Юрий Лоза — это имя сейчас стало каким-то нарицательным. Старшему поколению он известен, как музыкант и певец. Нынешнему — как основа для «мемасиков», когда какие-то его фразы к месту и не к месту подаются в режиме «ржака». Журналисты же любят звонить Юрию Лозе, полагаясь на его мнение в виде эксперта по всем вопросам. Где правда, движет ли Юрием Лозой жажда хайпа, является ли он фриком и написал ли он больше одной песни? На эти и другие вопросы попытается найти ответ музыкальный обозреватель «Сенсаций. Нет» Василий Виноградов.
Название этой статьи конечно же не имеет ничего общего с окружающей действительностью, является шуткой, не пытается никого оскорбить и является, созвучно времени, вялой попыткой кликбейта.
Прежде всего, хочется сразу закрыть вопрос о музыкальной составляющей личности Юрия Эдуардовича Лозы. О факте того, что песня «Плот» — самое известное произведение его авторства, спорить глупо, ибо это исторически и статистически подтверждено и неоспоримо. Сам маэстро считает её не лучше и не хуже любых других песен, утверждая, что ей просто повезло получить больше раскрутки в средствах массовой информации и, следовательно, внимания у слушателей. Ведь сама песня была написана ещё в 1982 году, когда Юрий Лоза был участником вокально-инструментального ансамбля «Интеграл» под управлением Бари Алибасова и отвергнута последним для исполнения ансамблем на концертах.
«Плот» вошёл в первый официальный студийный сольный альбом «Что сказано, то сказано», изданный в 1988 году в виде виниловой пластинки на фирме грамзаписи «Мелодия». Общий тираж, ввиду лавинообразного спроса у жителей всего СССР, составил более двух миллионов экземпляров. Напомним, что интернет тогда ещё не придумали в том виде, в котором мы пользуемся им сейчас, и вряд ли будет ошибкой умножить эту цифру на 100, чтобы понять «охват аудитории» в перечёте на современные реалии.
Помимо этой знаковой песни на альбоме присутствуют другие большие хиты Юрия Лозы: «Сто часов», «Я умею мечтать» и «Мать пишет». Итого, как минимум четыре «нетленки», которые до сих пор крутят на радиостанциях спустя 33 года. Для дебютного альбома — это, бесспорно, крайне высокий результат. (В скобках отметим, что остальные номера этой пластинки в целом выдались уровнем пониже, хотя это довольно условно, поскольку тексты написаны грамотно, не слишком шикарный звук с крайне странным звуком ударных — сложившиеся условия и веяние времени, а имеющие место быть неточности интонирования при пении… ну, сложно поспорить, что в тот момент у Юрия Эдуардовича было на тридцать три года меньше опыта, чем сейчас).
Также, стоит отметить, что пускай виниловая пластинка «Что сказано, то сказано» и является первым официальным альбомом музыканта, но до этого было неофициально издано аж три так называемых магнитоальбома (По сути — самиздат на бобинах с плёнкой, упакованных в картонные упаковки с самодельным же дизайном. Сейчас такое принято называть D. I. Y.) в 1983, 1985 и 1986 годах соответственно.
Некоторые песни потом вошли и в пластинку «Что сказано, то сказано», а песня «Девочка сегодня в баре» сделала Лозу известным задолго до успеха «Плота». Но поскольку песня распространялась в составе магнитоальбома «Путешествие в рок-н-ролл», с чьей-то лёгкой руки приписываемому группе «Примус», то несмотря на небывалую популярность на танцплощадках, песню и голос Лозы знали все, а автора в лицо — никто.
Вторым профессиональным успехом можно считать песню «Заповедные места», которую сделали шлягером и с успехом много лет подряд исполнял ВИА «Ариэль». Сам же автор сделал свою версию своей же песни уже только в 2000-х.
