Леонид Агутин — артист, известный подавляющему количеству людей в нашей стране. И не только. Даже если отбросить это самое «и не только», то масштабы всё равно потрясают. Белой строчкой сквозь все течения, тренды и технологии творчество Агутина незыблемо уже более трёх десятилетий на российской эстраде.
Без преувеличения можно сказать, что уж кто-кто, а Леонид Николаевич в народе любим. Теперь уже с уверенностью можно сказать, что любим многими поколениями и для каждого поколения есть свой отдельный период творчества. И вот уже конкретно взрослые дядьки вроде Владимира Кристовского из «Uma2rman» совершенно искренне и без капли иронии говорят: «Лёнчик, мы выросли на твоих песнях! Спасибо, что ты есть!».
Ввиду отсутствия склочных новостей о счастливой семейной жизни, любителям «жареного» только и остаётся, что довольствоваться неувядающими слухами, что «Лёня спивается», «разводится с Анжеликой» и… и всё. Нормальным же людям доставляет немалой радости наблюдать за Леонидом Николаевичем в соцсетях, где он самостоятельно выкладывает новости, не гнушаясь читать комментарии, и иногда отвечать на них лично же. В целом это делает его ещё более родным огромному количеству людей, которым близка долгоиграющая (не сказать бы — вечная) агутинская «монетизация добра», а не сиюминутная хайповщина высосанная из непонятно чего. Это если в целом, а вот в деталях можно и покопаться, а объектом для внимательного рассмотрения будет служить только что вышедший (пятнадцатый по счёту, между прочим) альбом «Включите свет».
«Открывашка» альбома и давшая ему название песня была выпущена ещё в ноябре 2020 года отдельным синглом на фоне затянувшейся пандемии и без сомнения нашла отклик у сотен тысяч людей, ибо действительно была услышана в нужное время и в нужном месте. Но стоит заметить, что без талантливого клипа эффект был бы не столь мощным. Еесли коротко охарактеризовать то, что получилось, то можно уложиться в фразу «Вот как надо минимумом изобразительных средств потрясающе расширять уровни восприятия музыкального произведения!». Возможно, кто-то сейчас споткнётся на этом предложении и недоумённо переспросит: «Минимумом? Там же панорамные съёмки города и толпа народу в зале!». Но думается, что убери это всё и оставь только переход из монохрома в цвет при выходе Леонида из тьмы к ярко освещённому микрофону на сцене, то зрелищность может быть и пострадает, а вот восприятие — нет.
«Счастье не вешает нос». Звучание песни в основе своей в конце концов сводится к мейнстримовому звучанию современного поп-кантри. Мелодически, правда, это всё тот же всеми узнаваемая «агутивщина» со всей присущей автору лирической составляющей. Немного смущает частично одинаковая гармония проигрыша этой песни с припевом предыдущей песни «Включите свет», но строчка «…счастье не вешает нос, оно всерьёз за нас с тобой бьётся…» решительно поднимает это произведение гораздо выше понятия «просто складная песенка из радио-эфира».
Сотворённая на пару с цыганским гитарным виртуозом голландского происхождения Джимми Розенбергом, песня «Сочи» — крайне удачный коммерческий ход накануне купально-пляжного сезона. Настроение у большинства людей пред-отпускное, да и «в Сочах» так или иначе побывал хотя бы раз довольно большой процент населения нашей страны, поэтому наверняка эта тематическая песня будет перманентно успешной не один год. Правда, до настоящего шедевра «По дороге на Юг» этому произведению довольно далеко во всех смыслах.
«Цветы» — это первая по-настоящему глубокая и лирическая композиция на альбоме, выдержанная в мягкой стилистике медленной босса-новы. Привычные абсолютно любому человеку образы, выраженные в простых словах, которые даже не то, чтобы проникают в самые глубины души, а кажется, уже живут там всегда, лишь только сейчас озвученные Леонидом Агутиным вслух.
«По тебе скучают бары». Выросшая из идеи поддержки томящихся в закрытии от ковидных ограничений заведений общепита, песня «По тебе скучают бары» изначально была вроде рекламного ролика, который должен был поддержать собственников баров и ресторанов. Но Леонид Николаевич не был бы собой, если бы не смог развернуть эту идею аудио-семпла в полноценный фанковый номер. И с одной стороны понятно, что это произведение — чистой воды коммерция, вроде давнего танцевального хита «Ай-ай-ай», но и в том, и в этом случае получились крепкие и качественные хиты, которые и слушать приятно, и подпевать несложно.
«Инопланетяне» оставляют двойственное ощущение прямо с первых аккордов и ритмов из-за ностальгический саунда откуда-то из начала 2000-х. Не секрет, что Леонид Агутин, обладая недюжинным сочинительским талантом, неоднократно писал песни для других исполнителей. В свете этого так и тянет спросить: «А может, лучше бы стоило её Филиппу Бедросовичу подарить?». Стилистически было бы явно цельнее.
