В стройных рядах «Сенсаций.Нет» есть штатный компетентный обозреватель кинофильмов Светлана Огнева, которая регулярно пишет обзоры на выходящие в прокат новинки. И вроде бы этот текст должен ей «перейти дорогу», но есть, как говорится, два нюанса:
- Обозреваемый фильм уже не новинка.
- Это, в конце концов, музыкальная колонка и про фильмы о музыкантах уже была большая статья. Но давно.
Пополняем копилочку обзоров фильмом 2020-го года «Выжившие: Подлинная история крушения самолёта группы Lynyrd Skynyrd».
«…Что и говорить, в мире полно музыкальных исполнителей, чья популярность на родине даже спустя десятилетия вполне очевидна, а в годы, так скажем, первичной востребованности, вообще предельно зашкаливала…» — обычно так начинаются вдумчивые статьи о русском роке, намекая на высокохудожественные тексты и сложный язык, который (рок) в отличие от английского, распространён не столь широко на обитаемой нами планете. С героями сегодняшнего обзора было немного не так.
В момент, когда слава таки догнала «Lynyrd Skynyrd» (случилась она как раз с выходом их второго альбома «Second Helping»), они были крепкими середняками так называемого «южного рока» — стиля, оформившегося недавно и вызывающего блевотный рефлекс у признанных при жизни апологетов этого направления «Allman Brothers Band» (Банда братьев Аллманов – англ. хе-хе). Дело в том, что братья Аллманы считали, что они играют психоделичный буги-блюз, местами задумчивый, но в целом очень позитивный. Но такое длинное стилистическое название никак не устраивало боссов звукозаписывающих компаний, ибо непонятно было, как строить маркетинг и последующие продажи. Поскольку «Allman Brothers Band» и похожие на них группы были из южных штатов, то выход нашёлся сам собой – надпись «Южный рок» украсила полки магазинов, где продавались виниловые пластинки этих коллективов. Это к вопросам о «невидимой руке рынка» и «так исторически сложилось» в контексте любого исторического события, так сказать.
А что «Lynyrd Skynyrd»? Их пластинки с первым альбомом «Pronounced ‘Lĕh-‘nérd ‘Skin-‘nérd» так же стояли в разделе «южный рок», продавались бойко, но каких-то сверхпоказателей не выдавали. Однако, всё изменил выход второго альбома «Second Helping», где первым номером шла впечатывающаяся в подкорку после первых двух тактов «Sweet Home Alabama». Тут, как говорится, ребята вполне заслуженно проснулись знаменитыми. Но как долог был их путь к успеху? Почти девять лет! И удача как минимум один раз незаслуженно отвернулась от них… Но обо всё по порядку!
Практически ничто не предвещало появление «Lynyrd Skynyrd» — будущий гитарист Гэри Россингтон с младшей школы интересовался только бейсболом. В средней школе в число интересов добавились девчонки. Третий пункт — гитара — появился ощутимо позже, но это никак не помешало Россингтону стать классным гитаристом.
Близкого друга Гэри Россингтона звали Ронни Ван Зант. С ним вместе они фанатели по бейсболу, хотя у Ронни успехи были куда меньше, чем у Гэри. Зато Ронни неплохо боксировал. В семейном кругу, когда случались посиделки, Ронни любил петь и простенько аккомпанировать себе на гитаре или фортепиано, но всерьёз не интересовался музыкой, пока не услышал Rolling Stones.
А вот третий товарищ по имени Аллен Коллинз любил своих товарищей, но терпеть не мог спорт, уделяя всё своё свободное время занятиям на гитаре. Это музыкальное увлечение всецело поддерживала мать гитариста, которая была кантри-певицей, хотя и не снискавшей славы. Она верила в то, что сын станет-кантри-звездой, а он стал гитаристом «Lynyrd Skynyrd» (хе-хе — авт.).
Да-да-да, вы всё правильно поняли — костяк из трёх основателей «Lynyrd Skynyrd» учился в одной школе небольшого городка Джексонвиль в штате Флорида.
Во всех официальных справочных материалах пишут, что группа была образована в 1964 году, но по факту выясняется, что в этот год они всего лишь начали совместную творческую деятельность. Чуть не еженедельно меняя название своей ещё необкатанной концертами группе, парни совершенно случайно нашли единомышленников в виде басиста Ларри Янгстрома и барабанщика Боба Бернса, которые уже имели опыт концертных выступлений, что заставило нашу троицу будущих звёзд южного рока резко пытаться подтянуть свой уровень мастерства. В конце концов, свежеиспечённая команда приняла имя «Lynyrd Skynyrd».
На мало-мальски востребованный уровень местных клубов команда вышла в 1968-м. Годом позже, вдоволь наевшись игрой кавер-версий радио-хитов, группа окончательно приняла решение заниматься только своим творчеством и по новой усиленно ринулась в бой, начав выбираться с гастролями за пределы родного Джексонвиля, периодически напрашиваясь «на разогрев» к заезжим рок-коллективам. Тогда же и случилась первая попытка записать свой первый альбом, но сделанной записи по какой-то причине не было дано ходу и лейбл положил её на мифическую полку ожидания. Однако, «Lynyrd Skynyrd» не стали лить слёзы и удвоили гастрольный накал, наращивая тем самым ряды своих фанатов.
— Но, всё же, почему такое странное название? — спросят люди, которые хотя бы чуть-чуть знают английский язык, — обилие буквы «игрек» просто зашкаливает!