В 1990-м году вышел второй альбом Юрия Лозы «Вся жизнь — дорога», который имел меньший успех, чем дебютная пластинка, но песня «Пой, моя гитара» так же твёрдо и безвылазно укоренилась в «зэ бэсте» певца.
После этого в течение десяти лет Юрий Лоза не выпускал студийных записей, исключая перезапись старых песен в новом звуке, как например альбом «Для ума…». Однако очень плотно гастролировал, основал свою студию звукозаписи и занимался саунд-продюсированием других исполнителей.
В 2000-м году вышел последний на данный момент студийный альбом Юрия Лозы «Заповедные места» с давнишним, одноимённым альбому, хитом. Однако, периодически, Юрий Эдуардович на своём ютьюб-канале, который ведёт уже более семи лет, выкладывает песни, которые ни разу не входили ни в один альбом. Так же очевидным является тот факт, что Юрий Лоза востребован как выступающий артист на мероприятиях разного уровня и до мировой пандемии коронавируса имел насыщенный концертный график.
Итак, в сухом остатке по пункту «Музыкальное творчество Юрия Лозы» можно сказать, что пусть плотность выхода нового музыкального материала не слишком высока, но исполнительский (певческий, инструментальный) и сочинительский талант налицо.
Поскольку Юрий Лоза человек публичный, периодически он даёт интервью различным средствам массовой информации. Помимо этого, не является секретом его, зачастую несдержанная манера, пускай и стройно выражать свои мысли. И вишенкой на торте — во многом здоровый снобизм. Этим довольно часто пользуются многие информационные издания, выдирая хлёсткие цитаты музыканта из контекста его высказываний, радостно растаскиваемых «на мемасики», ибо хайп, как и деньги, не пахнет.
Наверное уже только слепому не известны высказывания маэстро про Юрия Гагарина, который «просто лежал в ракете» и «не попавших ни в одну ноту» Led Zeppelin.
И вот теперь Юрий Эдуардович неустанно вносит пояснения к своим словам про первого космонавта планеты. Музыканту приходится самоцитировать фразу и объяснять разницу между современными космонавтами, которые находятся порой месяцами на орбите Земли, проводя множество научных исследований и Юрием Гагариным, который находился в полёте всего 108 минут, был, в принципе, лишь наблюдателем, поскольку был первым из первых в этой роли. Вроде бы всё логично, но при этом Юрий Эдуардович при малейшей возможности упоминает свой возраст, переводя его в плоскость богатого жизненного опыта, намекая, что он неплохо разбирается в жизни. Однако, интервью давать не перестаёт, а за выдранные из контекста фразы на дуэль или в суд никого не вызывает.
Теперь окунёмся в контент вышеобозначенного YouTube-канала Юрия Лозы. На данный момент там 143 000 подписчиков, что очень неплохо для человека, которого все кому не лень пытаются лягнуть фразой «да кто его помнит, Лозу этого?». Помимо очевидного музыкального контента, вроде концертных номеров разных лет, всё чаще и чаще встречаются видеролики, где Юрий Эдуардович ведёт монологи на разные жизненные темы, затрагивая темы истории, искусства, творческого саморазвития.
Последние годы видео на канале стали выходить гораздо чаще, поскольку, как утверждает автор канала — это просьба его подписчиков из соцсетей. Там он выражает свои мысли исключительно небольшими текстовыми «заметками на полях», что в современных реалиях востребовано существенно меньше, чем видео.
Как человек традиционного жизненного уклада, у которого «одна жена, один сын и один кот», маэстро придерживается размеренного течения речи, аргументированно и здраво рассуждая на темы вроде «популярность — не признак таланта», «как выбрать первую гитару», «что можно назвать творчеством» или «как бросить курить».
Несомненно, времена, когда можно было «в этих ваших интернетах» безнаказанно писать любую «дичь» под личиной фейкового аккаунта на каком-нибудь форуме или даже в соцсетях, постепенно уходят в прошлое. Применительно к большинству, человеческая натура с большой долей вероятности просит славы и требует признания собственной точки зрения у окружающих. Нынешний тренд — быть лидером мнений.
