Джеймс Браун требовал от окружающих полной самоотдачи и сам себя отдавал без остатка МУЗЫКЕ, без которой и не было бы такой яркой и противоречивой фигуры, как Джеймс Браун. 


Крезанутые (Still Crazy. 1998)

Далеко не самое худшее кино в этом списке. При таком сборище первоклассных актёров, конечно, эмоциональный выхлоп мог быть и повыше, но не актёрами едиными получается фильм и теперь уже не очень ясно, кто “просадил” уровень картины — режиссёр, оператор, сценарист или ещё кто-нибудь. 

Сюжет следующий: когда-то давным-давно в Британии была культовая рок-группа Strainge Fruit (вымышленная), ярко вспыхнувшая, но не выдержавшая испытание славой. И вот спустя несколько десятков лет судьба постоянно делает знаки всем участникам этого музколлектива, что надо бы собраться и тряхнуть стариной. Но один скрывается от коллекторов, у второго свой крупный бизнес нет по выполнению всяких работ на крышах жилых домов, третий вообще живёт в замке и лет десять записывает с молодой женой сольный альбом. А один из участников вообще пропал… 

Но вызов судьбе брошен! И бывшая тур-менеджер группы собирает всех вместе, чтобы пройдя череду отстойных ситуаций, показать неувядшую мощь этих стариканов!


Дорз (Doors. 1991)

Оговорюсь сразу — не являюсь поклонником группы Doors и перед просмотром особым интересом не пылал, но поскольку смотрю все фильмы про музыкантов, которые попадают в моё поле зрения — посмотрел и его.  Отмечу также, что мне, как мужчине, непонятна притягательность Джима Моррисона. В этом вопросе лучше обратиться к женскому полу. Но трудно не согласиться, что среди восьми подряд золотых альбомов даже для меня находится несколько песен, которые меня устраивают в моём плей-листе. 

Образ фронтмена Doors с полной самоотдачей воплотил Вэл Килмер — тут нет никаких претензий. Остальной актёрский состав так же справился с поставленной задачей, но лично мне фильм показался крайне затянутой нудятиной про мутного наркомана. 

Прекрасно понимая, что могу ошибаться — прочёл аж дважды с большим перерывом книгу “Никто не выйдет отсюда живым” про жизненный путь этих ребят, но это никак не помогло проникнуться ни личностью Моррисона, ни как-то более полюбить творчество Doors. 


То, что ты делаешь (That Thing You Do! 1998)

Очередная история успеха, увы, вымышленной группы The Wonders, существовавшей якобы в 60-х в Америке. Покрытый нескрываемым (и несмываемым) налётом битловщины, этот фильм Тома Хэнкса (сценарий и режиссура!!!) получился на удивление не приторно милым.  

Начинающая бит-группа решает выступить на местном конкурсе талантов, но накануне совершенно неудачно лишается барабанщика, однако быстро найдя ему замену в лице приятеля, который прозябает продавцом в магазине бытовой электроники. 

Уже на сцене от волнения они “загоняют” ритм своей песни, сыграв её раза в три быстрее, что превращает её в хит местного масштаба. У них тут же появляется ушлый менеджер и концертов становится больше. Поймав волну первого успеха, ребята делают запись этой красиво разложенной на три голоса песенки, а также печатают небольшой тираж пластинок, одна из которых попадает в руки уже опытного продюсера… В общем, участь их предрешена — жернова шоу-бизнеса перемелют кого угодно с неизменной белозубой улыбкой “великой американской мечты”. 

Если вы любите лёгкие, но не глупые фильмы с хорошим саундтреком, а так же хотите поностальгировать какими милашками были молодые Шарлиз Терон и Лив Тайлер — этот фильм для вас. 


Богемская рапсодия (Bohemian Rhapsody. 2018)

Рецензия на этот фильм у нас выходила во время его премьеры. Что бы там ни говорили про его ориентацию и как бы не осуждали его за нарциссизм на сцене, Фаррух Булсара не даром стал Фредди Меркьюри. Да, очень режет глаз вся эта вынесенная наверх всего повествования «гомосятина» в середине фильма, когда зритель зачем-то должен наблюдать все эти дрязги внутри по настоящему талантливой и успешной группы.  

