Всё дальше и дальше события тех страшных пяти лет, которые сейчас, спустя семьдесят шесть лет, вроде бы укладываются всего в три слова — Великая Отечественная Война. Без преувеличения можно констатировать, что выросло не одно поколение, которое уже не застало в сознательном возрасте живых свидетелей того тяжёлого времени. Меняются политические строи, пересматриваются и корректируются точки зрения на множество событий прошлого, ввиду множества возможностей для толкователей всех мастей, что вполне закономерно, ибо история, как и время, движется только вперёд.
Некой константой во всём этом водовороте стоят песни того исторического периода. Нет, отрадно, что многие из них продолжают петь (и даже не только на День Победы). И разнообразие тут цветёт пышным цветом: певцы и певицы с традиционными версиями под симфонический оркестр, казачие хоры а-капелла, рок-обработки и т. д. Однако, пусть по настоящему хорошую песню испортить трудно, но большая часть русского народа прекрасно чувствует, когда что-то звучит неискренне или «для галочки». Вдвойне удивительно, что это работает почему-то в основном именно с песнями о войне. Быть может, действительно, потрясение народа было столь велико, что буквально даже сквозь поколения не получится не почувствовать себя сопричастным с памятью предков.
Невозможно охватить в одном тексте весь пласт «песен о войне», а так же совершенно не хочется сравнивать и обижать кого-либо, когда дело касается исполнения каноничных версий воистину бессмертных и прочно ушедших в народ произведений. Поэтому сегодня, по прихоти автора этой статьи, на рассмотрение читателей «Сенсаций. Нет» будут представлены только музыкальные номера наших музыкальных современников в самом оригинальном видении знакомых всем песен.
Сложно спорить, что Леонид Агутин один из самых успешных новаторов на российской эстраде. И дело даже не в латино-американских ритмах, коими насыщено его авторское музыкальное творчество. Речь идёт именно о лёгкости совмещения традиционной русской светлой грусти с весьма нетривиальным, но броским мелодизмом. Не удивительно, что именно ему в конечном итоге выпало практически случайным образом дать сольный концерт на главной площади Гаваны и быть безоговорочно принятым кубинской публикой. Помимо сопровождающей Агутина его группы «Эсперанто», концерт был усилен и кубинскими музыкантами — перкуссионистами, духовиками и большим хором, доводя количество людей на сцене ближе к четырём десяткам. Самыми знаковыми помощниками на этом, без преувеличения, солнечном празднике жизни стали флейтист и композитор Орландо Марака Вайе и легендарная кубинская певица Омара Портуондо.
Одним из кульминационных моментов полного единения артистов с публикой стало исполнение песни «Тёмная ночь» известной у нас в стране с 1942 года по кинофильму «Два бойца», где её крайне минималистично, но до сих пор неповторимо пронзительно исполнял актёр и певец Марк Бернес. На кубинском же концерте Агутина это произведение прозвучало на испанском языке. В интернете несложно найти множество пересудов о том, что композитор песни Никита Богословский самым беспардонным способом присвоил себе народную кубинскую мелодию и только задушевные стихи поэта Владимира Агатова смогли отвлечь от этого факта всех вокруг. Но за давностью лет, выяснить истину не представляется возможным и песня живёт сама по себе и всегда получает искренний отклик в сердцах людей. Предлагаем всем желающим ознакомиться с «кубинской версией», от которой, несмотря на очень сложную аранжировку, в буквальном смысле не оторваться.
Не осталась в стороне от темы «Песен победы» и российская Госкорпорация «Росатом». У них уже лет пятнадцать существует движение под названием «Территория культуры Росатома», в рамках которого они поддерживают культурные учреждения городов, связанных с атомной энергетикой. Самым ярким, массовым и искренне полюбившемся большому количеству людей проектом стал музыкальный видео-проект «#10 песен», где выбрав десяток наиболее значимых для русскоязычного слушателя произведений, музыканты и певцы «атомных городов» сообща исполняют всенародно любимые шлягеры, попутно снимая видео.
К прошлой годовщине был подготовлен очередной сезон под названием «#10 песен Победы». Одним из самых ярких номеров стало исполнение «Пора в путь-дорогу» (сл. С. Фогельсона муз. В. Соловьёва-Седого). Эта песня изначально прозвучала в кинофильме о троице военных лётчиков «Небесный тихоход», вышедшей на экраны в 1945 году. И пусть победа в Великой отечественной войне была очевидна, но в тот момент большая часть страны жила в отнюдь не радужных условиях. Как известно, самым массовым видом искусства на тот момент являлось кино и «Небесный тихоход» был выдержан в духе позитивной комедии, где помимо долга Родине, главных героев не могли обойти ни любовь, ни дружба, ни военные приключения.
