Люди делятся на две категории – на тех, кто безусловно любит творчество Квартета И во всех его проявлениях, и тех, кто в той или иной мере смотрит на них скептически. Их новая лента «О чем говорят мужчины. Продолжение» порадует первых и даст хорошую почву для критики со стороны вторых.
Скажем сразу, потраченных денег на поход в кинотеатр совершенно не жалко. Впрочем, без потерь в восприятии можно дождаться появления фильма в сети и посмотреть его дома — как и в предыдущих двух фильмах, теперь уже трилогии, чтобы получить удовольствие от просмотра, большой экран не требуется.
В целом «Продолжение» оставляет хорошее впечатление, впрочем, как и все работы Квартета. Трилогия смотрится довольно цельно. В первом фильме друзья, преодолевая трудности, все-таки собираются вместе и едут в Одессу, по пути размышляя над философскими вопросами, характерными для среднего возраста. Во втором фильме они останавливаются – действие фактически ограничивается одним местом. В нем меньше динамики, больше сложных вопросов, герои как бы еще немного постарели, остепенились. Это одна из главных причин, почему этот фильм вызвал меньше восторгов у достопочтенной публики.
В третьем фильме Квартет возвращается к жанру «роад-муви», видимо, пытаясь оживить повествование, однако фильм вышел не таким наполненным, как первые две части. Квартет попытался повторить успех первой части, но изначально заданной высокой планки, на этот раз, достичь не удалось. На фоне первого фильма третья часть смотрится пустовато. Не хватает глубины философии, обилия шуток, коих, впрочем, достаточно для комфорта. Есть сложности с самим сюжетом — на этот раз все довольно просто и прозрачно, нет того напряжения, в котором Квартет И держит зрителя в предыдущих лентах. За счет этого «Продолжение» можно считать самой слабой частью трилогии. Но при этом фильм смотрится не без удовольствия – это добротная интеллигентная комедия с претензией на философские высказывания, простенькое, доступное широкому кругу зрителей. Взыскательный искушенный зритель, конечно, может покрутить носом, но все же просмотр оставляет положительные впечатления.
Сюжет фильма максимально прост: Камиль, без лишних экивоков, быстро и ненавязчиво предлагает друзьям вновь отправиться в путешествие, чтобы развеяться. На этот раз в Питер. Друзья без лишних слов соглашаются и довольно быстро оказываются в скоростном поезде. Кстати, те кто часто путешествует между Москвой и Петербургом, заметят, что вместо Сапсана, действие происходит в Ласточке, которая не курсирует между столицами. Не без приключений друзья добираются до Северной столицы, там понемногу набираются в барах. На этом, в общем-то повествование и заканчивается.
В качестве дополнительных линий сюжета выступают проблемы, с которыми сталкиваются герои на текущем этапе своей жизни, о которых мы узнаем в экспозиции, в самом начале фильма. Саша хочет взять крупную сумму в долг на новый проект у своего друга-одноклассника, а ныне успешного бизнесмена, который мучается мыслью, что не выручил друга. В итоге, после бессонной пьяной ночи, проведенной в ресторане у Исакия, в ожидании Саши, он даже дарит эти деньги, но уже утром, протрезвев, от этой идеи отказывается. Леша становится лицом семейных проблем (кстати его дочь, которая «покакала», заметно подросла) , но основная его беда в том, что он не поехал к родственнику дяде Боре, за что его в мыслях кошмарят родители. У Славы снова проблемы с женщинами, вернее с одной – его пассия в два раза моложе его. Камиль же побывал в больнице, где ему могли вынести (или вынесли?) печальный диагноз.
Интересно проследить, как менялась риторика героев на протяжении всех трех фильмов. Вначале перед нами герои средних лет, которые пытаются разрешить свои проблемы, а иногда начать «хотеть что-то хотеть». Второй фильм, как уже сказано выше, посвящен вопросам более сложным и глубоким, диалоги более наполненные, юмор суровее. Здесь движение излишне – достаточно просто собрать всех друзей вместе, а быстротечность времени и приближающаяся старость показаны более отчетливо. В третьем фильме мы встречаем стареющих героев, этой теме уделено довольно много внимания.
Вторая главная тема новой ленты – поиски счастья. Его друзья пытаются нащупать в своих диалогах. Собственно фильм и завершается призывом к зрителю быть счастливым, или хотя бы счастливее. Еще одна неявная тема, над которой рассуждают создатели фильма, посвящена дружбе. В чем она заключается, что связывает людей, зачем они вместе и зачем нужны друг другу. Наиболее ярко это показано на отношениях Саши и его друга-бизнесмена.
Из относительно негативных моментов стоит упомянуть обилие продактплейсмента. Его действительно очень много, неприкрытого и с перебором в духе молодого Бекмамбетова. Причем иногда вплетение открытой коммерческой составляющей в тело фильма выглядит остроумно и элегантно, но зачастую это сделано довольно топорно.
Шутки, в целом хороши, есть над чем посмеяться, но все же «Продолжению» далеко до сакраментального юмора первой части, который ушел на цитаты «в народ». Но, как говорилось выше, обошлось без пошлятины, хотя иногда складывалось ощущение тенденциозности, да и сами шутки порой не блистали оригинальностью и новизной.
Отдельно нужно остановиться на актерском составе. Помимо старой гвардии: Леонида Каневского, Татьяны Догилевой, в одном эпизоде фильма засветился миллиардер Михаил Прохоров в истории про деньги. Но это, пожалуй, лишь забавное лирическое отступление.
С точки зрения сюжета, не хватило кульминации. Во время путешествия с героями не хватило активного действия в Северной столице. Однако повествование обрывается не слишком резко, из фильма зрителя выводит эпилог, в котором один из героев рассказывает, как разрешатся проблемы друзей в ближайшем будущем.
ИТОГ: Мы увидели добротную картину, которая стоит на голову выше обычного комедийного «полуфабриката», которое нам предлагает «российское кино». Перед нами привычный Квартет И. Далеко не лучшая, но вполне «съедобная лента», не вызывающая отторжения.
ВЕРДИКТ: смотреть однозначно.