Экспертное сообщество при Роскомнадзоре подготовило доклад о достоинствах и опасностях «метавселенных». О том, что это вообще такое, почему все не так страшно, как на первый взгляд, и какое нас ждет «цифровое будущее», разбирался корреспондент «Сенсаций.Нет» Александр Чаусов.
Российские СМИ сегодня пишут о том, что «В Роскомнадзоре начали изучать риски развития метавселенных». Это новость о том, что Научно-технический центр при Главном радиочастотном центре (ГРЧЦ), который в свою очередь входит в структуру Роскомнадзора, подготовил доклад о рисках в цифровом пространстве.
И вполне понятно, что определенная часть российского общества напряглась по поводу того, что Роскомнадзор в очередной раз собрался что-то запрещать. Запрещать, при этом, что-то крайне непонятное под названием «метавселенные». Но явно же, «жить станет сложнее», особенно в Интернете.
А потому, наверное, стоит пояснить, о чем вообще идет речь, что это за доклад такой, и что может сделать Роскомнадзор в связи с его публикацией (спойлер – даже по мнению докладчиков, примерно ничего).
Начать, однако, стоит с ключевого термина. Явление «метавселенной» характеризуется в Сети множество определений. Вот некоторые из них:
— постоянно действующее виртуальное пространство, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары, с помощью технологий виртуальной реальности. Взаимодействие может происходить с помощью различных технологических приспособлений, как с помощью традиционных персональных компьютеров, так и с гарнитурами виртуальной и дополненной реальности.
— конвергенция физической, дополненной и виртуальной реальности в общем онлайн-пространстве. Пример взаимодействия метавселенной и реального мира — фильм «Первому игроку приготовиться».
— виртуальная реальность, параллельный мир, куда планируется перенести сайты, поисковики, приложения и их экосистемы. Мы будем присутствовать в метавселенной, создавать свои метамиры и взаимодействовать с объектами в качестве виртуального 3D аватара.
Это похоже на фильмы «Матрица», «Аватар», «Главный герой», а также на роман Нила Стивенсона «Лавина» 1992 года. К слову, Стивенсон и придумал термин «Метавселенная».
Если же говорить применительно ко дно сегодняшнему, то «метавселенная» — это такая цифровая среда, в которой, как в Греции, «все есть». Игры, магазины, медицина, работа и учеба. При этом, такая цифровая среда через технологии «дополненной реальности» еще и выходит, собственно, в реальное пространство.
В этой части, кстати, город Москва с его программой «Умный город» входит в топ мировых лидеров. И если ко всему уже имеющемуся цифровому хозяйству российской столицы «прикрутить» некое единое виртуальное пространство, где человек сможет учиться-работать-покупать и продавать-получать медицинские консультации-записываться в очередь в поликлинику и осуществлять многие иные функции, сопряженные с реальностью, то та самая метавселенная в хрестоматийном виде и будет реализована.
Если уж совсем упрощать, то портал «Госуслуги» — это такая российская бюрократическая «метавселенная». Если бы еще робот с этого портала кричал вам на запросы противным голосом: «в очередь встаньте, вас много, а я одна!», а некоторые пользователи, которые находятся одновременно с вами на этом портале, слали вам запрос «мне только спросить», то, наверное, это можно было бы назвать уже и полноценной метавселенной.
Из того, что еще можно назвать «прото-метавселенной» вспоминается компьютерная игра, она же социальная сеть, она же огромная площадка для самого нетривиального бизнеса Second Life 2003-го года выпуска, которая живет и процветает и поныне.
Нужно отдать должное докладчикам из Научно-технического центра ГРЧЦ, начинают они свой доклад как раз с достоинств метавселенных. К слову, написан он понятным и доступным языком, да и не слишком велик в объеме, так что с ним может ознакомиться и понять его практически любой обычный пользователь, что мы и советуем вам сделать.
Однако, вполне понятно, что там, куда приходит реальная жизнь и реальные человеческие взаимоотношения, приходят и разного рода девиации. От банального психологического насилия, которого и так вагон в нынешних социальных сетях, до преступности, в том числе и организованной.
Есть еще и момент с налогообложением и товарооборотом. На котором авторы доклада несколько раз делают особый акцент. Если упрощать, то торговля в метавслеленной выглядит так:
«Данные и цифровые активы из разных платформ совмещены: можно пользоваться вещами из Counter-Strike и Fortnite, покупать машину из Need for Speed и продавать ее друзьям на Facebook».
Но кто, как и по законам какого государства будет облагаться налогом с этих продаж, если речь идет о глобальной метавселенной, которая будет объединять миллионы людей из самых разных государств, это большой вопрос.
Ну и поскольку информационная среда в первую очередь воздействует на психику пользователей, то понятно, что растёт и риск «съезда кукухой» многочисленных потенциальных пользователей. Особенно детей и молодежи. А пользоваться метавслеленными будут потому, что это очень удобно.
Но что в итоге предлагают докладчики делать в сложившейся ситуации? А ничего, поскольку доклад не об этом. Он про достоинства и риски этого грядущего этапа уже воцарившейся в мире цифровой эпохи.
Более того, эксперты подчеркивают:
«На сегодняшний день не ясно как будут осуществляться законодательные инициативы в метавселенной и правовая юрисдикция, в связи с отсутствием физических границ. И как следствие отсутствие ответственности за действия. При этом цифровая природа действия в метавселенной, преобразуется в личные, биометрические, финансовые и даже эмоциональные данные».
В переводе с экспертного на русский это означает «ничего тут особо не поделаешь». И это действительно так. На сегодняшний день есть и даркнет, и цифровые преступники самых разных мастей, а также прочие патологии Сети.
Просто сейчас ваша метавселенная – это ваш компьютер с доступом в Интернет и огромным количеством ярлычков на мониторе. Когда глобальная метавселенная появится на практике, разница будет ровно в том, что на вашем компьютере останется только один ярлык, за которым будет «утрамбовано» все, что вам нужно и не нужно. И беречься от того, что не нужно в первую очередь придется самому пользователю все теми же старыми добрыми методами «цифровой гигиены» и очень четкого контроля того, какую информацию и кому предоставлять. Особенно, если это касается персональных данных.