После нескольких лет господства и последствий мировой пандемии COVID-19, когда многие сферы деятельности человека в буквальном смысле стояли на пороге выживания, концертно-фестивальная индустрия снова начинает работать на полную мощность.
Главного приключения лета — таков сложившийся слоган известного на всю страну рок-фестиваля «Нашествие», в этом году не будет. Но по всей стране запланировано множество более локальных фестивалей разной степени масштабности. Слоган «Псков примет! Псков ждёт!» придуман и воплощён в жизнь Андреем Семёновым, организатором фестиваля «Добрый Рок». Читайте откровенное интервью на «Сенсаций.Нет».
«Сенсаций.Нет»: Итак, сколько лет существует «Добрый Рок»?
Андрей Семёнов: Первый концерт «Доброго Рока» прошёл в июне 2013 года и был посвящён Дню Защиты Детей. По идее, тот фестиваль, который пройдёт этим летом под Псковом, будет десятым по счёту, но из-за ковидлы я не заостряю на этом внимание, поскольку два года ничего по понятным причинам не проводилось.
«Сенсаций.Нет»: Вёлся ли хоть какой-нибудь подсчёт, сколько коллективов выступило за это время на «Добром Роке»?
Андрей Семёнов: Однозначно более двухсот. Но потом я в какой-то момент стал пересчитывать, сбился, плюнул и больше не возвращался к этой статистике.
«Сенсаций.Нет»: А стал ли он масштабнее с тех пор, как это всё затеялось?
Андрей Семёнов: Изначально на том самом первом концерте, который позиционировался, как единичное явление, было одиннадцать коллективов из Пскова. В 2014 году на апрельских отборах у нас уже было около тридцати команд со всего северо-западного и центрального регионов.
«Сенсаций.Нет»: Довольно часто на фестивалях отбор команд-участников происходит довольно странно. В ходу откровенное протежирование некоторых групп со стороны организаторов, нелепые интернет-голосования полные накруток и так далее. Как с этим обстоят дела на «Добром Роке»?
Андрей Семёнов: Коллективы я отсматриваю только сам и непосредственно в деле, то есть на сцене.
«Сенсаций.Нет»: Но сейчас же довольно просто глянуть в интернете живое выступление любой мало-мальской группы.
Андрей Семёнов: По личному опыту, практически все видео так или иначе приукрашены. Либо это красивый монтаж, либо правленный звук, либо то и другой вместе взятое. Безусловно, с точки зрения простого слушателя, претензий быть не может — просто смотри и наслаждайся. Но я вынужден смотреть на это, как организатор. Помимо этого, ради объективности скидываю предоставленные группами материалы другим организаторам и известным музыкантам, с которыми дружу, чтобы не замыкаться на своём личном видении. После этого уже принимается окончательное решение, едет ли группа на фестиваль или нет.
Фестиваль «Добрый Рок» — коллаж Андрея Зайцева
«Сенсаций.Нет»: А как же простые видео «на телефон», где нет монтажа?
Андрей Семёнов: Теоретически, это может быть просто самый удачный номер какого-то концерта. А вот сам концерт целиком может быть не столь удачным. Поэтому у «Доброго Рока» есть предварительные концерты-отборы, чтобы я мог понять как условная группа может работать живьём здесь и сейчас. Насколько коллектив, что называется, готов сделать то, что от него требуется и к выходу на фестивальную сцену.
«Сенсаций.Нет»: «Добрый Рок» очень тесно связан с благотворительностью. Зачем? Ведь можно было просто проводить коммерческий музыкальный фестиваль.
Андрей Семёнов: С самого начала существования фестиваля он задумывался и воплощался именно как благотворительный, поскольку была привязка к Дню Защиты Детей. Собранные деньги адресно направлялись семьям детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Чтобы не было пересудов, мы взяли старый большой маршевый барабан, поставили с одной стороны на него прозрачный пластик, а сверху, на манер копилки, сделали прорезь, куда желающие могут пожертвовать денежные средства. Этот «добрый барабан» во время фестиваля опечатан и постоянно находится на виду у сотен людей. После окончания мероприятия мы практически сразу при непосредственном присутствии журналистов и представителей фонда, куда будут направлены деньги, вскрываем, пересчитываем и под опись отдаём эти деньги в организацию, которая занимается распределением собранных средств.
«Сенсаций.Нет»: А нельзя просто собирать средства безо всяких этих рок-фестивалей?
Андрей Семёнов: Можно. Но как показывает практика, народ любит позитивные музыкальные мероприятия. К тому же на таких мероприятиях этих людей собирается довольно большое количество. А вот тут уже работает принцип «с миру по нитке» и позитивно настроенное большое количество людей, находящиеся одновременно в одном месте, куда легче проникаются идеей помощи.
