Сегодня музыкальный обозреватель «Сенсаций.Нет» Василий Виноградов разбирает новый альбом «Мельницы». По мнению Виноградова, «Манускрипт» радует не только слух, но и глаз. Подробности — в его новой колонке.
Обилие информации, которую прокачивают через все современные и не очень каналы передачи этой самой информации, давно не поддаётся никакому учёту и объять её (информацию) не представляется никакой возможности. Старшее поколение смотрит телевизор и свято верит, что после третьего ухода со сцены Пугачёвой никаких новых артистов не появилось. Ученики средней школы уверены: старьё всё, что не на «морген» начинается и на «штерн» заканчивается. А группа «Мельница» всё так же находится вне крупных информационных потоков. Что, правда, не мешает ей появляться то на «Квартирниках у Маргулиса», то в «Ночном Экспрессе», а то и в«Вечернем Урганте». Прибавьте к этому концертные залы, которые всегда «битком» и «sold out» уже два десятилетия.
Да, «Мельница» существует без малого почти 22 года и, как не трудно догадаться, не просто так попала в сегодняшнюю повестку «Сенсаций.Нет».
Сегодня тема статьи не будет касаться истории группы (хотя это довольно увлекательное повествование), гастрольно-концертных историй (хотя, порою, это очень смешные ситуации) или глубокому анализу слов и образов внутри всех песен группы (тут вообще на диссертацию потянет). Речь пойдёт только о новом альбоме «Манускрипт» и первом впечатлении о нём, ведь давно известно: первое впечатление – самое верное.
Встречают, как известно, по одёжке, поэтому сразу стоит отметить оформление альбома. В век цифровых технологий, когда труд художников легко может потеряться ввиду малых размеров экрана мобильного девайса, на котором воспроизводится музыка, у «Мельницы» всё равно чувствуется тот самый «олдовый» подход к этому вопросу. Обложка напрашивается на детальное рассмотрение: случись ей попасть в формат виниловой пластинки, она совершенно не теряется среди квадратиков, величиной с ноготь, среди аудио-списка какого-нибудь сервиса потокового вещания. Стоит сразу сказать: хотя эта квадратная картинка с надписью «Манускрипт» и является обложкой одноимённого альбома – это не финал графического креатива. Подобные иллюстрации на релизе нарисованы для каждой песни (разумеется, к каждой композиции – своё оформление), что опять убивает двух зайцев — количеством в одиннадцать — и легко может быть представлено слушателю бонусом, как в виде буклета CD или всё той же прикреплённой к треку «пикчи».
Если не брать во внимание оформление, то момент, который отмечается «прямо сразу» — это звук. Не понаслышке будучи знакомым со всеми студийными записями «Мельницы» — от первых акустических «Дороги сна» и «Master of the Mill», через бард-роковый «Перевал», сквозь обаятельно-фолковые «Дикие травы» и русско-роковый «Зов крови» — невооружённым ухом сквозь года слышно музыкальное развитие группы. Однако музыкальное развитие – музыкальным развитием, а стилистика альбомов, как было сказано выше, часто менялась довольно кардинально и сравнивать их (альбомы) между собой – некорректно. Разве что в извечном аспекте — «нравится»/«не нравится». А вот качество звука – серьёзно выше, чем на любом из предшественников. И не стоит кардинальным образом считать, что предыдущие альбомы звучат плохо. Наоборот – очень хорошо! Особенно, если посмотреть в какие года они были записаны. Однако, «Манускрипт» записан и сведён ещё лучше, чем «очень хорошо», а к труду инструменталистов нет вообще никаких вопросов.
Чаще всего стандартный подход к любому «Intro» любого альбома – это либо нагнетать что-то тревожное соответствующими звуками, либо просто транслировать что-то фоново-непонятное типа: «Эй! Альбом начался! Сейчас эта атмосферная муть закончится и наконец-то настанет черёд первой песни!». Но «Intro» на «Манускрипте» — другого теста произведение. Тут и подсознательно ожидаемые акустические трели-свирели, и немного маршевых барабанов, и неожиданная «тяжесть» металла с гитарным рифом достойным Black Sabbath… Своего рода концептуально-эмоциональный музыкальный триптих получился.
Включив эту песню потише, гитарные «запилы» на «лоу-гейн дисторшне» вполне сойдут за приглушённые шотландские волынки, но кто будет слушать тихо джигу, ещё и апельсиновую?! Под джигу надо плясать, что и пытаются делать ноги, несмотря на традиционную хитрость музыкального размера. Даже если бы перед этой песней не было бы никакого «интро», то стоит признать: «Апельсиновая джига» — отличная «открывашка» для альбома.
