02.03.2022 16:23

«Я занимаюсь любовью, а не войной»

«Я занимаюсь любовью, а не войной»
Я занимаюсь любовью, а не войной — коллаж Андрея Зайцева.

Заголовок статьи является одним из самых известных слоганов субкультуры хиппи, дошедших до наших дней. Каким же было это молодёжное движение, столь ярко вспыхнувшее полвека назад? Разбирается музыкальный обозреватель «Сенсаций.Нет» Василий Виноградов.

Погружаясь в музыку двадцатого века, нельзя не отметить золотое время 60-х и 70-х годов. Речь, в первую очередь, конечно же о крупнейшем музыкальном рынке — Америке, но и Европу с Британией так же не стоит недооценивать в этой ситуации. Несмотря на то, что автор этой статьи во многом предвзят в своих музыкальных вкусах, но трудно спорить с тем фактом, что популярная музыка в 60-е годы приобрела многое. Как минимум, это лучшее качество записи в связи с развитием звукозаписывающей техники, а так же отработанную технологию производства и распространения массового доступного физического носителя — виниловой пластинки.

Сама по себе популярная музыка 60-х ещё твёрдо зиждется на вокальной школе 50-х, когда тёплый тембр солиста с идеальной дикцией задавал позитивное настроение лёгкими песнями людям, пережившим Вторую мировую войну. Но не надо забывать, что массовое распространение получили новые виды музыкальных инструментов и способов усиления их звучания. Этот факт позволил сделать любую музыку громче и ритмичнее, что идеально подходило для танцевальной музыки того времени — рок-н-роллу. Незатейливая бит-музыка усилиями ливерпульской четвёрки так же захватила мир, но быстро наскучила её создателям и они ударились во множественные эксперименты не только мелодической составляющей своих песен (имеется ввиду, внесение «индийских» ноток и игра на ситаре — прим. авт), но и способов «расширить сознание» посредством веществ, которые теперь принято называть «запрещёнными».

70-е годы, начиная со своей середины, прогремели на весь мир ярким букетом мелодического хард-рока, который сдал позиции только в начале 80-х «поколению диско». И вот этот короткий период, когда о движении хиппи узнал практически весь мир, выпал на 1965-1975 годы. В музыкальном плане эти годы с одной стороны можно назвать безвременьем, когда «битлы уже кончились», а «панк-рок и хеви-метал ещё не родились», но с другой стороны, психоделический рок с необычным звучанием был логичным переходом между лёгких танцевальных песенок к более сложным формам и стилям.

Так кто же были эти хиппи? Изначально, конечно же, это была молодёжная тусовка в США. Быть может сыграло свою роль подсознательное стремление человека к теплу и свету, когда не нужно думать о том, где переждать холода. К тому же не стоит забывать, что у молодёжи все события окружающего мира воспринимаются существенно ярче, хотя и переживаются гораздо быстрее. Работать в офисе или на фабрике? Получите в ответ толпы «свободных художников» с графиком работы «когда захочу». Престижные автомобили в кредит и большие дома в ипотеку? Даёшь тачки по цене мотоцикла и совместное проживание в сквотах! А тут ещё более взрослое поколение со своими пуританскими рамками морали учит жизни! Ха, вот вам «свободная любовь» в ответ! Да-да-да, в итоге: классический конфликт поколений и молодёжный протест против устоявшихся и надоевших «устаревших» традиций.

Твори любовь, а не деньги — коллаж Андрея Зайцева

И быть бы движению хиппи сезонным весенним явлением, если бы под это дело не подвели некую новую духовную концепцию. Несмотря на отсутствие некого единого «писания», характерного многим религиям или политическим движениям, хиппи так и не обеспокоились созданием даже одного документа о своих взглядах и намерениях. Однако некоторые мысли стоит выделить, например, «Каждый человек должен быть свободным!». И тут на гребне волны духовного самопознания формирующейся молодой личности начинают вылезать некоторые нюансы.

Ведь если индивид отвергает какие-то устои, то ему чем-то надо их замещать, иначе из-за чего тогда затевать весь сыр-бор? Кто знает, сколько продержались бы хиппи, если бы в их среде было принято отказываться от «расширителей сознания», любезно подсовываемыми им наркодиллерами всех мастей. Тоже, ведь, своеобразный протест против окружающего мира. А тут получил хиппи свежие впечатления от употребления ЛСД, тряхануло его сознание от попутных побочных ощущений и словил «дитя цветов» некое «просветление».

Вот тут обладая хоть каплей харизмы и горстью красноречия можно и за «гуру» сойти среди более простых товарищей. И не только среди парней, но и среди девчонок, большинство которых строго воспитывали по переведённой с немецкого формуле «киндер-кюхе-кирхе» (дети — кухня — церковь). Таким образом, переводя в абсолют вроде бы здравую идею про право каждого на любовь и свободу выбора того, кого желаешь любить, получаем рандомную сеть наркоманских притонов и беспорядочные половые связи со всеми вытекающими последствиями.


Но тут случается война с Вьетнамом и призыв на действительную военную службу молодых парней. А как же быть с уже привычными «свободной любовью», наркотиками и «поисками самого себя»? Протестовать!

И идейных протестующих можно понять, пока это выливается только в мирные шествия с намалёванными на транспарантах «пацификами» и засовыванием цветов в дула ружей солдат национальной гвардии. Ну, не желает обычный американский гражданин принудительно участвовать в бойне на другом конце шара в государстве, которое даже не граничит с его страной — его право высказывать свою позицию. Но тут же любое, даже самое правильное, удачное начинание начинает обрастать людьми, желающими на чужом успехе поиметь и свою выгоду.

Хиппи-протест против войны — коллаж Андрея Зайцева

И вот ряды хиппи уже вовсю полны шарлатанами «новых духовных практик», наркоманами, готовыми за дозу орать любые лозунги и просто фанатиками, кидающими самодельные бомбы в полицию и правительственные войска. Однако, Америка на то и Америка, чтобы всегда ставить свои геополитические интересы во главу угла. Даже если приходится не обращать внимание, а затем и игнорировать мнения даже своих законопослушных граждан. При наличии фанатиков с бомбами — жестоко подавлять, чтобы другим уроком было.

По итогу же всё останется на своих местах: элита будет богатеть, простой человек — беднеть, а правители, тайные и явные, при любом раскладе владеть ситуацией.


Жернова истории безжалостно перемалывают всё, что в них попадает, растирая в пыль и смешивая, порою, занятные коктейли для формирования послевкусия у последующих поколений. Что нам осталось от хиппи? Длинноволосые парни в размалёванных абстрактными рисунками рубахах, длинноволосые девушки в льняных сарафанах с этническими узорами, фенечки, знак пацифика на транспарантах, пару десятков великих песен о любви, которые так и остались безуспешными попытками хоть как-то удержать мир в гармонии в извечно шатком равновесии светлых и тёмных сторон человечества.

Автор: Василий Виноградов

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал "Сенсаций.Нет" и не дайте новостям себя обмануть!