18 февраля на экраны российских кинотеатров выходит довольно вольная экранизация сказки Петра Ершова «Конёк-Горбунок». Главный редактор «Сенсаций.Нет» Александр Фролов этот фильм долго ждал и потому сам «галопом» побежал в кинотеатр на пресс-показ, чтобы поделиться своим впечатлением от увиденного с читателями.
Давайте сразу расставим точки над «ё» — фильм по сказке, снят он скорее для детей, чем для взрослых, поэтому говорить о какой-то «глубокой актерской игре» или «раскрытии персонажей» я в этой рецензии не буду. Правда, судя по тому, что взрослые в зале хохотали намного чаще и громче, чем маленькие дети, пару слов об этом сказать все-таки, наверное, нужно будет.
Трейлер «Конька-Горбунка», вышедший еще в прошлом году, очень многих разочаровал. Кто-то увидел в нём «голливудщину», кто-то «перевранный первоисточник», кто-то даже намёк на «уровень ниже пояса» (это в кино для детей-то!?). Так вот ничего из вышеперечисленного я в творении режиссера Олега Погодина не увидел… Ну как? «Голливудовщиной», конечно, чуток попахивает, говорят персонажи, в отличие от оригинала, НЕ стихами, а намек на какие-то там половые взаимоотношения между персонажами все-таки есть. Один. И настолько незначительный, что дети точно не поймут, а взрослые тихонечко посмеются.
Пересказывать сюжет в таком случае нет никакого смысла — все мы помним его с детства и, в общем, практически в первозданном виде он до нас и донесен — Ивану-Дураку достался маленький, но очень шустрый и, главное, умный конь-недомерок, который помогает деревенскому парню найти должность при дворе царя, выполнять всяческие его каверзные задания и найти настоящую любовь.
Павел Деревянко подарил главному герою, то есть, коньку, не только голос и характер, но и свою внешность, что довольно уморительно смотрится на экране. Царь в исполнении ныне отбывающего наказание в колонии Михаила Ефремова — просто сволочь и самовлюбленный злобный старикашка. А вот самого Ивана сыграл молодой актёр Антон Шагин, который прям истинный дурак — царя любит и уважает, несмотря ни на что, готов подарить мир во всем мире, сделать добро ближнему своему в ущерб себе и очень уж наивно и по-детски смотрит на окружающую действительность. А уж после того, как влюбляется в Царь-девицу в исполнении Паулины Андреевой…
Впрочем, сюжет, как я уже говорил выше, знаком нам с самого детства. Чем могли удивить создатели нового кино? Давайте выделим четыре основных момента, которые отложились в подсознании после того, как прошли финальные титры:
- «Пасхалки»
Не то чтобы пасхалок прям очень много, но вот прямых отсылок к «Звёздным Войнам» Джорджа Лукаса чисто на глазок — аж три, к «Пиратам Карибского моря» — две, есть парочка персонажей, напоминающих современных деятелей шоу-бизнеса, есть завернутые в удобоваримую обертку юморные анахронизмы. Нужно отдать должное — с этим создатели фильма не перебарщивают, как, например делают их коллеги в цикле мультиков про «Трёх богатырей» (кстати, и к ним есть «пасхалочка») и про «Иван-царевича и Серого Волка».
2. Спецэффекты
На уровне. Видя бюджет картины в 760 млн рублей и картинку, получившуюся на экране, понимаешь, куда они ушли. Абсолютно шикарная Жар-Птица, прорисованный Горбунок с лицом Деревянко и его мама — белая кобылица. Огромный остров-кит и его глубокая ноздря с «подсветкой» то ли из «Чужого», то ли из «Матрицы», неприступный замок Царь-Девицы и ледяные ловушки — все это очень детально и убедительно выглядит на большом экране и притягивает взгляд.
- Юмор
Нужно помнить, что оригинал в изложении Петра Ершова, написанный в начале XIX века является едкой сатирой для того времени в адрес царя и церкви. Мало того! Произведение пытались запретить и несколько раз подвергали цензуре… Ну ладно, есть элементы сатиры и в современной версии. Одна фраза героя Михаила Ефремова: «Дожили! Теперь конюхи решают, когда у нас день, а когда ночь!» вызвала бурные эмоции в полупустом зале кинотеатра во время пресс-показа. А это говорит о многом. Причем, как уже было сказано выше, взрослые смеялись на просмотре намного чаще детей. Юмор и стаира здесь здоровые, без перегибов — вполне себе на семейном уровне.
- Музыка
Но самое главное в новом «Коньке-Горбунке» — это, конечно, музыкальное сопровождение. Оно как бы дополняет предыдущую подглавку про юмор. Каждая мелодия в фильме несет свой смысл и стоит на своем месте. Если Жар-Птица просыпается и озаряет все вокруг, то это «Утро» Эдварда Грига, если она же гонится за своими похитителями, то «Цыпленок жареный», если Конёк-Горбунок куда-то несется во весь опор — «Полет Шмеля» Римского-Корсакова, если бредовый кошмар царя, то… «Скибиди» от группы Little Big…
И ведь даже боишься перечислять все это великолепие, потому что тут можно и «соспойлерить», что называется… В общем, за грамотный и тонкий подбор музыкальных композиций создателям «Конька-Горбунка» — твердая пятёрка.
ИТОГ: Очень красивая и довольно смешная комедия на тему сатирической сказки Петра Ершова в которой, кажется, все на своих местах — и актёры, и юмор и, главное, музыка.
ВЕРДИКТ: Смотреть всей семьей и, желательно, на большом экране — уж больно спецэффекты в фильме красивые.
P.S. Ну и напоследок. Для тех, кому просто необходимо все сравнивать с книжным форматом, хотелось бы напомнить: кино и литература, а также скульптура, балет и художественная ковка являются разными видами искусств и сравнивать их — моветон.