Невероятно, но факт! Белорусский ансамбль «Песняры» не только существует, но и продолжает выпускать новые релизы. Возможно, в наше время кто-то даже называет белорусов «фолк-роком» или «этно-панком», правда, будем честными, от названия стиля сама музыка не становится хуже или лучше. Музыкальный обозреватель «Сенсаций.Нет» Василий Виноградов одним из первых послушал новый релиз и делится своими впечатлениями с читателями.
От редактора: Не мог не вставить пару фраз перед рецензией на новый альбом ансамбля «Песняры». Несмотря на то, что мои музыкальные вкусы далеки от творчества советских ВИА, белорусские ребята как-то плотно вошли в плейлист и совсем не песнями про Белорусское Полесье и Алесю или Яся, который косил клевер (известную по одной из серий «Ну, погоди!»). У них много, скажем так, «не попсы» и потому выход нового альбома даже меня, старого металлиста, одновременно и порадовал и удивил. Нашему музыкальному обозревателю Василию Виноградову, помимо всего прочего, удалось пообщаться с самими легендами белорусской эстрады, и это интервью мы опубликуем на «Сенсаций.Нет» чуточку позже.
«Песняры — Ты приди ко мне каханнем» («Ты приди ко мне любовью» — белорусский язык)
Самое глупое, что можно сделать при прослушивании нового альбома любого заслуженного музыкального коллектива — это надеяться на то, что там будут привычного вида хиты. Время неумолимо и, как ни пытайся мысленно возвращаться в эпоху «первой вспышки» внезапной для всех популярности «Песняров», — это будет прошлое, которое не получится изменить, даже наверняка зная, как можно было сделать лучше. Пора смириться с потерей основателя ансамбля — величайшего Владимира Мулявина и, сберегая память о нём, признать, что нынешние «Песняры» не только хранители традиций, но и их (традиций) продолжатели. В новом альбоме нет ни «Вологды», ни «Беловежской пущи», ни даже «Рушников» с «Завушницами», но есть что-то новое, что в который раз подтверждает: «Песняры» живы, пока они поют!
«Белае сонца» (белое солнце — бел. яз.)В эпоху, когда формат музыкального альбома, как уверяют нас масс медиа, устарел, как ни крути, всё равно приходится крайне тщательно подбирать «открывашку» — песню, которую слушатель услышит первой. «Белае сонца» — однозначно верное решение. Автором текста, музыки стал Сергей Горбацкий — гитарист «Песняров». Он же, кстати, поёт первый куплет, уступая потом очередь другому солисту ансамбля — Олегу Железнякову. Надо ли говорить, что припев эти позитивные белорусы поют уже хором? А сама песня повествует о простых человеческих радостях, когда тебе улыбается красивая девушка, когда здоровы твои близкие, когда единение с природой даёт силы, а белое солнышко сверху греет своим теплом и заливает светом. Более того, переведи «Песняры» эту песню, скажем, на правильный (без потери смысла, разумеется!) английский и поставь её хотя бы раз на каком-нибудь американском Национальном радио с пометкой «новинки кантри-рока» — она бы (песня) нисколько бы там не затерялась, а, может быть, даже зависла на пару недель в первой десятке хит-парада. Восприятие хорошей песни границ не имеет — это давно известно.
«Мы не сутсренэмся» (мы не встретимся — бел. яз.)Эта песня была выпущена отдельным синглом, и на неё был снят очень проникновенный клип (на нашем сайте «Сенсаций.Нет» была опубликована первая в России рецензия на это, без сомнения, выдающееся произведение).
И вот тут хочется отдельно заметить, что есть «стихи», есть «тексты песен», и далеко не всегда можно между ними поставить знак равенства, но если такое случается, то разница одного от другого становится, как между глобусом и планетой Земля. И знаете: «Мы не сустренэмся» — тот самый случай! И если музыкальная составляющая — это заслуга довольно большого количества людей и, как ни крути — коллективный труд, поскольку кроме самих «Песняров» тут участвует и Президентский оркестр республики Беларусь, да и непосредственно композитору Владиславу Мазуркевичу стоит пожать руку за такой полёт вдохновения. Но не будь в основе песни стихотворения по-настоящему признанного народного поэта Рыгора Бородулина — такого мощного эффекта бы точно не получилось бы. Как когда-то, когда звезда «Песняров» только зажглась, руки сами тянутся к словарю, чтобы перевести текст и понять, о чём же поют таким обволакивающим пятиголосием эти белорусы! Бородулину удалось почти невозможное для музыкальной культуры постсоветского пространства — написав стих о любви, не удариться ни в бездонный депресняк, ни в приторное веселье, совместив чувство светлой грусти с надеждой на что-то лучшее.