Вокальные конкурсы, несомненно, обладают рядом преимуществ для непосредственных участников сего действа. Особенно, конкурсы с такой медийной поддержкой, как «Голос. Дети». Однако, даже во взрослой версии этого конкурса, не только проходные участники, но и даже победители не застрахованы от забвения лишь только утихнет последняя нота финальной песни и погаснут софиты. Срабатывает побочное действие современного требования к тому, что «артист должен быть универсален». И вот мальчики и девочки, привыкшие выполнять любые поставленные задачи в формате от «западной фирмЫ» до «в траве сидел кузнечик», совершенно не могут самостоятельно прочувствовать суть столь профессионально выпеваемой ими песни, не говоря уже про свой личный образ, ведь «они просто любят петь» и «стиль не важен, если песня хорошая».
А вот мерило этой хорошести никогда не будет лежать в каких-то строгих рамках, ибо о вкусах не спорят. Но даже исходя из всего вышенаписанного, когда в «Голос. Дети» появился Данил Плужников, прошедший «слепой» отбор и занявший своё место в общем строе участников отнюдь не из-за жалости к своему физическому недугу, а именно благодаря таланту, стало ясно, что у него нет шансов не пропускать по настоящему через себя все песни, что он поёт. Одна из таких песен неожиданно была «Эх, дороги», сочинённая поэтом-песенником Львом Ошаниным и композитором Анатолием Новиковым в 1945 году. Крайне минималистичная по словам и очень простая мелодией, хотя и не похожая ни на какую другую, песня получила народную любовь, как только была выпущена на широкую публику. Практически все люди того послевоенного поколения единогласно называли её «финальной точкой войны». Сами авторы с удивлением говорили, что «в ней зазвенела какая-то необъяснимая, но верная нота времени» и «первая работа, в которой мы по-настоящему поняли трудность и счастье поиска песенного слова». На этом можно было просто приложить видео из популярного конкурса, но стоит отдавать себе отчёт, что как бы чудесно там не спели там дети — права выбора у них не было. Поэтому, более знаковым для Данилы Плужникова и его товарища по «Голосу» Дамира Нурутдинова, является их выступление в родном для Дамира городе Альметьевске, где уж точно «Эх, дороги» звучали, как искренний самостоятельный выбор под полную личную ответственность перед светлым праздником Победы.
Тот случай, когда уже никому не надо объяснять о какой песне идёт речь. Накануне нынешнего Дня Победы и в поддержку только что вышедшего военного фильма «Девятаев», о котором «Сенсаций. Нет» писали совсем недавно, был выпущен клип с песней «Любимый город» в исполнении Тилля Линдерманна. С точки зрения видео-продакшна — это очень качественная работа, а с точки зрения пиара — отличный коммерческий ход, однако ценность этого ролика совершенно в другом. В отличие от новых версий старых песен, о которых написано выше, здесь всё «как бы наоборот». Тилль Линдерманн известен своей несгибаемой творческой позицией. Немец по национальности, однако никогда не шёл на поводу мировых музыкальных тенденций, продолжая вещать своё музыкальное видение мира в виде группы Rammstein. Весь этот эпатаж, файер-шоу и прочие пафосные атрибуты стадионных артистов никоим образом не умаляют тот факт, что именно Rammstein — самое популярное явление музыкальной культуры Германии в мире, несмотря на всю брутальность образов и якобы неблагозвучный, на фоне общепринятого английского, немецкий язык. И вот тут случается ход-перевёртыш, когда состоявшийся современный артист со сложившемся же имиджем вдруг делает что-то традиционное без всего привычного, так сказать, бэкграунда.
Вряд ли получится узнать, действительно ли, как это описано в официальной легенде, мать Линдерманна любила напевать эту песню, когда маленький Тилль был ещё мальчишкой или это просто красивая сказка для массового зрителя, но можно сказать с полной уверенностью — песне «Любимый город», рождённой творческим тандемом Никиты Богословского и Евгения Долматовского ещё в 1939 году, дана вторая жизнь. Её напевают дети, привлечённые хайповой новостью, её напевают взрослые, на юность которых пришёлся первый мировой успех Rammstein, а из жизни более старшего поколения эта песня и не уходила вовсе. Складывается впечатление, что снова надолго быть ей на слуху своей мелодичной душевностью, в отличие от фильма к которому она должна была стать всего лишь рекламным аперитивом.