«Сенсаций.Нет»: Сейчас то и дело возникает шумиха по поводу нечестной работы некоторых фондов по сбору средств…
Андрей Семёнов: Люди могут думать что угодно. И в личных беседах, и в «этих ваших интернетах» мне приходилось наблюдать жирные холивары на эту тему, как среди музыкантов, так и среди слушателей. Помимо «Доброго Рока» у меня параллельно ещё есть движение «Добрый Псков», которым я все эти годы продолжаю заниматься. Коммерческой цели для себя фестиваль ранее не преследовал вообще никакой.
Изначально целью была поддержка молодых музыкантов, о которых в какой-то момент все забыли. Сейчас фестиваль из просто благотворительного перерос в международный фестиваль живой музыки, но благотворительная составляющая всё равно остаётся. Но как я и сказал чуть раньше, собрав деньги, мы официально передаём их нашим фондам-партнёрам и уже они занимаются распределением и направлением средств нуждающимся людям.
«Сенсаций.Нет»: Как говорят в новостях, нет дыма без огня и про некоторые известные благотворительные фонды начинают вылезать не очень приятные подробности. За время существования «Доброго Рока» были ли искушения связаться с отмыванием денег или брать мзду с выступающих на фестивале?
Андрей Семёнов: Друзья некоторых молодых музыкантов несколько раз интересовались, можно ли попасть на фестиваль, оплатив те или иные затраты фестиваля. Предложение такое было, не скрываю, но оканчивалось всё отсылом на предварительные отборочные концерты. Группа на сцене должна из себя что-то представлять и просаживать динамику фестиваля из-за денег — себе дороже выйдет в конечном итоге. Что касается условной отмывки денежных средств, то повторю: мы не фонд! Такое вот самоограничение, чтобы исключить это искушение и заниматься тем, чем и задумано — организацией «Доброго Рока». Сейчас, несомненно, фестиваль всё больше и больше переходит на коммерческие рельсы, поскольку есть уже солидная история, имя и даже адепты по всей стране. Но в той или иной мере, благотворительная составляющая будет присутствовать.
«Сенсаций.Нет»: Адепты «Доброго Рока»? Звучит довольно вызывающе. Не умаляя серьёзность и качество фестиваля, масштабность-то явно ещё не уровня «Нашествия».
Андрей Семёнов: Согласен про масштаб, а вот про адептов поясню, конечно же. Имеются ввиду люди, которые готовы наконец-то слушать молодую и новую для них музыку. Ну, или не молодую и не новую, но чуть подзабытую или незаслуженно недополучившую возможность быть услышанной. Взять хотя бы Игоря Семёнова с группой «Рок-Штат» — эдакий русский «Pink Floyd»…
«Сенсаций.Нет»: Родственник?
Андрей Семёнов: Нет. Так же как и Александр Семёнов из «Ленинградского рок-клуба». Но заметьте, что все Семёновы — в роке! (смеётся).
Фестиваль «Добрый Рок» — коллаж Андрея Зайцева
«Сенсаций.Нет»: Предыдущие годы, ввиду пандемии, были тяжёлыми для концертной индустрии. Да что там говорить, жизнь организатора массовых мероприятий никогда не была лёгкой. Не было ли мысли всё это бросить?
Андрей Семёнов: Были и неоднократно. Но, опять же, видя как в таких условиях молодые и неизвестные группы продолжают наводить какую-то движуху с записями альбомов, концертами, интернет-трансляциями, думаешь: «Ай, ладно… Потяну ещё!».
«Сенсаций.Нет»: Какие возлагаются надежды на «Добрый Рок» в этом году?
Андрей Семёнов: Я очень жду, что фестиваль в очередной раз выйдет на новый уровень. Мы прошли путь от одноразового концерта к «красной дате», через регулярные клубные концерты-отборы в течение полугода до двухдневного рок-фестиваля в центре Пскова. Вот теперь пошёл следующий виток нашего развития, поэтому «Добрый рок» переезжает на природу, чтобы стать полноценным многодневным интересным музыкальным событием региона. Но приоритет остаётся всё-таки за молодыми группами. Это не будет сборка из двадцати проверенных известных коллективов, которые уже являются яркими представителями живой музыки и рок-культуры нашей страны, на которых тупо зарабатываются деньги. Это будет нечто другое. Здесь мы будем продолжать показывать не только тех, кто на плаву и уже известен, но и молодые коллективы, которые будут выступать с ними на одной сцене. Ведь известность — это совокупность очень многих причин и действий, которая не всегда зависит от музыкантов. Она сегодня есть, а завтра нет. А вот качество и уровень могут нисколько не уступать своим более именитым коллегам.
«Сенсаций.Нет»: Борис Гребенщиков когда-то спел про «Рок-н-ролл мёртв…». В свете всех нынешних событий, это так?
Андрей Семёнов: Вся эта градация «жив», «мёртв», «рок», «джаз»… Если говорить о себе, то мне лично больше всего нравится это направление. Оно живое, более-менее развивающееся и существенно многогранней, чем то навязанное, что принято считать поп-музыкой. У Рока другая задача и в звучании, и в лирике… Мне нравится музыка, которая дёргает за определённые ниточки в сердце человека. Мне не интересна только «музыка для ног». Поэтому и случился «Добрый рок», как таковой.