И вот тут Юрий Лоза ничем от большинства не отличается. Неустанно повторяя, что, например, о музыке могут по-настоящему судить только профессионалы, при этом не являясь профессиональным геодезистом, ввиду незаконченности образования, смело озвучивать свои мысли на виду у довольно большой аудитории, скажем, о теории плоской земли.
Нет, надо отдать ему должное, называть его фриком могут только откровенные дегенераты, поскольку Юрий Эдуардович умеет произносить складные и выверенные речи не применяя никакой эксцентричности. Если готовится заранее, конечно. А он готовится, вероятно, намеренно озвучивая одни факты, которые он «много чего читаю в интернете» и не обращая внимание на другие, которыми ничуть не меньше завален всё тот же интернет.
Возьмём конкретно его точку зрения про теорию плоской земли, где он ссылается на широко известный опыт Сэмюэля Роуботома под историческим названием «Бэдфордский эксперимент», где он наблюдая за удаляющимся по руслу реки Бэдфорд судну с флагом на корме, пришёл к выводу, что будь Земля круглой — флаг исчез бы из поля зрения наблюдателя существенно раньше. Дело происходило ещё в XIX веке, но уже тогда учёные Ричард Проктор и Альфред Уоллес мало того, что повторили опыты Роуботома, так ещё и основываясь на его доказательствах смогли доказать обратное. Но Юрий Лоза, отговариваясь тем, что студентом на географическом факультете он был не самым лучшим, про факты документального и обоснованного экспериментами опровержения умалчивает.
Ещё в качестве примера о том, что «не всё так кругло», музыкант приводит в качестве аргумента воспоминания своего родственника, который «тридцать лет отплавал» и говорит, что «в кают-компаниях глобусов нет». При этом, когда по его же словам кто-то из подводников, с которыми он общался после концерта, попытался ему объяснить этот вопрос приводя в пример какие-то теории и формулы (какие — не уточняется — прим. авт.), то Юрий Эдуардович ответил, что это глупости. Почему глупости — не объяснил. Потому что.
Эдак можно прикопаться и к сходящимся у горизонта рельсам неся транспарант «Они не пересекаются!» или объявить еретиком Лобачевского, ведь по привычной «библии» Евклида, параллельные прямые не имеют общих точек… Но Юрий Эдуардович и тут поступает хитро, предпочитая подытоживать свои ролики фразой типа «я не плоскоземельщик, но Земля — явно не шар», а дальше по стандартной блогерской привычке приглашая всех «подписываться на канал, ставить лайк и писать комментарий», давая при этом своим роликам откровенно хайповые названия вроде «Юрий Лоза о принудиловке» или «Ответ Юрия Лозы врунам в белых халатах».
После того, как пандемия COVID-19 серьёзно разделила общество по всему миру, стало очевидно, что остаться в стороне от обсуждения вряд ли получится и это вопрос времени. Пришла очередь и Юрия Лозы, который и тут намешав в один коктейль хорошо поставленную речь, доверительные интонации, факты и свои их толкования, всё так же пытается рассуждать на поставленную самому себе тему.
В случае с широко распиаренной акцией, когда «врачи пригласили антиваксеров на экскурсию в красную зону», возникает много вопросов в первую очередь именно к «приглашающей» стороне. В этой ситуации понятно негодование музыканта, который действительно никому не давал согласия на участие в подобной «экскурсии», но его «без него женили», обвинив в неявке на встречу по договорённостям, в которых он и не думал участвовать, справедливо рассудив, что здоровому человеку незачем толкаться среди заразных и тяжелобольных людей, а тем более смотреть на умирающих.
