Мультфильм, который во всем мире вышел еще в октябре, наконец добрался и до российских кинотеатров. Наш корреспондент Светлана Огнева в своем обзорном материале рассказала о мультфильме «Душа», в котором есть все, что нужно для приятного просмотра — поиски смысла жизни, поиски предназначения, джаз и максимальная душевность.
21 января 2021 года в кинотеатрах России впервые покажут новое захватывающее путешествие, проводником в котором выступят компании «Disney» и «Pixar». Аниматоры приглашают зрителей в иной мир, где зарождаются личности и решаются самые главные жизненные вопросы.
Идею этого уникального мира режиссёр фильма Пит Доктер, по его словам, вынашивал целых 23 года, заложив в её основу свой собственный опыт: «…Я всегда чувствовал, что настоящая жизнь – это нечто большее. Какими бы масштабными и успешными ни были наши проекты, иногда суть скрывается в крошечных, незаметных вещах». И эта мысль хорошо читается на протяжении всей кинокартины, которая получилась самым простым ответом на волнующие многих вопросы.
По сюжету главный герой, Джо Гарднер, – руководитель музыкального коллектива в средней школе и страстный поклонник джаза. «Больше всего на свете Джо мечтает стать профессиональным пианистом, – рассказывает режиссёр. – Когда ему выпадает редкая возможность сыграть с одной из величайших звезд джазовой сцены, Джо ощущает себя на седьмом небе от счастья».
И тут-то начинается самое интересное — героя захватывают головокружительные приключения, в процессе которых он находит ответы на все свои главные вопросы. На пути к неожиданным изменениям в самосознании Джо сопровождают весьма разнохарактерные персонажи – талантливые музыканты, сильная мать и её верные подруги, юные души, кураторы и даже кот-терапевт.
Сорежиссер Кемп Пауэрс считает, что главный герой не одинок в своем судьбоносном поиске: «Он такой же, как и все мы. Думаю, любой человек порой задаётся вопросом, действительно ли он делает то, что должен делать. И в какой момент приходит пора отказаться от цели, которую так долго преследовал?»
При просмотре этой картины и правда задумываешься, как часто мы вопрошаем — на что тратим время, на ту ли работу ходим, то ли предназначение исполняем? Порой ведь мы всю жизнь проводим в поисках какой-то одной искры, которая должна нас зажечь, тратим всё на самую главную цель и миссию, а есть ли в этом особый смысл?
Чувствуется, что режиссёр не раз задавался этим вопросом. «На каждого человека, уверенного в своем предназначении, непременно найдется кто-то, понятия не имеющий о том, что именно он должен совершить» — говорит Пит Доктер.
Сюжет этого анимационного фильма настолько проникновенен, что западает в самые глубины души. Однозначно понимаешь, что режиссёр его прожил, прочувствовал, выносил, вложил в это произведение частичку самого себя. «Помню, однажды катался на велосипеде и остановился, чтобы сорвать малину, – продолжает автор. – Созревшая на ярком солнце, это была лучшая малина, что я когда-либо пробовал. И до сих пор я отчетливо помню этот, казалось бы, совсем незначительный момент. Почти любое мгновение нашей жизни может быть тем трансцендентальным моментом, который определяет, почему мы здесь. Наш фильм о том, как перестать фокусироваться на чем-то и начать думать более масштабно – что жизнь может предложить нам и что мы можем предложить ей взамен».
А что, если смысл жизни и заключается в самой жизни? Всё ведь имеет смысл ровно до тех пор, пока ты живой. И что, если наше предназначение в том, что мы в первую очередь живём, а как — это уже второй вопрос?
Авторы фильма выдвигают предположение, что вполне возможно, смысл вовсе не в том, чтобы реализовать свою конкретную мечту. «Мы не хотели, чтобы наш фильм заставлял зрителей думать, что человек обязан иметь какую-то особенную грандиозную цель в жизни, – отмечает продюсер Дана Мюррей. – Это кино для всех, каждый может увидеть в нем что-то своё».
В кинозале стояла абсолютная тишина, когда в кульминации фильма главная идея раскрывалась будто тянущийся к солнцу цветок.
«Что наполняет нашу жизнь смыслом – взаимоотношения, наслаждение моментом? Можно замечательно беседовать, а после выпить чашечку отличного кофе, но появляется ли больше смысла, если объединить это? В нашей истории нет фокуса на чем-то одном, на семье или отношениях. Похоже, что абсолютно все имеет значение», – делится глава отдела раскадровки Кристен Лестер.
«Я живой, пока чувствую, а счастье в мгновении» — будто кричат с экрана создатели. Сколько всего прекрасного в мире, и как много прелести в простых моментах. С тобой или без тебя жизнь будет продолжаться, но только уже не твоя. Мало кому даётся второй шанс, так что имеет смысл использовать первый по полной, живи здесь и сейчас — читается в каждом кадре этой анимационной картины.
Не просто так здесь ключевым моментом выбран джаз. «Я отрываюсь от земли, лечу…» как поётся в известной песне. Когда ты растворяешься в музыке, танце, живописи или каком другом любимом деле, ты действительно паришь над реальностью, будто выходишь в некий астрал, где отключаешься от всего сущего. А джаз — это самая что ни на есть живая импровизация, полёт души. Это ритмы, отличные от многих других, которые в исполнении под силу далеко не каждому, да и не всем понятны. Главный герой, джазмен Джо Гарднер, так описывает свои ощущения:
«Вот как всё началось. В тот самый момент, когда я влюбился в джаз. Только послушайте! Мелодия – это лишь начало, понимаете? Музыка – вот истинная причина, что позволяет обрести настоящего себя».
Конечно же, Disney и Pixar, помимо глубокой идеи, радуют отличной графикой, и весьма приятно видеть в картине переведённые на русский язык надписи. Отдельно же невозможно не отметить щепетильно прорисованную пластику героев. Абсолютно переданы характеры каждого — не каждый актёр так сможет сыграть. По словам создателей, музыкант Джон Батист, записи игры которого стали основой для аниматоров в создании пластики главного персонажа, показывал художникам, какие яркие эмоции может выражать исполнитель. «Я просто увлеченно играл и был самим собой, – рассказывает он. – Удивительно, как им удалось так точно ухватить и передать Джо пластику моего тела. Эти парни просто гении!» Действительно, графическая интерпретация поражает своей ювелирностью. И звуковое сопровождение не отстаёт, аккуратно вписываясь в атмосферу.
Этот фильм однозначно падает в мою копилку тех, что я с удовольствием посмотрю ещё не раз. Из него можно вывезти вагон и маленькую тележку ключевых мыслей и фраз, а притча об океане и вовсе отвечает почти на все вопросы. Это творение так увлекает своей глубиной, что в какой-то момент даже забываешь, что ты смотришь как режиссёр, корреспондент, и что надо ещё что-то потом написать, как-то отозваться. Хочется не затягивать тугую мысль и не растекаться умом по древу, а просто лишь наслаждаться каждым кадром. Ведь жизнь — ни до, ни после, она здесь и сейчас, в летящих с неба снежинках, в покусывающем нос морозе, в каждом вздохе, в каждом моменте.
Если вдруг ты заблудился, подзабыл, кто ты есть, то это произведение однозначно для тебя. Как и всё в мире. Ну а для кого же ещё? Сама жизнь и есть наше предназначение, мы призваны, чтобы жить, и только нам выбирать, как. А самый главный наш навык — это способность «отлично джазовать».