Как влияет замена музыкантов на творчество коллектива

Как влияет замена музыкантов на творчество коллектива
Разные составы легендарных музыкальных коллективов — коллаж Андрея Зайцева

«Сенсаций.Нет» уже не раз поднимали тему о важности каждого участника какого-либо творческого коллектива. Сегодняшняя музыкальная колонка Василия Виноградова будет посвящена именно «группам», где каждый из её членов был равным со всеми остальными и замена любого участника — есть ключевая ситуация, зачастую меняющая в коллективе всё.

Василий Виноградов

 

Василий Виноградов: Для кого-то быть может станет откровением, насколько зависит судьба того или иного музыкального коллектива от руководителя, ответственного за принятие вообще любого стратегического решения в любом вопросе. И при любой авторитарности всегда найдутся как довольные тем, что все роли и обязанности расписаны, так и недовольные подобным раскладом. В качестве примера можно привести, скажем, Павла Слободкина, который с 70-х годов прошлого века в течение 45 лет был бессменным руководителем ВИА «Весёлые Ребята».

И если в «семидесятые» во времена Александра Лермана в фаворе у Слободкина были яркие индивидуальные голоса солистов и глубокое звучание всего ансамбля, то «восьмидесятые» ознаменовались нескончаемой гонкой за современными на тот момент музыкальными тенденциями. В конечном итоге все эти метания в «автомобили, автомобили буквально всё заполонили» и «не волнуйтесь, тётя» сгубило легендарный ансамбль превратив его в балаган с постоянно сменяемым составом музыкантов. И у руля коллектива по прежнему стоял Павел Слободкин — с него и спрос.

Подобных примеров множество. Кто-нибудь знает сколько переиграло музыкантов в «Песнярах»? Только при Владимире Мулявине официально было тридцать пять смен состава. А кто-нибудь вспомнит, что «ДДТ» — это не только Юрий Шевчук и, скажем, успех «золотого периода» группы случился во многом благодаря Вадиму Курылёву, когда «ДДТ» действительно ещё были группой в полном понимании этого слова.

 

Итак, вернёмся к основной мысли о важности каждого участника равноправных коллективов.

В качестве первого примера хочется сразу назвать великую британскую рок-группу «Led Zeppelin», которые поступили мудро трижды, а именно:
1) Собравшись первый раз вчетвером, прочувствовать момент «магии» между всеми участниками и не поддаваться желаниям расширить состав, предпочитая обходиться своими силами.
2) Взять себе в менеджеры Питера Гранта, безоговорочно преданного группе и готового в любой момент решить любой организационный вопрос, лишь бы не спугнуть ни одну из муз, в изобилии круживших вокруг этого квартета (просьба понимать это предложение буквально, ведь речь именно о вдохновении, а не о девушках-поклонницах). И да — в само творчество Грант никогда не лез, хотя, по сути, во многом являлся именно продюсером коллектива в современном понимании этого слова.
3) После неожиданной смерти Бонзо (Джона Бонэма) оставшиеся втроём вокалист Роберт Плант, гитарист Джимми Пейдж и мультиинструменталист Джон Пол Джонс объявили о том, что «Свинцовый Дирижабль» своё отлетал. Без такого барабанщика, как Бонзо, идеально «склеивавшего» столь разных музыкантов в непрошибаемый монолит, продолжать было бессмысленно.

По иному поступили, как известно, оставшиеся в живых участники группы «Queen». Лишившись покинувшего этот мир Фредди Меркьюри, группа выступила в оригинальном составе, но без своего неповторимого фронтмена, лишь единожды — на мемориальном концерте памяти Фаруха Булсары (так по-настоящему звали Фредди Меркьюри). После этого бас-гитарист Джон Дикон удалился не только из музыки, но и из зоны видимости шоу-бизнеса. Своему поступку Джон дал короткое и ёмкое объяснение: «Нет смысла продолжать. Заменить Фредди невозможно».

Но гитарист Брайан Мэй и барабанщик Роджер Тейлор решили иначе и, продолжая гастролировать, наняв недостающих музыкантов, продолжили нести знамя «Queen». Да, их шоу великолепно и выступавшие с ними в разное время певцы Пол Роджерс и Адам Ламберт безусловно яркие и талантливые вокалисты, но… Но может басист был прав? Даже спустя столько лет однозначного ответа так и нет.

А вот кто был и остаётся чемпионом по смене составов среди классик-роковых групп, так это Deep Purple. И эта чехарда в коллективе должна была бы непременно понизить качество музыкального материала (многие, кстати, так и считают, проводя крупные водоразделы между берегами биографии «пурпурной семейки» — прим. авт.), но по факту получилось по другому.

Сложилась уникальная ситуация, когда каждый состав «Deep Purple» по своему вошёл в историю мировой рок-музыки. Но миновали десятилетия, а поклонники до сих пор бодаются, кто лучший певец — Йен Гиллан или Дэвид Ковердэйл, ошибкой ли было звать в вокалисты Джо Линн Тёрнера в конце восьмидесятых и, конечно же, самые ожесточённые бои на тему «Ричи Блекмор — это единственный стоящий музыкант в Пёпл». Но тех, кто просто любит хорошую музыку — не обмануть. Ведь какие бы сборники типа «зэ бэст» не компилировали рекорд-лейблы или отдельные любители, чаще всего набор этого «лучшего» захватывает почти все периоды истории «Deep Purple».

Немного другая, но и одновременно похожая на всё перечисленное выше, история у корифеев мелодичного хард-рока с фирменным вокальным четырёхголосием — британцев «Uriah Heep». И вот уже больше сорока лет, как покинул эту группу главный хитмейкер Кен Хенсли. Да и вообще, из «золотого» состава в живых остался только бессменный гитарист Мик Бокс, но нынешние «Хипы» ведут откровенно двойную жизнь, играя на концертах по большей части любимые всеми хиты 70-х, чуть разбавляя их песнями с пары последних альбомов, которые они весьма регулярно продолжают выпускать.

Что удивительно, если не брать буквально несколько работ из начала 80-х, когда «Uriah Heep» под давлением лейбла погнались за условным «новым звучанием» (ох, уж эти «модные тенденции»! — прим. авт.), пытаясь звучать в кассу поднимающего тогда голову MTV, то можно твёрдо констатировать — почти все студийные работы «Хипов» весьма качественны и достойны большого признания. Но к чему наслаждаться музыкой, если лучше с пеной у рта спорить кто в 70-х лучше пел — Дэвид Байрон или Джон Лоутон, хотя с середины 80-х у микрофона стоит Берни Шоу, который в буквальном смысле в разы дольше всех этих «золотых» и «легендарных» гордо и безостановочно несёт знамя хард-рока, вопреки всем новомодным однодневным тенденциям.

Подведём итог. С внешней стороны зрителям застилает глаза блеск от самых ярких участников их любимых музыкальных коллективов. Но по факту, широкой публике не дано знать, кто же в этот момент «держит нож и режет пирог». Да и объективность вынужденных кадровых перестановок становится видна в полотне истории лишь спустя какое-то время.

Автор: Василий Виноградов