Вот уже больше года американские платформы, инстанции и госорганы раздувают щёки, запрещая свой контент в России. Срабатывает так себе, потому что отечественные пираты достаточно изобретательны. Видимо, поэтому в ход идёт вторая не самая удачная стратегия и весьма проигрышная тактика: зарубежные… товарищи, пытаясь запретить российский контент у себя, вносят популярные у молодых россиян платформы в список «пиратов». При чём тут релоканты и свобода слова авторские права в Вашингтоне, видимо, понимают достаточно хорошо.
В начале недели в «Коммерсанте» вышел материал о том, что ВК и Авито внесены властями США в список «пиратов» — компаний, которые отказываются удалять пиратский контент или нарушающие законы США, по мнению правообладателей из этой страны. Если отбросить шелуху из политического, и перейти к культурной сути, то новость заключается в том, что к странам, где по мнению американских властей актуальна проблема пиратства и контрафакта, торговое представительство США (USTR) также относит Китай, Индию и Турцию.
Российские же площадки обвиняются в невыполнении требований американских правообладателей, которые продолжают обращаться к ним за соблюдением своих интеллектуальных прав. Принцип «разделяй и властвуй» в действии. При этом и «ВКонтакте», и «Авито» оказывались в «печально известном списке», как его сами называют USTR, и годом ранее.
«Очень интересно, конечно, что список был пополнен российскими компаниями именно сейчас. Ну да ладно, будем думать, что это совпадение», — рассказала «Сенсаций.Нет» директор по развитию «Триикс Медиа» и основатель собственного PR-агентства MIP Digital Анастасия Миронова.
Кроме ВК (скорее всего, правообладателей раздражал сервис ВК Видео), из российских IT-сервисов в список попали торрент-трекер, файлообменник (нет, не Скайп, а Rapidgator) и библиотеки научной литературы LibGen и Sci-Hub. Также среди «распространителей контрафакции и пиратства» USTR упомянуло рынки «Дубровка» и «Садовод». А ещё ТЦ «Горбушкин двор» (пусть это уже не та самая «Горбушка», на которой в 90-е можно было купить любую кассету/диск с любым фильмом, — прим.ред).
«Россия долго, с трудом и зубовным скрежетом меняла законодательство в нулевые годы XXI века. Приняла новый том Гражданского кодекса, в котором были прописаны все эти авторские права и «контрафактные» нюансы. Закрывали целые сети магазинов (не без «крови», как говорится) и, в итоге, сами пользователи поняли преимущество легальной продукции перед контрафактом. Можно вспомнить ещё один «бонус» — вступление России в ВТО», — отметил главный редактор «Сенсаций.Нет» Александр Фролов.
И хотя из Всемирной торговой организации, несмотря на несколько попыток, нас так и не исключили, контрафакт всё же просачивается на рынок. Продюсер и эксперт по авторским правам Анастасия Миронова также рассказала, чем ещё для российских пользователей могут обернуться последствия «культурного сотрудничества» с западными структурами.
«Во-первых, наличие или отсутствие российских компаний в данном списке никаких прямых юридических последствий за собой не несет», — заявила она.
В общем-то это подтверждается тем фактом, что даже после ухода Netflix (один из популярных у янг-эдалт категории зрителей стриминговый сервис, — прим.ред) в начале 2022 года зрители обнаружили новые серии «Ведьмака» и «Чёрного зеркала» летом 2023-го на RuTube.
«Во-вторых, в настоящее время мы по-прежнему руководствуемся нормами международного права в части соблюдения авторских и других исключительных прав. А, следовательно, в случае предъявления исковых заявлений иностранными правообладателями в суд весьма вероятно, что при наличии необходимой доказательственной базы решение будет принято в пользу правообладателя. В-третьих, в каждой компании существует процедура рассмотрения входящих заявлений и претензий. Сроки данных процедур в коммерческих организациях, в отличие от госструктур, определяются внутренними регламентами самих компаний», — подчеркнула медиаменеджер Анастасия Миронова.
«Цифровые» эксперты СМИ, которые и сообщили читателям о внесении российских платформ в пиратский список, считают, что отнесение сервисов к «опасным» ресурсам-пиратам может быть связано и с недостаточным пониманием российского рынка западными исследователями.
«У ВК и Авито данные регламенты наверняка разработаны и все входящие документы проходят соответствующие процедуры», — отметила российский кинопродюсер Миронова.
При этом англоязычные пользователи социальных сетей с благодарностью относятся к российским платформам, на которых можно посмотреть любимые фильмы и сериалы, а также трансляции, как говорится, без регистрации и смс.
Но это вовсе не значит, что эти платформы поддерживают пиратство. Чего нельзя сказать о зарубежных стримингах и онлайн-кинотеатрах.
«На своем опыте я сталкивалась с отсутствием нормального взаимодействия с некоторыми международными организациями и полным игнорированием запросов именно от российских компаний по какому-то негласному указанию. В данном случае про злоупотребление и несоблюдение прав западные коллеги почему-то не вспоминают», — поделилась Анастасия Миронова.
Главред «Сенсаций.Нет» Александр Фролов, в свою очередь, напомнил:
«Звукозаписывающие компании решили «самовыпилиться» из наших сервисов, вроде «Яндекс.Музыки», «Звука» или того же ВК. Затем и киноделы решили сделать точно так же. А после всего этого безобразия наш бывший президент и бывший премьер-министр Дмитрий Медведев открыто, записав всё это на видео, призвал «пиратить» со словами «что хотели, то и получили. Мне кажется, что в таких условиях требования от западных правообладателей кажутся более, чем странными».