Но вот относительно вакцинации и самой вакцины «Спутник V» Юрий Эдуардович ведёт себя подобно тесту в кадке — то «поднимаясь» с угрозой убежать рассуждениями за край выбранной темы, то «обминая» сам себя снова опускаясь на дно посуды, где вроде бы обитает основная канва им же выбранной проблемы. Смешивая в одну кучу все оформленные мысли, он вешает с одной стороны коромысла фразы типа «я не доверяю властям — они ведут себя нелогично», но тут же с другой стороны появляется суждение, что прививать надо только детей. При этом Лоза заявляет, что «про вакцины он узнал очень давно» и «человеку вводят полуживой вирус, чтобы организм мог его побороть», попутно сходу заявляя, что введение «непонятной жижи с полумёртвым штаммом» отличается от «как было раньше».
Отметая официальную медицину, музыкант придерживается и убеждает других придерживаться взглядов только альтернативных специалистов вроде Гундарова или Редько, чья медийная узнаваемость, безусловно, очень высока. А вот к компетенции и озвучиваемым ими выводам вопросов не меньше, чем к вышеназванному Самюэлю Роуботому с его постулатами о плоскоземельном мире. И с одной стороны вроде бы как начинаешь сочувствовать Юрию Эдуардовичу, поскольку, действительно, не вяжутся разрешения лишь на частичное заполнение концертных залов с многотысячной толпой на питерских «Алых парусах» или принудительно полупустых стадионах при полном зале людей на очередной встрече президента Владимира Путина. Но всё это тонет в нескончаемой софистике велеречивого артиста. Ведь даже после просмотра его коротких видеороликов зачастую ловишь себя на мысли, что Юрий Эдуардович сказал многое, а вот выводы из сказанного привычным образом опять растворились в размеренном потоке его речи.
Всё это напоминает историю Юрием Лозой же и рассказанную у себя на страничке в соцсетях. Речь шла о его, до какого-то момента, точке зрения о том, что тяжкие преступления надо карать смертной казнью. В то время, как его друг писатель Аркадий Вайнер утверждал обратное. Являясь одним из членов в комиссии по помилованию при президенте России, в подкрепление своей позиции приводил статистику, дающей понять, что публичные смертные казни никак не уменьшали количество тяжких преступлений. Народ получал свои «хлеба и зрелищ», а лишаемый жизни — свою «минуту славы».
Глядя на высказывания Юрия Лозы про плоскую землю и приглашающего пообщаться на эту тему в комментариях к видео, приходит понимание, что певец приглашает всех желающих на собственную, фигурально выражаясь, казнь. Внимание толпы обеспечено! Как же — казнить будут не какого-то там неизвестного оборванца, а вполне себе известного и знакомого всем персонажа. Причём, это будет казнь без угрозы для жизни, когда центральный персонаж и в живых останется, и славы не лишится.
Каков же итог этого «расследования» деятельности Юрия Эдуардовича Лозы?
Мнение автора этого текста (может не совпадать с мнением редакции!) неоднозначно, но невольно сворачивает в сравнение с недавно трагически ушедшим от нас Александром Градским. На все вопросы про его отношение к чему-либо или «почему вы не высказываетесь о том-то и том-то», Александр Борисович отвечал, что публично все свои мысли и гражданские позиции он высказывает со сцены в своём творчестве, а что-то сверх этого готов обсуждать лишь с друзьями на кухне за чашкой чая.
И кто-нибудь посмеет сказать про него, что он не обладал твёрдой жизненной позицией или силой воли для её защиты? Одно слово — Градский. Его и произносить не надо было — все и так всё понимали, вне зависимости от любви\не любви, знания\не знания песен этого странного и не похожего ни на кого очкарика.
Стремление же Юрия Лозы удачно высидеть на двух и более стульях, которые он пытается примостить на углу круглого стола, несомненно вызывает интерес как нечто новое и необычное, но быстро наскучивает, ввиду недосказанности и нераскрытости. Не то, что те пять песен — по-простому сердечных, композиторски ёмких и по-человечески достойных как можно дольше оставаться в ранге «народных».