«Глобус» — крепкий пример современной повествовательной поп-баллады. Немного грусти, чуть-чуть тревоги, мудрые слова вложенные в крепкие рифмы и пронзительное соло саксофона на фоне мягких хоровых подпевок, однозначно скрасят те минуты, когда хочется притормозить и задуматься о вечном.
«Было так хорошо» своим звучанием можно сказать заходит на территорию Сергея Трофимова, но этот факт нисколько не делает эту песню плохой, поскольку и тот, и другой авторы очень умелые композиторы и поэты-песенники. Этот факт делает песню очень лёгкой в восприятии не только поклонников Леонида Агутина или любителей, скажем, шансона, но и любого другого человека способного ценить простые гармонии и проникновенные слова.
Хотелось бы так же попробовать обвинить Леонида Агутина в коммерческом подходе к творчеству, поскольку вот-вот по стране пройдёт волна выпускных вечеров у миллионов молодых людей, заканчивающих среднюю школу и выдержанный в родном агутинском латино «Школьной истории вальс» будет очень востребован. Но слушая текст, сразу становится понятно, что это не обычное наполненное словесно-тематическими оборотами произведение, а фактически история собственной жизни. Да и фразой «метафизически трансцедентально всё очень условно», ничуть не вырванной из контекста, не побрезговал бы даже лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков.
С «Отпетыми Мошенниками» у Леонида Агутина уже была одна дуетная история в виде песни «Граница», которая пусть и не крутится теперь «из каждого утюга», но вряд ли стала менее популярной за те четырнадцать лет, что существует. Песня «В 90-х» вряд ли будет близка рождённых после 2000-го года, ввиду возраста, но как дань уважения всему населению страны, заставшему и пережившему «святые 90-е» точно найдёт отклик в сердцах очень многих людей.
«Заставь сердце биться» настоящая рок-баллада, которая начинается словами «…время не лечит — только шагает вперёд…». Казалось бы, одна из формул успеха — пригласи к себе в песню любимую Анжелику Варум и нна тебе! — успех «Королевы» или «Как не думать о тебе» обеспечен! Но даже при всём уважении к Анжелике Варум, если бы вместо неё спела какая-нибудь просто хорошая «безымянная» вокалистка, то сила бы этой песни никуда не делась. Уложенная компактно в звучание чуть более трёх минут, однако массивно заполняют душу любого, кто хоть чуть-чуть вслушается в эту песню. Леонид Николаевич может сколь угодно часто говорить в интервью, что, мол успех имеют только простые ритмичные короткие песенки с весёлыми припевами, но уровень мастерства, как мелодиста и автора текстов к своим песням, видны только на таких медленных и мелодичных произведениях, как это. Когда хочется встать с места, взметнуть вверх руку с зажжённой зажигалкой и срывая голос подпевать строчку про «что не убило уже не убьёт никогда».
«На полпути» чисто логически стоило поставить в середине альбома, но и ближе к концу пластинки она не выглядит чужой. Не будет удивительно, если она войдёт в саундтрек какой-нибудь романтической комедии вроде «Прощание в июне», где будет уместна в любой сцене платонической любви на фоне горящих глаз, летних видов какой-нибудь «старой» Москвы.
Слушая песню «Она такая» складывается ощущение, что альбом «Включите свет» сделан по формуле «вначале коммерция и движняк, а в конце — романтическая атмосфера и красивые витиеватости в тексте», поскольку именно эта композиция рассчитана на прожжёных многолетних поклонников Агутина, а не случайных людей. Говоря другими словами — вот он настоящий Леонид Агутин — без коммерции и стремления быть лучшим в своём деле, поскольку он и так уже давно лучше всех.
«Мы вдвоём» можно считать логическим продолжением предыдущих двух песен и, пожалуй, именно в этой связке она «зайдёт» лучше всего — как часть некой романтической трилогии. Звучание — традиционно для группы «Эсперанто», уже многие годы сопровождающей Леонида Николаевича на концертах и без устали демонстрирующей, как должен звучать оркестр популярного артиста. А зрители уж сами пусть решают — танцевать им, слушать, подпевать или всё это вместе взятое.
Признаться честно, это должно было когда-нибудь произойти. Осип Мандельштам, при всей своей исторической неоднозначности, был всё же великолепным стихотворцем, не стесняющимся использовать пространные образы положенные на нестандартные размеры и рифмы. Не удивительно, что Леонид Агутин положил стихи поэта на свою музыку довольно нетривиальным для, вроде бы поп-исполнителя, способом. Нет, конечно назвать песней это можно с некоторым натягом, поскольку перед нами именно музыкально-стихотворная композиция. В одном из интервью Леонид Николаевич посетовал, что ему в радость сочинять сложные звуковые полотна, но горько осознавать, что народного успеха ей не видать и записав её в альбом только и остаётся, что сказать «Прости, малышка… и прощай!». Хочется надеяться, что подобные произведения не утонут в безвестности, а лишь который раз подчеркнут «загадочную русскую душу», крепко поселившись в сердцах у как можно большего количества людей.
Альбом полностью.