Есть распространенный миф о том, что «во всех этих ваших телевизионных конкурсах сплошной блат!» и «там всё куплено!» и что «попасть обычному человеку с улицы туда просто невозможно!». Не берёмся утверждать подобное про всё и всех, но наш сегодняшний собеседник подтвердил только то, что путь настоящего таланта тернист и витиеват.
Михаил Озеров известен широкой публике в 2015 году, выйдя в финал шоу «Голос» (команда А.Б. Градского). Уроженцу города Озёрск Челябинской области 39 лет, на данный момент является артистом театра «Градский Холл», преподавателем эстрадно-джазового отделения в Институте Современного Искусства, а так же лидером музыкального проекта «БЛУМ».
«Сенсаций.Нет»: Михаил, сейчас Вы уже обладаете неким жизненным багажом знаний, но первый вопрос околоанкетный — расскажите , пожалуйста, где Вы учились, чтобы стать певцом?
Михаил Озеров: Я закончил Уральскую Государственную Консерваторию им. Мускоргского. До этого был Озёрский колледж Искусств, куда я поступил после 9-го класса обычной школы.
«Сенсаций.Нет»: Специальность?
Михаил Озеров: Дирижёр-хормейстер.
«Сенсаций.Нет»: Выбор музыкальной стези был осознанным, или, скажем, «родители настояли» или «все друзья туда пошли»?
Михаил Озеров: Осознанным. Всё остальное у меня получалось менее убедительно.
«Сенсаций.Нет»: А были попытки реализоваться в чём-то ещё?
Михаил Озеров: В годы тяжёлых условий приходилось пытаться осваивать ремесленные профессии и заниматься извозом. Но это был относительно непродолжительный период. И в этих профессиях я не преуспел.
«Сенсаций.Нет»: Родители как-то связаны с творческими профессиями?
Михаил Озеров: Оба родителя — архитекторы.
«Сенсаций.Нет»: Когда начал петь и когда осознанно начал получать от этого удовольствие?
Михаил Озеров: Получать удовольствие начал с первых аплодисментов. То есть, с раннего детства. А удовольствие от того, что получается именно так, как задумывалось, впервые испытал уже ближе к 30 годам.
«Сенсаций.Нет»: А первые аплодисменты, условно, это «встань на стул, спой песенку» или уже, скажем, в школе…
Михаил Озеров: В детском саду часто бывали праздничные выступления для родителей.
«Сенсаций.Нет»: Основная ассоциация у среднестатистического человека с «Михаил Озеров» — это один из финалистов «Голоса». Но я же знаю, что Вы прекрасно справляетесь с клавишными инструментами и гитарой на сцене. Инструменталист – это побочное или тоже осознанное?
Михаил Озеров: Образование началось не с вокала, а с инструментов. Поэтому было бы странным останавливать себя в изучении этого направления.
«Сенсаций.Нет»: Просто знаю толпу вокалистов, которые спокойно ограничиваются «минусовками», а на условной гитаре даже условного же Цоя не могут себе подыграть.
Михаил Озеров: Это от легкомысленного понимания явления «вокалист». Существует крылатая фраза, которая наилучшим образом иллюстрирует моё отношение к этой ситуации: «Если вокалист — только вокалист, то он не вокалист».
«Сенсаций.Нет»: А вот сильно ли с возрастом менялись музыкальные вкусы, скажем, в 9-м классе перед колледжем, после колледжа, после консерватории и вот уже сейчас…
Михаил Озеров: Наиболее заметным был перелом в возрасте 21-22 лет, когда я переключился с традиционной симпатии к отечественному року на интерес к британской культуре. Сильнее всего на меня повлияло творчество Radiohead.
«Сенсаций.Нет»: Урал и Сибирь всегда отличалась своей музыкальной рок-традицией. Достаточно вспомнить «Гражданскую Оборону», «Калинов мост», «Наутилус», «Чай-ф». Но вот что удивительно, Владимир Мулявин — основатель «Песняров», и ВИА «Ариэль» — из тех краёв. С их творчеством приходилось находить родственные вибрации?
