Вряд ли наши «западные партнёры» могли предвидеть все последствия вводимых ими запретов на торгово-политические действия между Россией и США. А уж ответные контраргументы, порой, явились для них полной неожиданностью даже в таком виде деятельности, как музыка. Насколько от подобных действий пострадал процесс производства звукоусилительного оборудования разбирался музыкальный обозреватель «Сенсаций.Нет» Василий Виноградов.
Рассматривая мировую ситуацию с санкциями против России из-за производимой спецоперации на Украине и ответными контрсанкциями руководства нашей страны, так и тянет показать «западным партнёрам» отрывок из кинофильма «Свадьба в Малиновке», где бандит Папандопало задаёт сам себе сакральную фразу «Я себя не обделил?».
Чего только не пишут на животрепещущую нынче тему санкций. Прозападники предрекают России коллапс практически во всех отраслях производства, ура-патриоты беспрестанно кричат, что «импортозамещение достигло 200%!». Но есть ли золотая середина промеж этих полярных точек зрения? Крайне сложно объективно ответить на этот вопрос, поскольку великое множество факторов, по мере погружения в данную тематику, постоянно норовит сместить точку равновесия в ту или иную сторону.
Но вот рассмотрим такую не особо популярную тему, как музыкальное оборудование. И даже не всю этот сектор в целом, а только часть элементной электронной базы. Речь пойдёт об электро-вакуумных лампах, которые до сих пор используют в звукоусилительной аппаратуре.
Будем честны, данная деталь не является чем-то из списка первой необходимости, да и во многом, исходя из современных реалий технического прогресса, «тёплый ламповый звук» — пройденный этап. Мир давно вполне счастливо живёт на полупроводниковых технологиях, где элементная база (транзисторы, резисторы и так далее) старательно уменьшается в размерах и увеличивается в производительности готовых, несоизмеримо более компактных, приборов. Лампа — анахронизм, однако «Рынок решает!» и в классической аудиофильной технике, а так же в гитарных усилителях ламповая схемотехника всё ещё востребованная реальность.
И вот тут оказывается, что едва ли не самое мощное производство электро-вакуумных ламп находится… в России! Справедливости ради стоит сразу сказать, что на планете Земля этот вид продукции производят не только в нашей стране — есть один завод и в Европе, и один в Америке. Конечно же, в Китае тоже есть один завод. Однако известный мировой бренд «Electro-Harmonix» производится мощностями завода «Экспопул» в Саратове. Такое вот историческое наследие «кровавого Совка», правда без нюансов не обошлось.
В смутное время «святых девяностых», когда граждане России находились под гипнозом телевизионного лозунга «Мы все — собственники и от приватизации ждём только хорошего!», происходил тотальный передел рынка, на который хлынул плохо контролируемый поток иностранных товаров. Самым распространённым явлением был выкуп акций успешного предприятия у работников этого предприятия (живые деньги же! — прим. автора), а потом банкротство. Почему? А потому что акции скупали ставленники западных компаний, которые таким образом убирали конкурентов с того самого свободного рынка.
По другой дороге пошёл американец Майк Мэттьюс, который у себя на родине застал эпоху рок-н-ролла во всей красе. Пройдя путь нудной работы в офисе, а также не слишком удачно побыв в роли музыканта и организатора концертов, Майк обрёл успех в проектировании и производстве педалей гитарных эффектов под вывеской «Electro-Harmonix».
Приехав в Советский Союз первый раз ещё в 1979 году и поняв во многом самодостаточную доктрину промышленности СССР, Мэттьюс изменил свои первичные планы в поиске современных на тот момент интегральных микросхем (Не нашёл. Или не дали найти — прим. авт.) для продажи за рубеж, а приметил, что в Союзе довольно большое количество электро-вакуумных ламп высокого качества. Но затем у «Electro-Harmonix» начались проблемы, что привело в середине восьмидесятых даже к банкротству компании, однако исторический факт остаётся фактом — в 1990-м году Майк Мэттьюс повторно приехал в страну, чтобы найти качественного производителя ламповой усилительной техники, и самих ламп.
Принимая во внимание исторически сложный период, с развалом страны и переходу к дикой капиталистической рыночной экономике, стоит отметить, что практически всё задуманное Мэттьюсом в той или иной степени удалось. В стране стали массово производиться гитарные педали эффектов и даже гитарные усилители под брендом «SOVTEK». Эта продукция исправно поставлялась на западный рынок и довольно активно сметалась с прилавков, ввиду серьёзной дешевизны по сравнению с аналогичными изделиями мировых брендов, а так же удивительным уровнем качества, когда степень брака усилиями русских инженеров и сборщиков достигла рекордных 0%.
Но изначально саратовское НПО «Рефлектор», куда входило предприятие по производству электро-вакуумных ламп, включало в себя несколько заводов. В середине девяностых у производственного объединения начались проблемы и часть имущества, включавшее в себя цеха и оборудования электровакуумного производства были заложены в банк в счёт долгов.
Тогда-то Майку Мэттьюсу, как самому большому заказчику, и было сделано предложение выкупить предприятие, что он и сделал в 1998 году, потратив на сделку около полумиллиона долларов. И пусть эта сделка является абсолютной дикостью, ввиду своей смехотворной цены, но прозорливость Мэттьюса вызывает уважение, поскольку через несколько лет годовой оборот компании составлял не менее 600 тысяч долларов, а саратовские лампы начали ставить практически во все усилители мира. Качество, количество и доступная цена — лучшие козыри в вопросах продаж.
Ввиду специфичности продукции, а так же слабой конкуренции со стороны других производителей, фирма «Electro-Harmonix» неплохо пережила несколько российских финансовых кризисов, но военная спецоперация Российской Федерации по денацификации и демилитаризации Украины на данный момент изменила ситуацию. В качестве контрсанкций на санкции Америки и государств Европы, из России теперь нельзя экспортировать «трубки электронные с термокатодом, холодным катодом или фотокатодом» — те самые электро-вакуумные лампы.
Что же имеем в итоге? Продукция западных производителей мало того, что совершенно не демократична по цене, так ещё и не наличествует в нужном количестве. В доковидные времена срок поставок больших партий был регламентирован в «не менее полугода», в пандемию время ожидания увеличилось до года. Теперь же производители с готовностью отгрузят продукцию потребителям через…. полтора года.
Мощностей американской фирмы «Electro-Harmonix», чьё отделение по производству электро-вакуумных ламп находится в России, вполне хватит для обеспечения потребностей всего земного шара, но вспоминая название одного приключенческого фильма «И пусть весь мир подождёт!», не получается понять, зачем было пытаться отправить в суп курицу, несущую известно что. Слишком уж золотым получается бульон.