-Но ведь так всё и было! — воскликнет кто-то. Вероятно. Хотя проверить прям уж все детали не представляется возможным. Но всё же музыки в фильме тоже много и это не может не радовать. Замечательный подбор актёров, а так же историй связанных с существованием группы Queen. 

Традиционно, самые интересные моменты связаны с начальным периодом истории группы, когда они фонтанировали первобытными идеями, записывали альбомы в каких-то сараях и ездили на вечно ломающемся фургоне. А потом не менее традиционно — бабло, заскоки, капризы, наркота и отдаление друг от друга… 


Рокетмэн (Rocketman. 2019)

Сквозь весь фильм так и осталось неясно, почему же родителям Элтона Джона было столь наплевать на сына… Нет, они не продали его в рабство и даже не выкинули на улицу по достижению совершеннолетия, но чёрствый отец и пофигистичная мать — то нечто. Особенно учитывая явные музыкальные способности сына.  Лишь только любимая бабушка как могла окружала Реджинальда Дуайта (так на самом деле зовут Элтона Джона прим. авт.) так недостающей ему родительской любовью.

И вод сквозь это одиночество, компенсируемое молодостью и приходится идти молодому Элтону Джону, собирая “золотые” пластинки, полные залы и познавая свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. В фильме много музыки Элтона из разных эпох его творчества, что несомненно скрашивает ожидание окончания сцен, связанных с гомосексуализмом. Но несмотря на шикарные музыкальные номера, пересматривать весь фильм целиком желания не возникает.  


Перекрёсток (Crossroads. 1986)

А вы в кусре, что треск от провала в прокате этого культового ныне фильма был так велик, что его только потому в итоге и заметили? Сейчас же и блюзмен не считается блюзменом, если не видел это кино про путешествующих мальчика-гитариста и чернокожего старика-харпера.

Парнишка учится классической музыке по классу гитары и достигает в этом очень неплохих результатов, однако для лично себя давно полюбил блюз и придя домой, слушает касету с записями легендарного Роберта Джонсона, про которого говорят, что своим успехом он обязан лишь дьяволу, которому продал душу.

Чтобы узнать всю правду об этой истории, что называется, из первых уст, он отправляется в дом престарелых, где одиноко коротает время Вилли Браун — музыкант, у которого и учился Роберт Джонсон.

Браун и рассказывает мальчишке про некий перекрёсток, где Джонсон заключил ту самую судьбоносную сделку, подтолкнув тем самым парня идти на поиски этого места, а сам Браун, сбежав из доставшей его богадельни, отправляется в путь эдаким компаньоном-наставником.

Конечно же на их долю выпадают испытания, порою забавные. Но им предстоит преодолеть много миль, выменять в комиссионке классическую акустическую гитару на старый потёртый телекастер, а так же пройти испытание джем-сейшном (импровизационным выступлением с незнакомыми музыкантами) в негритянском баре, где «белых» отродясь не бывало.

— В наших краях ни одна девчонка не даст залезть себе под юбку, если ты не умеешь играть блюз! — наставляет Браун парнишку. Девчонка в этой истории, хотя и мимолётно, так же случается, но основная задача у этой музыкальной парочки одна — найти тот самый перекрёсток…


Если вы дочитали до этого места, значит эта статья и вправду интересная! Отдельной подборкой хотелось бы выложить неголливудские фильмы, эстетически и визуально довольно сильно отличающиеся от представленных выше.


Бандитки (Bandits. 1997)

Фильм конца 90-х. Не путать с одноимённым фильмом про Сальму Хайек и Пенелопу Крус, снятым спустя десять лет. Там про женскую красоту, а тут — про музыку (хе-хе. прим. авт). В отличие от большинства фильмов в этом обзоре, страна производства — Германия. 