Михаил Озеров: Родители любили «Ариэль». Это послужило поводом для рождения ассоциативной симпатии к их творчеству и в моём случае. Но в целом слащавость советских ВИА вызывало во мне отторжение.
«Сенсаций.Нет»: То есть не “ленин-партия-комсомол», а именно слащавость?
Михаил Озеров: Агитацию я в принципе не рассматриваю как предмет искусства.
«Сенсаций.Нет»: А чисто географически, ближе Екатеринбурга музыкального ВУЗа не было? Или хотелось именно там продолжить?
Михаил Озеров: Моя преподаватель в колледже была воспитанницей уральской консерватории, поэтому выбор был определён заранее.
«Сенсаций.Нет»: Увлечение русским роком, более глубокое погружение в музыку в плане науки не могло не подтолкнуть к сочинительству. Когда это началось и как реализовывалось?
Михаил Озеров: Первую песню я сочинил в 6 лет, находясь в детском саду. Это была примитивная и наивно-пафосная баллада в трёхдольном метре о нелёгкой и героической судьбе моряков, уходящих в далёкое плавание. В дальнейшем пробы сочинительства были регулярными, но на разных этапах с переменным успехом. С возрастом становишься всё критичнее к своему творчеству. Пыл угасает, всё труднее убедить себя в необходимости и актуальности продолжать писать.
«Сенсаций.Нет»: НО Вы же продолжили! Сейчас это «БЛУМ». Но было ли что-то подобное до этого?
Михаил Озеров: Был коллектив «Mad Shoes» (Чокнутые ботинки англ.) в Озёрске. Но я не хочу вспоминать об этом периоде. Мне жаль распада группы. Это было светлое время. Время новых открытий и надежд. Но всё закончилось с моим отъездом в Москву.
«Сенсаций.Нет»: А отъезд в Москву был связан с желанием «всё изменить», или, скажем работу предложили\нашёл?
Михаил Озеров: Урал перестал кормить и возникла острая необходимость творческого роста.
«Сенсаций.Нет»: А вот сразу было ясно, что в Москве случится этот самый творческий рост?
Михаил Озеров: Нет. Просто было ясно, что на Урале больше ловить нечего. А как сложится в Москве, было совершенной загадкой.
«Сенсаций.Нет»: Хорошо, зайду с другой стороны. Вы довольны полученными фундаментальными знаниями в Озёрске и Екатеринбурге?
Михаил Озеров: Уральская школа славится хорошей теоретической подготовкой учеников. Это относится и к колледжу, и к консерватории. Но то, что касается практических дисциплин, требует обновлений и дополнений. Хотя с моими педагогами мне повезло, и думаю, многие захотели бы со мной поспорить из чувства именно такой симпатии и солидарности со своими учителями, но я не беру во внимание личную привязанность. Я говорю о необходимости свежего взгляда на методику воспитания художественного вкуса, которая, увы, слишком архаична для настоящего времени.
«Сенсаций.Нет»: Пытаюсь понять, откуда берётся ощущение, что в условном большом городе будет этот самый творческий рост. Ведь жизнь вокруг диктует нам эмоции, которые дают пищу\толчок для творчества. Неужели на родине невозможно было познать любовь или испытать ненависть и т.д. чтобы, скажем, стронуть себя с мёртвой точки?
Михаил Озеров: Одно дело внутренняя расторможенность, и совсем другое — возможность себя реализовать. В регионе, где господствует блатная песня и в лучшем случае советский рок, нет места для выражения более тонких материй. Проще говоря, твои открытия некому будет оценить, ибо невозможно вложить большой меч в маленькие ножны. И уж тем более совершенно невозможно заниматься в условиях невостребованности творчеством, актуальным для тебя самого. А большой город это:
1. Большая конкуренция, стимул для развития.