В какой-то момент при прослушивании песни возникает опасение, что в обычном концертном исполнении не получится достичь того грандиозного эффекта, как в снятом стильном монохромном клипе, где волшебного объёма к восприятию добавляет симфонический оркестр. Пусть даже так и будет, но с убавлением масштаба звучания хорошая песня хуже всё равно не станет.
«Только мы»
И снова нашему вниманию личное творчество «Песняров», а именно солиста-гитариста Олега Железнякова, который выступил автором и текста, и музыки.
Песня оставила двойственное ощущение. С одной стороны, к песне однозначно применён коммерческий подход, особенно это касается кропотливой вылизанности звучания. Белый стих текста песни тоже не блещет оригинальностью и посвящён беспроигрышной теме любви. Однако, положа руку на сердце, нужно сказать, что уровень произведения всё равно остаётся довольно высок, и в какой-то момент с удивлением обнаруживаешь, что, оказывается, белый стих нисколько не цепляет слух какими-то шероховатостями (их нет!), ритм-секция только на первый взгляд играет просто, а гитарное соло выдержано в стилистике Стива Вая.
Что имеем в итоге? Самое лучшее применение этой песни — первый танец молодожёнов на свадьбе. Идеально и по темпоритму, и по содержанию слов, и, в целом, по ощущению.
Вот такая вот неоднозначная оценка. Возможно, виной этому компоновка альбома, когда две среднетемповые песни подряд воспринимаются, как неверный ход в компоновке альбома, ведь подбор порядка произведений именно на альбоме — вещь архиважная. Да и после двух по настоящему «убойных треков» в начале пластинки любая третья песня будет восприниматься на ступеньку ниже, но всё равно это качественно и приятно слуху.
«Письмецо»
Снова произведение автора «со стороны» (музыка и слова Е. Чалышева), которое «Песняры» только и могут, что сделать лучше, чем оно есть изначально. По стилистике песня выдержана в духе современного городского романса, но звучание всего ансамбля, конечно же, делает звуковую палитру гораздо богаче. Проникновенный голос ещё одного солиста ансамбля — Игоря Дударчика, возможно, ввиду молодости последнего воспринимается не как любовная лирика, а как если бы сын спел для мамы её некую любимую песню, которая максимально совпадает с историей её жизненного пути. Простые и душевные слова припева уже к середине припева наверняка заставят подпевать зал и наверняка отправят песню «в народ», который однозначно будет благодарен за такой подарок.
«У старого пана»
Первое, что обращает на себя внимание — это очень современный звук, смещённый в сторону музыки «соул». Сомневаюсь, что авторы (музыка Н. Потрусов, слова Е.Ширина) задумывали её изначально именно так, но тут стоит повториться — «Песняры» могут только улучшить песню, чем бы в начале она не была. Но вернёмся к современному саунду. Вся эта соул-новизна особенно заметна в центре песни на гармоническом (совместно с флейтой теперь уже бывшего участника «Песняров» Александра Жиха) вокализе, душевно исполняемом солистом Артёмом Михайловым. Впечатления усиливают хитрые, но крайне уместные и стильные сбивки ритм-секции в лице бас-гитариста Сергея Бойка и барабанщика Юрия Туровца, а так же гитара с эффектом «вау-вау» на хоровой финальной «проходке». Первая строчка про «пана, у которого молодая жена» сразу настраивает на интерес, чем же закончится эта история к концу песни, но это лучше узнать самостоятельно, прослушав внимательно этот номер до конца.