В этом же приключенческом фильме дело происходит в женской тюрьме, где на корточках в ожидании творческого просветления томятся отбывая срок за совершённые преступления три немецкие ЗЭКа женского пола женщины. Внутри тюрьмы разрешено заниматься творчеством, видимо, чтобы процесс перевоспитания был более эффективным. И вот у этих мадам никак не выходит каменный цветок эффективно заняться музыкальной деятельностью, пока по этапу не приходит к ним четвёртая подруга, после чего дело складывается. 

Радость от совместного музицирования слегка омрачается тем, что западло необходимо выступить на полицейской вечеринке, однако всё это ничто по сравнению с придирками надзирателей. Недолго думая, квартет подруг пускается в бега, попутно обретая, не смотря на погоню, популярность в народе. 

Закончится всё, конечно, плохо. Но оригинальный саундтрек и не похожий ни на что сюжет делают этот фильм вполне смотрибельным и интересным.


Добро пожаловать в ПОП! (Pop Redemption. 2013)

Французская (!) комедия про французскую (!!) же блэк-метал-группу. Это в принципе уже вызывает улыбку. Ну, никак страна Монмартра и Эйфелевой башни с круассанами в кафешантанах не ассоциируется с сатанинским столь брутальным внешним видом, где взрослые мужики трясут волосатыми и корчат и без того страшные размалёванные рожи морды под тяжёлый скоростной мелодичный метал. 

И вот эти самые взрослые мужики совмещают эту свою любовь к “тяжеляку” с обычной жизнью: барабанщик на пару с женой держат китайский ресторанчик (жена тоже азиатка, если что), басист вообще многодетный папаша… 

Но вот выпадает им шанс сыграть на культовом фестивале тяжёлой музыки HELLFEST. И немудрено! Блэк-металлистов во Франции — кот наплакал. Отчего ж не позвать? 

И тут начинаются приключения: туровый автобус оказывается фургончиком для развоза заказов “на вынос” из китайского ресторана, который барабанщик взял тайком от жены; концерт по пути, который они должны сыграть перед HELLFEST, срывается ввиду неподготовленности провинциальной публики; в конце концов они ещё и человека на дороге сбивают насмерть… Самое то для блэк-металл группы! 

Но ребята решают скрываться от полиции, чтобы сыграть на фестивале. Удаётся это им частично… Они волею случая они прикидываются другой группой, которая играет кавер-версии Битлз в хиппи-обработке… 

До фестиваля они, конечно, доберутся, но доставят при этом немало весёлых минут зрителям этого фильма. 


Тяжёлая поездка (Hevi reissu. 2018)

Традиционно страны вроде Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии стоят в авангарде тяжёлых стилей рок-музыки. Но во всякой стране есть крупные города, а есть провинция. Вот о провинциальной фино-скандинавский-симфоническ-пост-апокалиптикграйнд-метал группе и пойдёт речь в этом фильме. Репетируют ребята на оленьей ферме в помещении, что находится под бойней. “Рубятся” не на шутку, пока не заходит мама одного из музыкантов и говорит что-то вроде: Мальчики, пойдёмте кушать — ужин на столе…  

А дальше случайным образом к ним в глушь заезжает один из продюсеров какого-то крутого шведского фестиваля и впечатлившись их музыкой, записанной на кассете (!) обещает позвать их выступать… 

Фильм чем-то перекликается с “Добро пожаловать в ПОП” и это что-то — юмор про металлистов. Рекомендуется к просмотру заряженным юмором восприятием действительности, иначе шутки будут не так бронебойны, как задуманы создателями. 


Как любит говаривать известный в нашей стране блюзмен Евгений Маргулис:

  • Спасибо Битлам, за то, что они всем нам дали работу!

Следующая подборка фильмов так или иначе посвящена той самой ливерпульской четвёрке.


Через вселенную (Across the Universe. 2007)

Этот фильм стоит особняком. В этой подборке фильмов про музыкантов — он не про музыкантов. Нет, среди персонажей второго плана есть чернокожий гитарист, образ которого собирательным образом явно взяли и срисовали с Джими Хендрикса, но этот музыкальный фильм явно что-то большее, чем простой мюзикл.  

