Алексея Серебрякова который день преследуют газетные заголовки. В основном осуждающие и грозящие карой, если не небесной, то вполне себе физической. Что такое мыслепреступление XXI века пытается объяснить главный редактор «Сенсаций.Нет» Александр Фролов.
Модно сейчас читать Джорджа Оруэлла, говорят. Подрастающее поколение прогрессивной молодежи ищет для себя в книгах английского писателя отражение окружающей нас действительности и, вроде, даже находит его. Правда, лично по моим ощущениям, не там, где надо и потому, что искать нужно было изначально в другом месте. Ведь как рассуждают? Вот Интернет, камеры везде, гаджеты, Эдвард Сноуден с его разглашением государственной тайны о тотальной слежке, Google, который знает наперед, чего ты хочешь, где ходишь, какие ботинки и куртку собираешься купить. Это у нас, значит, те самые «телекраны», которые одновременно за нами следят и, пропагандируя, мозг промывают. Большой Брат – ясно кто, беднейшие пролы – тоже понятно, двухминутки ненависти – любой центральный канал включи… Ну да, сходство, наверное, есть, но суть-то произведения «1984» совсем не в этом, а в том, что человеку запрещается думать, иметь собственное мнение и уж тем более его высказывать. Мыслепреступники — самые опасные, а где они? Недостоверная антиутопия получается какая-то!
И тут нам на помощь приходят родные социальные сети, видеохостинги, а вслед за ними и официальные средства массовой информации. Образы мыслепреступников нам в полном объеме предоставят, да еще и так, что будем ненавидеть людей даже не понимая, за что именно. Причем так, как ненависть, скандал, публичные оскорбления и преследования возведены в абсолют, нам будут «подкидывать» все новых и новых жертв.
За примером далеко ходить не надо: выступил парень в парламенте другой страны с довольно обычной для школьника речью о том, как плохо воевать и о мире во всем мире, кто-то прицепился к парочке спорных фраз в докладе и понеслось по соцсетям урезанное видео. Тут же бурление в этих ваших Интернетах замечено представителями прессы, для которых любой скандал – это хлеб насущный. Наш брат журналист в этом деле опытнее, знает куда давить и что показывать, а что нет, каких «экспертов» к обсуждению вопроса привлекать. И вот уже мы видим студию, показанные куски видео со спорными фразами, рвущего и мечущего лидера одной партии, депутата другой партии, историка, реконструктора. Или видим радиостудию, где вырванные из контекста куски зачитываются по бумажке с нужной интонацией гостям, видим переполненные эмоциями статьи, а потом вторая волна ненависти прокатывается по социальным сетям…
Или, например, отличный, молодой и, что показательно, российский режиссер снимает сериал о тех, чья служба «и опасна и трудна и на первый (второй, третий) взгляд, как будто не видна. А до этого он, значит, снял фильмы, якобы, о том «как все плохо в родной стране». Клеймо, ненависть, ярлык предателя, травля. Подхватывают журналисты, которые, мы помним, знают все болевые точки и, умело выхватывая куски сценария и отрывки из фильмов, продолжают за «разгневанных телезрителей» вершить правосудие над работником культуры…
Последним таким героем заголовков стал небезызвестный актер Алексей Серебряков. Травят талантливейшего артиста уже не в первый раз. Травят со смаком, с чувством толка, с расстановкой. Уже больше 100 заголовков статей и заметок видел по этому поводу (если честно, не открывая), а причиной явилось что? Правильно! Фраза, вырванная из контекста интервью не менее талантливому журналисту Юрию Дудю. И ведь не та фраза, заметьте, в которой он откровенно и честно высказывает свое мнение по поводу депутатов, принявших закон «Димы Яковлева», нет, а про «хамство, наглость»… и что-то там ещё. Удивительно, что вот именно эти слова Серебрякова стали пророческими, на него обрушилось именно хамство, наглость…
А я вот сижу сейчас, смотрю историю возникновения всего этого конфликта и понимаю, что выглядело это примерно так (по аналогии с приведенными выше примерами): Звонит депутату такому-то журналистка из газеты такой-то и между ними примерно такой диалог:
— Вы не смотрели Дудя последнего?
— Нет, еще не успел
— А там Серебряков был и назвал весь российский народ нехорошими словами
— Да вы что? Это который в «пятиколонном» Левиафане снимался? Ну все с этим понятно, вот, что я хочу по этому поводу сказать (говорит длинную пафосную речь)…
— Спасибо, я записала. Скажите, а вы какие-то меры предпримете?
— Я? Да я его в порошок сотру! Да я сейчас таких законов напишу, что он у меня вообще никогда и нигде сниматься не будет! Да я сейчас прокурору напишу, я президенту напишу!…
Так или примерно так, на мой взгляд, появился первый заголовок из серии «В Госдуме возмутились высказыванием Алексея Серебрякова». Все, господа, вентиль открыт, потоки фекалий вырываются наружу. Теперь, когда этот поток будет иссякать, поступят звонки другим «слугам народа», потом третьим. Потом поинтересуются у пресс-секретаря Президента. Потом на стороне Серебрякова начнут выступать различные колумнисты из тех изданий, которые не принято считать «пропагандистскими», эти же «независимые журналисты» будут брать комментарии у других деятелей искусства в защиту Серебрякова. Самого актера начнут призывать к ответу… Честно, я совсем не следил за всей этой историей и даже смотреть не хочу, ведь так было?
А у людей, читающих подобные новости, будет все это время складываться ощущение, что все эти высказывания и травля – элементы тоталитарного государства и наказание за мыслепреступление. Все, антиутопический мир, описанный Джорджем Оруэллом, окончательно оформился… И когда вы в этом убедитесь окончательно, возьмите и посмотрите интервью, вышедшее в программе «вДудь» чуть ранее — с великим когда-то журналистом Александром Невзоровым. Он себе позволял высказывания и похуже серебряковских. Он в интервью теорий заговоров настроил, обвинив попутно всех, кого ни попадя, и сделал это, на мой субъективный взгляд, намного жестче Серебрякова. Где заголовки? Где наказание мыслепреступника? Или, например, гость Дудя Данила Поперечный, которого я, например, до этого эфира знать не знал? Почему этого парня никто не травит за его высказывания? Или у нас одни мыслепреступники, а другие нет? Как там у Оруэлла? «Все равны, но некоторые равнее, чем другие?» Да нет же, господа, просто они – не всеми любимый актер, которого знают практически все поколения, на них «кликабельность» материала не сделаешь, вот и весь секрет.
И да, если кто-то еще уверен, что «государственным СМИ» дают установку, кого «мочить», а кого нет откуда-то «сверху», включите как-нибудь эфир программ «Полный Альбац» или «Невзоровские среды» на принадлежащей Газпром Медиа радиостанции «Эхо Москвы» и послушайте немного (много пропаганды никому еще на пользу не шло) – как это допустимо? Почему нет преследований за мысли?…