6 февраля в кинотеатрах стартует показ нового фильма Ренаты Литвиновой «Северный ветер». Это кинокартина с театральной предысторией и сериальным будущим, как обещает сама Рената. Некая масштабная сага о женском клане, в котором царит матриархат.
«Это было волшебное время, когда царил великий матриархат: женщины влиятельного клана правили на территории Северных полей и жили в ожидании любви… Они были всесильны, и любое их желание исполнялось, но в один миг все изменилось и начался хаос…».
Поначалу появляется ощущение, что всё это какой-то сюр, но когда погружаешься и вникаешь в суть, то понимаешь: это очень тонко и грамотно воссозданная интерпретация женского сознания в стиле гротескной пародии. Примерно такой сумбур и творится практически в каждой женской голове.
Главная героиня Маргарита в исполнении Ренаты Литвиновой — одинокая женщина, которая каждую минуту, каждый миг ожидает своего возлюбленного, о котором никто ничего не знает и которого никто никогда не видел. Ничего, как говорится, не напоминает?
Удивительно, как ярко Ренате удалось показать, что происходит в голове женщины. Как минимум, в мыслях и чувствах одной прекрасной дивы — самой Ренаты. Возможно, у неё получилось даже нечто большее, нежели то, что она изначально задумывала. Этакая фантасмагория женского сознания, сатирическое сочинение на тему жизни. Как и подобает гротеску, за внешним неправдоподобием и вымышленностью здесь кроется художественное обобщение. А неразрывная связь смешного и трагичного тянется на протяжении всей кинокартины.
По сюжету, в один прекрасный момент дом и поля, в которых живут герои, начинают гнить. Гнить без любви. И этот фильм, конечно же, о любви. Точнее, о её отсутствии. О том, как всё зарастает и гниёт без этого светлого чувства. Фильм о женском и не только одиночестве, приправленный нотками сарказма и тонкого юмора. С намёком на абсолютное принятие и безусловную любовь, которую можно ждать всю жизнь. А треки Земфиры Рамазановой подкрепляют восприятие.
При этом фильм безгранично красив, отдельное «браво» за выдержанность стиля Ренате, авторам костюмов, реквизиторам, художникам, сотворившим целый мир декораций, за трансформациями которого весьма интересно наблюдать. А также низкий поклон гримёрам и светохудожникам.
Фильм однозначно женский, в нём поднято очень много проблем, существующих в отношениях между людьми. Как преданно порой «любят» и сковывают своей безграничной любовью. О том, какую роль играет запах человека, его восприятие, внутренние травмы, и ещё много всего. А особенно красочно передаётся персонажем профессора Жгутика проблема безумной влюбленности в то, что «в силах» поменять, только бы чувствовать ощущение творца. И с какой лёгкостью это потом ускользает сквозь пальцы.
Неоднократно Рената подтрунивает и над отличным умением женщин лучше всех открывать шампанское и эрой матриархата, которая вряд ли когда закончится, и, возможно, ты уже и не вспомнишь, какие это ощущения: когда ты целуешь и тебя целуют…
Отдельный акцент делается на традиции клана — в фильме постоянно отмечают новый год, на который непременно должны собраться все члены семьи, иначе быть беде. Традиций в современных семьях становится всё меньше, и за этот пример создателям фильма особенный респект. Хорошо читается, как акцентируется внимание на трепетном отношении героев к семейному очагу и заботе о том, чтобы все были рядом, дабы этот самый очаг всегда горел.
Тем не менее, порой в сюжете теряется нить времени, восприятие смещается, но, похоже, что это сделано сознательно. Из-за некоторых несостыковок при просмотре бывает сложно что-то понять, но если делать скидку на вымышленный мир и традиционное отсутствие женской логики, то всё встаёт на свои места.
Временные скачки в фильме порой достигают 30 лет, главные героини практически не меняются внешне, происходят лишь внутренние трансформации. Но и здесь проглядывается отсылка к нереальности — к тому, что в душе нам всегда не больше 18. Да и ведьмы, как считается, не стареют. А вот избушка-то ветшает.
Финальный эпизод вносит окончательную ясность в то, что это действительно вымышленный гротескный мир, существующий лишь в чьей-то голове. Однако невольно узнаёшь там и очертания своего «жилища». И задумываешься: а как часто сама проходишь мимо, живёшь и тратишь своё время, чего-то ожидая, будто и у тебя есть эта привилегия — 13-й час. Ну или 25-й…
Восприятие может быть разным, каждый в этом фильме наверняка найдёт что-то своё, а кто-то, возможно, даже уснёт — как один из коллег в зале на пресс-показе. И не исключено, что некоторые сцены захочется «развидеть». Однако посмотреть эту кинокартину стоит хотя бы ради того, чтобы узреть ворону, прикуривающую сигарету, и чуть больше понять столь абсурдный женский мир.