Музыкальной вселенной этого фильма стала музыка Beatles. Здесь она просто везде, но ни разу за время действия не ощущаешь приторности мелодизма великой ливерпульской четвёрки. А потому что нет этой приторности — все ноты и слова исключительно на своём месте.

Насыщенность событиями такова, что менее, чем за два часа зрители увидят работу докеров Ливерпуля, эпоху Хиппи в Америке, войну во Вьетнаме, студенческие университетские братства, боевые действия в Детройте…

Отдельными персонажами выступают известные музыканты (Джо Кокер, Боно), которые, конечно же, тоже поют битловские песни, всегда удачно подходящие к текущему сюжетному моменту. Исполнители, как главных, так и второстепенных ролей ничуть не уступают именитым музыкантам в вокальных талантах. Более того, каждый музыкальный номер этого фильма можно спокойно выдирать из сюжета и смотреть, как отдельный клип. Например, мелькнувшая в образе сексапильной медсестры Сальма Хайек заняла всего 45 секунд экранного времени, но увидев сцену с ней вряд ли получится это по-настоящему забыть. Как и весь фильм, впрочем. 


Вчера (Yesterday. 2019)

Совсем свежее кинотворение из уже озвученного разряда “Вечерний фильм в кругу друзей на один раз, о котором ни капли не пожалеешь”. Основной сюжетный ход довольно оригинален — в одно мгновение весь мир забыл о существовании Beatles и нигде не осталось ни одного следа о их существовании. 

В центре истории парнишка-неудачник, который сочиняет собственные песни, которые никто не слушает и как он ни пытается прокачать скиллы “известность\знаменитость” и “признание” — ничего не выходит. А ещё у него не выходит понять, что его подружка (просто подружка), которая помогает ему во всех его попытках занять своё место на сцене, а он почему-то не замечает, что девчонка давно и беззаветно по нему сохнет. 

И вот в тот самый миг, когда он решает “завязать”, случается тот самый аннигиляционный битлз-коллапс, в котором только ему остаются знания об этой великой группе. Поначалу, удивив друзей песней “Естэдэй”, а затем записав первый мини-альбом из битловских песен к нему резко приходит слава, да так, что его тут же на горизонте появляется популярный нынче исполнитель Эд Ширан (которого играет Эд Ширан). Ширан приглашает Джека — именно так зовут главного героя — к себе “на разогрев” в европейский тур Джека — именно так зовут нашего главного героя. 

В фильме полно забавных моментов с родителями, друзьями, записью в студии, прошаренной на коммерцию менеджершей и концертом в Москве (!). Музыка Beatles, свежие молодые киношно-актёрские лица и нетривиальный сюжет доставит множество приятных минут за время просмотра этого фильма. 


Я хочу держать тебя за руку (I Wanna Hold Your Hand. 1978)

Данное кино легко можно назвать глупым, но никак не дурацким. Первый приезд Битлз в Америку и начавшая охватывать мир битломания — вот история этого фильма. Удивительное дело, как много в этом фильме Битлз и при этом ни один из них не попал в кадр. Крайне удачные операторские приёмы помогли ливерпульской четвёрке находиться в кадре, но при этом ни в один кадр не попасть. Интрига, да?

Предлагаю вам вместе с пёстрой компанией подростков старшего возраста попытаться “дотянуться до звезды”, мило хихикая над всеми нелепостями, которые выпадают на их долю. Это, кстати, самый старый фильм из всей подборки, но позитив обеспечен на всё время просмотра.  


На этом эта небольшая подборка фильмов для «месячника кино про музыкантов» завершена. Автор легко мог что-то и упустить — мир синематографа весьма велик! Ваши мнения и комментарии пишите ниже. И… подкиньте ещё кинца про музыкантов. Будем посмотреть!

 

Автор поста: Василий Виноградов