2. Более многогранная конъюнктура.
«Сенсаций.Нет»: Параллельно с учёбой приходилось ли «пересиливать себя» и, скажем, петь\играть по ресторанам тот самый блатняк для заработков? Или, может, днём — учёба и постигание глубин любимого дела, а вечером — грузчиком, чтобы тот самый «блатняк за пятихатку» по кабакам не петь?
Михаил Озеров: Разумеется, приходилось. Только тем и зарабатывал до Москвы. Не знаю, как теперь выживают музыканты на Урале, ведь кабаки превратились в караоке, теперь все сами певцы. Страшно представить, сколько людей с высшим образованием оказались без работы.
А что касается выбора между грузчиком и кабацким репертуаром, то я лучше буду жить с истерзанной душой, чем с надорванным позвоночником и геморроем.
«Сенсаций.Нет»: Но прежде чем закрыть страничку истории с Уралом, хотелось бы уточнить, случился ли у Вас в Озёрске и Екатеринбурге хоть какой-то уровень известности?
Михаил Озеров: Обо мне знали очень немногие. Меньше 1% населения.
«Сенсаций.Нет»: Итак, Москва. Вы ехали туда вот уж совсем уж в неизвестность, или всё же Вас там «кто-то ждал»?
Михаил Озеров: Мне казалось, что ждали. Но по факту я приехал с голым задом на голое место.
«Сенсаций.Нет»: Опять же хронологически, это было насколько задолго до Голоса?
Михаил Озеров: За год.
«Сенсаций.Нет»: И как скоро удалось хоть мало-мальски пристроиться в этом большом городе?
Михаил Озеров: Только после знакомства с Градским. Первый год жизни в Москве это самая чёрная страница моей истории. Я болезненно переживал разрыв с семьёй и близкими, что многократно усугублялось отсутствием карьерных перспектив.
«Сенсаций.Нет»: Разрыв — имеется ввиду только расстояние или Вас родные морально не поддерживали?
Михаил Озеров: Скажу кратко. Поддержка была, но не она была мне нужна в тот момент.
«Сенсаций.Нет»: Бытует мнение, что в минуты потрясений и изломов как раз и активируется настоящее творчество. С Вами было так?
Михаил Озеров: Нет. Было совсем не до творчества. Когда все мысли сконцентрированы на выживании, петь не хочется. У меня начались панические атаки. Я вообще приготовился к полному разрушению вплоть до ранней гибели в нищете и одиночестве, потому что возвращение на Урал означало бы ровно то же самое.
«Сенсаций.Нет»: —Вы говорили, что до того, как попали на Голос — его не смотрели. Так ли это? Известна история, когда Вы пели «на шапку» в каком-то парке отдыха. Мимо проходил известный московский певец Олег «Майами», который Вам сказал что-то вроде: «Классно поёшь! Тебе бы на «Голос»… ». Олег «Майами» был единственным «знаком», что надо попробовать там поучаствовать или было что-то ещё?
Михаил Озеров: Голос не смотрел и не смотрю, потому что он слишком наглядно демонстрирует отставание российской культуры от Запада. Олег Майами — это чистая случайность.
«Сенсаций.Нет»: И всё-таки, почему Градский? Сложно ли было делать «тот самый» выбор?
Михаил Озеров: Градский был и остаётся единственным серьёзным музыкантом из тех, кого усадили в судейские кресла.
«Сенсаций.Нет»: Связана ли Ваша некая «угрюмость» на Голосе именно с тем «чёрным» годом? Просто зрители «Голоса » первую Вашу улыбку увидели только после исполнения «Любви».
Михаил Озеров: Я просто не люблю необоснованного кривляния, а именно этого ждали от участников организаторы шоу. Это был мой протест против искусственного выдаивания эмоций из людей.
