Дмитрий Месхиев в фильме «Свои» сумел показать войну, какая она есть, без спецэффектов, пафоса, героизма и деления на «черных» и «белых», плохих и хороших, врагов и товарищей, а главный герой, простите, нацистский староста деревни. Видимо поэтому этот фильм незаслуженно забыт сегодня.
Для начала нужно объяснить, что кинофильм «Свои» успели снять в то время (2004 год), когда трагедия Великой Отечественной войны не стала мейнстримом, способом пиара и продвижения товаров и не носила радостный, «шапкозакидательный» характер. Здесь нет пафоса и пропаганды, нет масштабных сцен, моря крови и радостных слез в конце, а вот поводов для глубоких размышлений, причем на простом, обывательском уровне, режиссер Дмитрий Месхиев дает очень много. Возможно поэтому это кино редко показывают по ТВ – в программе передач мы нашли его только в эфире НТВ 8 мая в полночь. Теперь рассказываем, почему, по нашему мнению, его важно и нужно смотреть и не только в дни празднования.
Скажем сразу: войны, как таковой, здесь зритель не увидит. Единственная масштабная батальная сцена заканчивается ровно на 7-ой минуте фильма и, уж извините, она показывает только разгром штаба Красной Армии нацистами и позорное бегство советских офицеров с последующей сдачей в плен немцам.
История плена и побега троих основных персонажей в исполнении Константина Хабенского, Сергея Гармаша и Михаила Евланова занимает еще 7 минут, а дальше и война и немецкие захватчики уйдут на второй план как фон, ибо настоящая история начинается, когда беглецы находят укрытие в сарае у отца одного из них – старосты оккупированной немцами деревни, которого играет Богдан Ступка.
— Как узнали, что нас трое?
— Полицай сказал
— Уже полицаи есть?
— Немцы – нация культурная
— И кто же удостоился такой «чести»?
— А те, кто пострадал от советской власти… Ну вот я.
-… Ты что, полицай???
— Бяри вышей. Староста…
Грань между «своими» и «чужими» стирается практически сразу же, а сюжет развивается вокруг очень не простых взаимоотношений между персонажами и не включая мозг смотреть дальше не получится. Все строится на мотивации, а она у героев обычная, простая, жизненная. Чекист, который по сути оказался в глубокой оккупации, да еще и под защитой однозначного врага народа, но остается верным советским идеалам. Главный полицмейстер, влюбленный в невесту беглого красноармейца. И сосредоточение всех этих мотивационных векторов – старик-полицай, который просто хочет защитить свою семью.
— Че-то я ничего не пойму, дед. По виду ты простой деревенский мужик…
— А не по виду?
— … Ты что, по-французски читаешь? Как узнал, что коньяк французский?
— По запаху!
Вообще, рассказать о сюжете без спойлеров не получится никак, но все элементы драмы о Великой Отечественной в «Своих» на месте, только не на том, где мы их обычно привыкли видеть. Есть здесь предательство и жуткая сцена братоубийства, есть элементы «партизанской войны», даже героическая гибель одного из главных героев в неравной борьбе с многократно превышающими силами врага присутствует, но основная линия все-таки посвящена любви и взаимоотношениям между такими разными героями. Режиссер не дает развернутые ответы на поставленные им же самим вопросы, их мы находим сами. Так же, как и определяем для себя, кто для нас «свой» и задаем сами себе непростые вопросы о том, как бы мы сами поступили на месте того или иного персонажа.
— Дочек надо выручать
— Придумка какая есть?
— Придумки нет. Есть два золотых царских червонца. Выкуплю?
— За два – выкупишь…
— … А ты чего стоишь, сынок? … Иди, сынок… Родину защищать….
Итог: Очень сильная психологическая драма о воне без сводящей скулы патоки и шапкозакидательного пафоса.
Вердикт: Смотреть однозначно