Одна только история создания электрогитары настолько широка и необъятна, что даже если «копать неглубоко», то выйдет солидная исследовательская монография. Но сегодня мы не будем углубляться в общую историю инструмента, и наш музыкальный корреспондент Василий Виноградов расскажет о двух конкретных гитарах с захватывающими судьбами и немного об их владельцах.
Василий Виноградов: «Сенсаций.Нет» уже неоднократно обращались к теме появления различных музыкальных инструментов, таких как «банджо» или «лэп-стил-гитара». Так же выходил большой иллюстрированный материал об основных разновидностях гитар. Не обошли мы вниманием также и историю развития струн, и даже в общих чертах коснулись необыкновенного жизненного пути Джима Маршалла, чья фамилия красуется на большей части гитарных усилителей этой планеты. Но статья о появлении и развитии электрогитары ждёт своего воплощения, а мы пока ударимся в частности и коснёмся двух необычных экземпляров, чью судьбу никак нельзя назвать тривиальной.
Группа Queen известна подавляющему большинству любителей не только рок-, но и поп-музыки. Можно по разному относиться к исторической фигуре вокалиста-фронтмена Фредди Меркьюри, посмеиваться над шевелюрой гитариста Брайана Мея или даже не знать по именам всех оставшихся участников (бас-гитарист Джон Дикон и барабанщик Роджер Тейлор, соответственно), но факт остаётся фактом — их знают все.
И вот если обратить внимание на гитариста, потрудившись ознакомиться хотя бы накоротке со статьёй про основные виды гитар, то как минимум в глаза бросится внешняя несхожесть с серийными образцами, представленными в этом обзоре. Дело в том, что Брайан Мэй по сути сам для себя изобрёл электрогитару. Нет, конечно же он был в курсе существования других инструментов, но без данного специального экземпляра, выкрашенного во все годы в неизменный красный цвет, Queen представить просто невозможно. Кстати, его так и обозвали — «Red Special» (красный специальный — англ.).
Ну, хорошо — о вкусах не спорят, и сходу признаем, что дизайн этого инструмента мало похож на большинство представителей серийных электрогитар. Но если не брать умение и манеру играть самого гитариста, то что же такого особенного в этой шестиструнке? Дело в том, что отец Брайана был инженером, а сын пошёл по стопам отца в плане склада ума. Юный Мэй мечтал о популярном уже тогда Fender Stratocaster, но при этом чётко осознавал, что его руке не удобен профиль грифа и наличие на нём всего 22 ладов. Дальше — больше. И вот в процессе найден тот самый непохожий ни на что дизайн, вручную подобран профиль грифа и сделано всё это буквально из того, что было под рукой. Дека выпилена и склеена следующим образом:
1. Центральная часть — из старого дубового стола.
2. Бока — из мебельного щита мягкого дерева (что-то подобное сейчас продаётся в строительных магазинах типа OBI — не реклама! — прим. авт.).
3. Исключительно для скрытия всех склеек и эстетической визуальной однородности верхня поверхность деки покрыта шпоном красного дерева и покрыта сверху лаком.
Гриф выпилен из полки, которая когда-то украшала камин в гостиной и, несмотря на то, что была сделана из ценного красного дерева, сильно рисковала пойти на дрова ввиду частичной порчи насекомыми-древоточцами. Брайан не раз говорил, что с обратной стороны грифа у него так и остались дырочки от проеденных жучками ходов. Накладка на гриф так же сделана из дуба.
Касаемо фурнитуры, заводским изделием на гитаре являются только колки и звукосниматели, а остальное — всякая всячина из того, что нашлось в домашней мастерской: маркеры (точки на поверхности грифа — прим. авт.) — это пуговицы, рычаг тремоло — никелированный пруток от подседельной велосипедной сумки, а колпачок на нём снят со спиц матери Брайана Мэя. И ведь это мы ещё не касались электронной начинки… и не будем. Там инженерная мысль «квиновского» тоже разгулялась с масштабным размахом и не без изящных схематических решений.
И вот с такой крутой «самоделкой» были написаны, записаны в студии и сыграны все концерты легендарных Queen.
Следующего, без преувеличения гитарного героя хотелось поначалу занести в другой ставший популярным цикл статей на «Сенсаций.Нет», но повременим (или хотя бы попытаемся — прим. авт.), ибо речь сегодня об инструментах, а не о гитаристах.
В отличие от Брайана Мэя гитарист Рори Галлахер появился на свет в Ирландии. Хорошо это или плохо — мнения на этот счет разнятся. Ирландия даже сейчас по мнению англичан — захолустье, да и «так исторически сложилось», что отношения между странами веками, мягко выражаясь, оставляли желать лучшего. Не добавляло позитива и то, что в 60-70-х внутри страны не утихали разборки между благочестивыми католиками и миролюбивыми протестантами, которые пользуясь случаем, любили подкладывать бомбы с часовым механизмом в места скопления друг друга. Культурная жизнь более-менее безопасно существовала в столице — Дублине, но в Северную Ирландию не ездили с концертами даже сами ирландцы из числа музыкантов. Кроме Рори Галлахера, который невзирая на все внутренние сложности своей родной страны, бесстрашно выходил на сцену где-нибудь в Белфасте, вынуждая всех набившихся битком людей на время концерта позабыть о своих религиозных распрях.
Внешний вид Галлахера можно ёмко охарактеризовать, как «свой парень» — синие джинсы, клетчатая рубаха, длинные волосы и очень потрёпанный Fender Stratocaster под стать всему этому. Можно подумать, что Рори нарочно использовал имидж эдакого простачка, чтобы лишний раз понравиться публике, но все, кто знал Галлахера лично, в один голос подтвердят, что на концертах и в жизни он носил одну и ту же одежду, предпочитая выходить на сцену прямо из бара. «Стратокастер» был вторым в жизни гитариста инструментом и первым «Фендером», официально проданным в Ирландии в 1964 году. Первоначально его купил другой музыкант, но ему по ошибке вместо заказанного красного цвета привезли «санбёрст» (дека гитары имела коричневые края и цвет постепенно светлел к середине проявляя текстуру дерева — прим. авт.) и он, поиграв на нём около года, сдал его в комиссионный магазин, когда ему привезли, наконец, инструмент нужного цвета. Тогда-то его и купил Рори Галлахер в рассрочку за сто фунтов, продав перед этим свою простенькую гитару из Италии.
Спустя какое-то время этот «Стратокастер» был украден, но ввиду редкости и уникальности инструмента на тот момент (полицейские продавца бы вычислили в два счёта), вор был вынужден выкинуть гитару в какую-то канаву, где её спустя две недели и обнаружил какой-то местный житель. После возвращения в руки законного хозяина в лице Рори Галлахера эта парочка больше не разлучалась вплоть до смерти гитариста в 1995 году. Гитара была под стать Рори: он никогда не отвлекался на какие-то реставрационные действия, предпочитая, как выходить на сцену, так и играть на инструменте «как есть» — в режиме полной честности к себе, и к зрителям. В Ирландии он до сих пор национальный музыкальный герой.
Такие вот разные судьбы у гитар, одна из которых была обычным серийным инструментом, прошедшим огонь и воду, а вторая — по сути, жутким «самопалом». Одно ясно точно — им повезло оказаться в нужных руках во благо музыки.