«Сенсаций.Нет»: После завершения шоу Голос с Вашим участиям, в ходу был анекдот: В четвёртом сезоне Голоса победил Михаил Озеров, а первое место отдали иеромонаху Фотию (По мнению автора статьи, абсолютно необоснованно.). Как Вы относитесь к этому «народному творчеству»?
Михаил Озеров: Я позволю себе воздержаться от комментариев по этому вопросу.
«Сенсаций.Нет»: Преподавать в Институте Современного Искусства Вы начали уже после знакомства с Градским?
Михаил Озеров: Да, туда мне помог устроиться тоже Градский. До этого я предлагал свои услуги институту, но самостоятельно заинтересовать их не сумел. Я их понимаю. Есть разница между человеком без истории и человеком, за чей уровень может поручиться такой авторитет, как Градский.
«Сенсаций.Нет»: Ну, хорошо. «Чёрный год» миновал. Известность случилась. И она явно больше того 1% из прошлого. Работа (и даже несколько) тоже есть. Вы удовлетворены данным положением дел?
Михаил Озеров: Стало легче. Но не стало легко. Разве можно рассчитывать на стабильность в этом мире?
«Сенсаций.Нет»: Есть ли жизнь после «Голоса«? Не получится ли, что теперь до конца жизни петь «Любовь» (какой бы не была хорошей эта песня) и «плясать под дудку Градского» (при всём уважении, но он Ваш работодатель).
Михаил Озеров: Жизни нет только после смерти. Я пока жив. И чувствую полную творческую свободу.
«Сенсаций.Нет»: Я знаю, что Вы помимо «Градский холл» даёте сольные концерты в совсем маленьких барах-заведениях. Зачем? Не является ли это шагом назад? И почему так мало гастролей в другие города.
Михаил Озеров: Это совершенно другой формат. Эти выступления нельзя назвать в полной мере концертом. Это, скорее, тёплые, уютные квартирники для близкого круга друзей.
Гастроли в другие города организовывает не сам артист. Этим занимаются прокатчики. Они вкладывают деньги в транспортные расходы, проживание, питание музыкантов, артистов и звукорежиссёров, в рекламу мероприятия, в аренду концертного зала, а потом получают прибыль с продажи билетов. Но в последнее время люди неохотно посещают концерты. Это происходит из-за низкого уровня доходов населения и перенасыщения рынка артистами. На всех не хватает зрителя. Полные залы сейчас собираются у небольшого количества артистов. А если не получится оплатить расходы на организацию концерта, то кто станет заниматься этой организацией? Убыточное дело. Поэтому выступать приходится там, где, во-первых, есть зритель, а во-вторых, там, где живёшь. Такова проза жизни.
«Сенсаций.Нет»: Проект БЛУМ. Почему «проект»? Почему «блум»? Недавно вышел первый сингл. Я его искренне считаю чудесным. Но будет ли продолжение? Будут ли концертные воплощения? Вы неоднократно говорили про продвинутость западной музыкальной культуры, но при этом «БЛУМ» звучит на русском языке. Почему?
Михаил Озеров: Любое начинание это проект, пока он не превратится в бренд. Блум — рассвет. Но есть и другие значения у этого слова. Быть может, пытливые умы найдут в этом названии менее откровенные отсылки? Продолжение будет обязательно. А продвинутость культуры определяется не языком. Тем более, что автору не дОлжно судить о продвинутости своего творчества.
«Сенсаций.Нет»: Известно о Вашем прямолинейном характере, да и за словом Вы в карман не лезете. У Вас довольно тернистый жизненный путь сложился к этой минуте. Но вот конкретно сейчас, хочется спросить строчкой из песни Александра Чернецкого гр. «Разные Люди» — «Жизнь стоит того, чтобы не быть сволочью?»
— Не думаю, что термин «сволочь» определяется прямолинейностью характера. А жизнь прекрасна. Но понять это возможно только в том случае, если ты каждый день делаешь всё возможное, чтобы она была таковой.