Про исполнителей одного хита на страницах «Сенсаций.Нет» как-то уже выходила статья. Но сегодня случай особый. Как водится, в простой на первый взгляд истории, всегда найдётся множество уточняющих деталей. Разбирался в них наш музыкальный обозреватель Василий Виноградов.
У каждой страны, без привязки к её международным связям с остальным миром, безусловно, есть свои примеры музыкальной культуры, имеющие успех на родине. Этот успех, зачастую, меркнет на фоне вроде бы обязательной мировой славы, к которой, как бы, должен стремиться каждый артист.
И быть может участники американской группы Eagles грустят, что на дискотеках и по радио всего земного шара много десятилетий подряд крутят только песню «Hotel California», но это не мешает им радовать новыми альбомами и концертами сотни тысяч поклонников в США.
Британская команда Status Quo, хотя и не получила столько народной любви в советском и постсоветском пространстве, как великая троица групп второго эшелона Sweet — Slade — Smokie, но всё равно была уважаема большинством рок-н-ролльщиков. Главной формулой успеха Status Quo однозначно была близость к простому народу: простые мелодии, короткие тексты и хлещущий через край драйв и отрыв.
Свою историю группа начала ещё в 1962 году, но нынешнее название обрела только в 1967. Настоящий успех к группе пришёл в первой половине 70-х, где Status Quo прочно занял нишу между более хард-роковыми Grand Funk Railroad и мрачными отцами хэви-металла Black Sabbath.
Группу не раз упрекали в примитивности, поскольку подход к написанию нового материала и концертным выступлениям не меняется уже больше сорока лет. Status Quo не остались в долгу и в конце концов в 2007 году даже записали альбом с названием «In Search Of The Fourth Chord» (в поисках четвёртого аккорда — англ.), что говорит о большом потенциале в вопросе самоиронии, но… Но речь будет о другом.
На фоне условной примитивности, а так же в странном факте отсутствия успеха в Америке, ни в коем случае нельзя сказать о том, что Status Quo обошёл успех. Безо всяких натяжек группу можно отнести в когорту «стадионных», ведь их востребованность в Европе, Азии, Австралии и на родине в Британии ничуть не уменьшилась за эти годы. Да и цифра в 118 миллионов проданных альбомов внушает серьёзное уважение. И ведь это только данные за 2008 год! А ведь сюда можно легко добавить цифру 32 — это количество хитовых альбомов (!), 28 из которых имели «золотой статус», а «всего лишь» 4 — «платиновый».
Но было бы это интересно хоть кому-нибудь в наше стране, если бы не «контрастный душ фактов» в лице самой известной для нашей страны песни «In the Army Now», давшей название целому альбому куда эта песня, собственно, и вошла.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что стилистика этого хита в корне отличается от того, что группа делала, как до 1986 года, когда вышла пластинка, так и после. Сложно понять, что заставило участников Status Quo мало того, что перепеть чужую песню и дать её название целому альбому, но и один-в-один «содрать» аранжировку с первоисточника. Возможной причиной стоит считать трёхгодичную паузу в выпуске студийных альбомов ввиду отсутствия вдохновения.
А первоисточником был голландский дует «Bolland-Bolland», состоящий из двух родных братьев Ферди и Роба Болландов, записавших пятью годами ранее сингл «In the Army Now», имевший успех в ряде европейских стран.
Весь альбом Status Quo носил пацифистский характер и, памятуя исторически сложившийся неуспех группы в США, лишний раз в в текстах песен норовил побольнее пнуть «дядю Сэма». Не удержались музыканты и от плагиата обложки, которая была практически скопирована с альбома «Conquest» (1980) легенд британского мелодического хард-рока Uriah Heep. Такой нетривиальный подход с выходом из зоны комфорта, конечно же был оценён миллионами людей во всём мире, но факты есть факты.
Однако, Status Quo пошли дальше и в 2010 году выпустили вторую версию этой песни, довольно цинично изменив некоторые строчки в угоду британской политике и в поддержку Армии Её Величества. Исчезли все намёки на Америку, зато появились отеческие нотки для поднятия настроения военнослужащих своей страны. Что ж, как говорится, на войне все средства хороши, да и деньги, как известно, не пахнут. Вполне себе англо-саксонский подход.
Как видно, в этой истории «прекрасно» всё: и оригинал, и перепевка, и все исполнители, и плагиат, и даже стадионы довольных поклонников. В очередной раз без осечек сработали две мудрости: первая (артистическая) «Работай на контрасте!», вторая (народная) «Будь в нужное время в нужном месте!».