Британская экранизация комикса французских художников вызвала настолько большой резонанс в прессе после отзыва прокатного удостоверения, что мы просто были обязаны ее посмотреть. Фильм, в итоге, вызвал смешанные чувства.
СССР, 1953 год, после подписания очередного расстрельного списка и веселого отдыха с другими членами политбюро, «отец народов» уединяется в своем кабинете с пластинкой только что записанного симфонического концерта. Как мы понимаем из названия, в этот момент с лидером государства и случается что-то нехорошее…
Комедия британского режиссера Армандо Ианнуччи – это прежде всего альтернативная история, рассказанная в графическом романе Фабьена Нури и Тьерри Робина и является вариацией на тему «что могло бы быть» в 1953 году в СССР при смене власти. Гротескная, эпатажная, саркастическая и с кучей шуток, которые, к сожалению, иногда скатываются до уровня «сортирных», однако в полной мере отвечают нашим представлениям о юморе жителей туманного Альбиона. И да, это само по себе звучит смешно, ибо авторы первоисточника французы, а режиссер – этнический итальянец. Может поэтому картина показалась нам смешной лишь наполовину?
Чтобы не пересказывать весь сюжет, мы просто условно разделим фильм на две части: до дня похорон и после них. Улыбку, а то и откровенный смех в голос, вызывают практически все персонажи, знакомые нам, в основном, по учебникам истории: глуповатый, но при этом хитрый Хрущев в исполнении Стива Бушеми всерьез составляет список тем для шуток перед вождем, кровожадный и похотливый Берия (Саймон Рассел Бил), рассуждающий о сексуальных женах «врагов народа», трусливый, но самовлюбленный Маленков (Джефри Тэмбор)… Предупредить нужно сразу: юмор, как говорится, «чернее ночи» и тем, кто не готов к абстрагированному восприятию рассуждений о миллионах расстрелянных и посаженных соотечественников, пусть и из альтернативной реальности, лучше воздержаться от просмотра. Вот пример диалога, происходящего между главными героями над телом парализованного «вождя»:
— Нам нужен врач!
— Нет в стране хороших врачей, все в ГУЛАГе
— Вспомнил, кто на них доносы писал! Она точно знает, где найти врача!
— Хорошего?
— …Плохого, главное — врача!
Достойна и смешна сцена голосования политбюро за закон об амнистии: от слов, произносимых Молотовым, руки сидящих за столом то поднимаются, то опускаются. Рассуждения о «кворуме в 75%» троих членов Политбюро над телом парализованного генерального секретаря — тонко и забавно.
Но все это перестает быть смешным, наверное, после сцены расстрела 1500 человек, желавших попасть на похороны «отца наций». Дальше будет только дележ власти, ругань, вечно пьяный Василий Сталин, несущий бред и военный переворот: это уже не вызывает даже улыбки, скорее недоумение. Финальная сцена перед титрами вообще осталась для нас загадкой….
Резюмируя, хочется сказать, что фильм очень сильно «на любителя» и впечатления от него зависят только от чувства юмора зрителя. Кому-то «Смерть Сталина» может показаться пошлой, кому-то «неэтичной», кому-то, наоборот «взрывающей мозг». Всё тут субъективно и однозначной оценки быть не может. Хотя, нужно отметить, что рейтингу сайта «Кинопоиск» в 7.1 (из 10) картина вполне соответствует.
Ну и все мы понимаем, что эта рецензия не появилась бы на сайте «Сенсаций.Нет», если бы не скандал, раздутый вокруг картины Министерством культуры РФ и «видными деятелями искусства». Можно было бы сейчас написать много лишних слов про восприятие художественных фильмов отдельными чиновниками и отдельными зрителями, но мы не будем. Хотим просто провести несколько аналогий с примерами и прокомментировать отдельные заявления отдельных граждан, выступивших за отзыв прокатного удостоверения. Во-первых, ни советского, ни российского гимна, как мы не вслушивались, так и не разобрали, хотя знакомые ноты были в трейлере. Во-вторых советского, а тем более российского «народа, победившего нацизм» мы тоже не рассмотрели. То есть, конечно, было несколько массовых сцен с арестами, с любителями классической музыки в концертном зале и с переполненными поездами, отправляющимися в Москву на похороны, но это – не «отдельный персонаж фильма», а фон…
Основываясь на высказываниях людей, принявших решение по факту запретить демонстрацию «Смерти Сталина» в российских кинотеатрах, мы можем посоветовать еще несколько картин для детального рассмотрения. Просто первое, что в голову пришло:
«Шпион» 2012 год. Режиссер Алексей Андрианов. В главных ролях Данила Козловский и Федор Бондарчук. Приключенческий детективный фильм в декорациях альтернативной Москвы из параллельной реальности по мотивам романа Бориса Акунина. Иосиф Сталин изображен наивным самодуром и вызывает неприязнь.
«Ликвидация» 2007 год. Режиссер Сергей Урсуляк. В главных ролях Владимир Машков и Николай Пореченков. Детектив о послевоенном времени, рассказывающий о борьбе начальника уголовного розыска города Одессы с преступностью и подпольной нацистской организацией. Главнокомандующий сухопутными войсками Одессы Георгий Жуков показан в фильме как недальновидный, самовлюбленный самодур и пьяница.
«Утомленные солнцем 2,3» 2010-2011 годы. Режиссер Никита Михалков. Фильм рассказывает о событиях Великой Отечественной войны в альтернативной реальности (населенные пункты, события, битвы, герои, объекты и техника практически все вымышленные). Миллионы зэков, штрафбаты, злобный и отторгающий тиран Сталин, которого герой фильма убивает тортом…
На самом деле, список «оскорбительных фильмов», которые следует запретить к показу на территории России огромен, сюда можно при должном внимании к деталям можно отнести и «По ту сторону волков» и «Пепел» и «Холодное лето пятьдесят третьего» и «Собачье сердце» и даже комедии Гайдая (царь, видите ли, у него ненастоящий!). Что уж тут говорить о «поделках» Голливуда? «Красный скорпион», «Красная жара», «Рэмбо»…
Но сравнить нам бы всё-таки хотелось сравнить фильм «Смерть Сталина» с другим продуктом отечественной киноиндустрии: мультфильмах о «Трех богатырях», очередная часть которых не так давно вышла на экраны. Тут есть все для запрета показа: очень схожих с реальными исторических персонажей, изобразили в неприглядном, комедийном виде (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, князь Владимир имеют своих прототипов); переписанная история нашего государства; полная путаница с временами и эпохами, Дед Мороз, который как Санта-Клаус, летает на санях, запряженных оленем, египетская царица Нифертити и т.д. Кроме того, авторы фильма явно преднамеренно искажают подвиги и ратные победы российского народа, победившего татаро-монгольское иго, да еще и показывают это детям!
Абсурд? Естественно! Так же, как и отзыв прокатного удостоверения у, в общем, безобидной британской комедии, которая точно бы не собрала полные залы и точно бы не стала предметом обсуждения миллионов российских граждан, если бы ей не обеспечили такой грандиозный пиар на государственном уровне.