Ребята просто не стали выходить из образа школьных кутил и балбесов и в названии группы увековечили имя физрука их учебного заведения, который постоянно цеплялся к их внешнему виду в виде длинных волос (времена не меняются! — прим. авт.). Только звали его Leonard Skinner (Леонард Скиннер — англ.) и намеренный «закос» под неучей сподвиг юных музыкантов перековеркать имя учителя в Lynyrd Skynyrd (Линэрд Скинэрд — тоже англ.).
В своём троллинге музыканты группы пошли дальше и первый официальный альбом изданный на виниле лейблом MCA в 1973 году назывался «Pronounced ‘Lĕh-‘nérd ‘Skin-‘nérd» (Произносится Ли-нэрд Ски-нэрд — англ.). В начале 2000-х была ещё одна удачно реализованная шутка, назвать концертный сборник «Lyve» (вместо Live). Тонко, что и говорить. Записывался он стремительно быстро, поскольку к моменту прихода в студию вся программа была отрепетирована назубок, а сыгранность, ввиду постоянных концертов, была на высоте!
Но тогда боссы рекорд-лейбла посчитали первый альбом не более, чем удачным стартом. Сейчас же он, бесспорно, считается классикой южного рока и как минимум песни «Free Bird» и «Simple Man» — это два бесспорных золотых хита. Удивительно только, что «Lynyrd Skynyrd» считались довольно динамичной концертной командой, но основную славу почему-то снискали, в основном, убойные, но от этого не растерявшие душевность «медляки». За одним лишь исключением – песни «Sweet Home Alabama» (Милый дом Алабама – англ.) со второго альбома «Second Helping» (Вторая порция – англ.), вышедшим всего через год после первого – в 1974 году.
Этот хит воистину звучал «из каждого утюга» и продолжает периодически радовать слух даже сейчас, неожиданно всплывая даже в эфире радиостанций далёких от рока в целом. Шедшая за ним любовная баллада «I need You» тоже вошла в разряд «классики южного рока». В целом, альбом добрался до 12 строчки национального хит-парада (первый альбом добрался «всего лишь» до 23-го места). Именно на «Second Helping» сложилось фирменное звучание «Lynyrd Skynyrd» — три электро-гитары (привет фанатам Iron Maiden! – прим. авт.), фортепиано с «салонным» звуком и женские бэк-вокалы. Основной состав к тому времени сложился таким:
Ронни Ван Зант – вокал.
Гэри Россингтон – гитара.
Аллен Коллинз – гитара.
Эд Кинг – гитара.
Леон Вилкесон – бас-гитара.
Билли Пауэлл – клавишные.
Боб Бёрнс – ударные.
Но к моменту записи третьего альбома «Nuthin’ Fancy» (ничего особенного – англ.) группа явно подвыдохлась и пластинка получилась качественной, но ровной и без откровенных хитов. Количество концертов при этом заметно выросло, доходя до двадцати в месяц, а концертные площадки были давно заменены с клубов на стадионы или крытые арены.
Меж тем, слава не только догнала, но и достала некоторых участников группы. Для кого-то это вылилось звёздной болезнью со всеми сопутствующими атрибутами рок-звёздной жизни (см. «sex, drugs and rock’n’roll»), а кто-то просто устал прятаться от журналистов, преследовавших всех участников группы буквально на каждом шагу. Группу покинули Эд Кинг (гитара) и Боб Бёрнс (ударные). Их место заняли, Стив Гейнс и Артимус Пайл, соответственно.
От лица последнего, по сути, и снят фильм «Выжившие: Подлинная история крушения самолёта группы Lynyrd Skynyrd». Вполне закономерен вопрос: «Зачем читателю все эти подробности? Статья же про фильм!». Ответ прост – всех этих подробностей в фильме нет вообще.
Хорошо, что хоть в названии этого кинофильма есть название группы – можно хотя бы «погуглить» что к чему, но убери этот элемент из повествования – и становится скучно. За кадром остаются практически все моменты биографии коллектива, которые свели ситуацию к тому, что происходит на экране. Сама по себе картинка фильма, антураж в кадре и операторская работа однозначно заслуживают внимания, как и игра некоторых актёров, чьи персонажи более-менее центральные в этой истории. Радуют глаз красивые девушки в массовке (они почему-то откровенно красивее девушек, допущенных до более заметных ролей). Видно, что очень постарались кастинг-менеджеры, найдя портретно похожих актёров на роль музыкантов, но всё это рассыпается от невнятного сюжета.
Конечно, очень красочно показано само крушение самолёта, на котором группа летела на очередные гастроли. Очень постарался Йен Шультис, исполнивший роль барабанщика Артимуса Пайла, к чьей актёрской игре вообще нет никаких претензий, но… Но в этом фильме ни разу не звучит музыка «Lynyrd Skynyrd». Как такое возможно в фильме про рок-группу??!!! Поэтому, какими бы ни были плюсы этого кино, но они не вытягивают фильм на серьёзный уровень вроде культовых шедевров «Почти знаменит», «Рэй», «Через Вселенную» или «Пройти по черте». Не приближается он и к середнячкам вроде «Рок-звезда», «Перекрёсток» или «Грязь». Но и до уровня низкопробной поделки типа «Джимми Хендрикс» этот фильм не опускается.
Каков итог? Необременительный фильм на один раз для любителей непосредственно «Lynyrd Skynyrd» и историй про рок-групп в целом. Без обломов, но и без откровений.