Вторая песня, вероятно, должна иметь связь с первой, ибо название «Апельсиновая Баллада» наводит именно на эту мысль, но, вопреки ожиданиям, эти произведения являются полными противоположностями друг друга. «Апельсиновая баллада» валко шатает трёхчетвертным размером, будто укачивая маятником и погружая — нет, не в сон! — но в некий транс, когда погружаешься в льющиеся строчки, выпеваемые Хелависой, потихоньку утягиваясь, словно в омут, в эту историю. По звучанию песня является связующим звеном всех «ранних» и «средних» времён творчества, но нисколько не ностальгируя, а скорее опираясь на всё своё наследие. Подтверждает это и концовка «Апельсиновой баллады»: как будто бы доиграла последняя песня на стороне пластинки. Но это, конечно, не так. Далеко не последняя.
Первые четыре такта «Рукописей» вселили надежду, что «Мельница» неожиданно ударится в блюз. Но этого не случилось, и перед нами опять история, пусть и немного размытая словесными образами. И вот уже ощущаешь себя в какой-то случайной арбе, где не менее случайный попутчик под равномерную качку сельской дороги красочно повествует своим рассказом так, что ты чувствуешь себя его частью.
«Филидель» хоть и начинается, как сельские танцы у костра: хочешь — танцуй, а хочешь — слушай загадочную, но однозначно увлекательную героическую историю. Вообще, «Филидель» — это некий дух воздуха, а, значит, очень живой, подвижный и в чём-то авантюрный персонаж с отсылом к приключениям короля Артура. Не потому ли столь мастерски развитие музыкальной темы выражено в лучших традициях британской группы Wishbone Ash?
“Мне нужен снег” звучит так, если бы Dire Straits во времена своего рассвета пригласили петь Хелавису вместо старины Нопфлера. А всеми любимая вокалистка, как известно, превращает в «Мельницу» всё, к чему прикасается. Попутно возникает ассоциация с песней «Зима» группы «Юта». Те же темпоритмы и схожие ощущения. И знаете что? Замечательные ощущения. Если про несчастную любовь слезливо-надрывные баллады никого не обижают, то почему бы не быть подобным этой песням о зиме и снеге?
«Грифон» с эталонно тревожным вступлением, глубину которому придаёт рояль, буквально с первых нот начинает томить ожиданием — когда же уже станут слышны хоть какие-нибудь слова?! Когда же нам расскажут ещё одну историю?! Повествование начинается ниоткуда и уходит в никуда, оставляя слушателя наедине самому с собой гадать, спасётся ли главная героиня «покуда зверям её не отдали» и изменят ли расстановку сил столь призываемые волк и грифон.
Если бы «Мельница» писала бы песни только в стиле «сказочный акын», то песня про ветер-суховей «Хамсин» была бы явно прорывным хитом. Хочешь скачи под неё навстречу приключениям, хочешь танцуй в таверне с какой-нибудь странницей-гадалкой, а хочешь — подпевай и думай о своём.
«Джинн» навевает стойкие мысли про некий скрытый концептуальный смысл, поскольку в третьей песне подряд одной из центральных фраз является «мне нужен» и далее по списку «снег», «грифон» и вот теперь «джинн». Белый стих куплетов и хитрый триплетный стих припева вкупе с былинным текстом, а также смена попеременно тревожных и размеренных музыкальных тем заставляет вслушиваться в эту песню снова и снова.
«Сонет» — пожалуй, произведение с самым изысканным текстом из всех на «Манускрипте». Впрочем, немудрено, поскольку тексты песен — это тексты песен, а стихи — это стихи. «Сонет» — весьма короткий и ёмкий стих с идеально подобранным звукорядом. Мини-радио-моно-спектакль.
Про «Тёмные Земли» можно уверенно сказать: так эталонно должны заканчиваться альбомы, а, может, даже и концерты — эпично, на подъёме духа и с лёгкой грустью от предстоящего расставания, когда итог — не точка, а многоточие. Более того, пожалуй, даже не важно, кто будет исполнять эту песню — бабушки-народницы в роли плакальщиц, казачий хор, Константин Кинчев с армией «Алисы» или все вместе взятые — слушателя вряд ли покинет ощущение того, что встреча никак не может быть последней, а ожидание новой уже началось.
Итогом хочется сказать примерно следующее: вряд ли этот альбом и любая песня с него попадёт хоть в какие-то сторонние популярные хит-парады, поскольку надо быть довольно подготовленным к тому, что все образы никто не будет утрировать и выкладывать рядком на блюдечке. Да и музыкальные формы далеки от упрощённо-топорных триприхлопно-двапритопных «треков» современности. Но вряд ли «Мельницу» и её преданных фанатов это хоть как-то волнует. Альбом вышел 12 марта и его только в социальной сети «ВКонтакте» прослушали более 150 тысяч раз. И это только начало.