«Зорка-зарачанка» (Звезда Зорочанки — бел яз)
И снова оркестр! И вот тут «Песняры» раскрываются так, как положено им исторически. Парадоксально, но при всей оркестровке песня звучит очень минималистически и интимно, что ли. Да, и эта песня тоже о любви! Драматургия (другого слова тут просто не употребить) произведения буквально одурманивает, унося в какие-то мыслеобразы, которые сами строятся в сердце слушателя, разнося по всем закоулкам души какие-то волнительное тепло, даже если ни слова не понимаешь по белорусски. Но в основе сюжета — настоящая драма, поданная голосами «Песняров» настолько эмоционально, что порою до жути хочется выключить этот — без преувеличения — песенный спектакль, чтобы только не расстраиваться безысходному финалу повествования, уходящему, вероятно, в какие-то народные белорусские предания. Но, слушая это фирменное мужское многоголосие, рука не поднимается нажать «стоп» — искренность подкупает бесповоротно.
«Родина»
Есть множество примеров, когда даже искренний ура-патриотизм убивает вроде бы здравую идею любви к родине. Но эта композиция, трёхчетвертным музыкальным размером, словно качелями из детства в солнечный день, раскачивает слушателя туда-сюда, напоминая душе, что счастье тоже может быть спокойным. Интересно иногда пофантазировать, кому бы подошла та или иная песня, не исполни её «Песняры». С песней «Родина» однозначно хорошо смотрелся бы и без того шикарный мелодист Олег Митяев. Как, впрочем, и покойная ныне Людмила Сенчина — своим голосом-колокольчиком и неповторимой обаятельной улыбкой легко бы сделала «Родину» своей. Согласитесь, что далеко не каждой песне дано такое. Говорить о классных, чётко выверенных, но не задушенных академическим подходом, инструментальных партиях с едва заметными джазовыми аккордами на рояле и тонкой линией перкуссии в припеве, думается излишним. Зачем, если можно просто слушать?
«Папараць кветка» (цветок папоротника — бел. яз.)
Музыкальное решение этой песни чем-то напомнило американскую группу ТОТО. Довольно роковый гитарный саунд, «широкий» рояль, ровный, но при этом синкопированный бас и спокойной мощи барабаны. При этом как-то получилось так, что несмотря на свою музыкальную сложность, особенно в вокальной мелодии, «Цветок папоротника» не воспринимается неким сложным нагромождением. Хорошая песня, которая не будет чужой ни на концерте, ни в сборнике «Песняры. Новое Лучшее», ни в ротации любого нормального радио.
«Когда ты рядом со мной»
Как автор в этой песне по всем фронтам выступает художественный руководитель ансамбля Роман Козырев. «Песняры» и боса-нова? Легко! Уж где-где, а именно здесь получилось проявить все джазово-композиторские наклонности, дав возможность, например, бас-гитаристу Сергею Бойку поиграть что-то в духе инструментальных пьес Лэри Карлтона, гитаристу Сергею Горбацкому снова почувствовать себя Стивом Люкатером, барабанщику Юрию Туровцу мягко подчеркнуть все синкопы и смещения. И, только слушая вокал Артура Михайлова, возникает вопрос: не ревнует ли его молодая жена, когда он в образе поёт: «Я люблю», обращаясь в зрительный зал, традиционно заполненный дамами.
«А ўчора звячора» (А вчера вечером — бел. яз.)
Стоит ли требовать от плясовой песни глубинных смыслов? Однозначно — нет! Как говорится: кесарю — кесарево… Но значит ли, что композиция «Песняров» будет из-за этого сделана спустя рукава? И снова твёрдое НЕТ! Достаточно просто сказать, что музыка тут принадлежит перу народного композитора Беларуси Игорю Лученку, а это само по себе знак качества, поскольку он написал несколько самых известных хитов для «Песняров» («Зачарованная», «Спадчына», «Журавли на полесье летят»). Деревенские танцы — вот основа песни. Но не те танцы, где «драку заказывали?», а там где вся улица садится за один стол, когда у кого-то свадьба и когда от всей души, чуть ли не по родному, желают семейного счастья. Конечно же, слэпование на бас-гитаре и флейтовые трели только придают комфорта и радости при прослушивании этой незатейливой фолк-роковой песенки, но к чему усложнять светлый миг, если можно просто подпевать:
А на горке рожь,
Под горой пшеница —
Видно времечко пришло
Пареньку жениться!
«Пачынаецца ўсё з любвi» (Всё начинается с любви — бел. яз.)
Есть такая у небезызвестного британского ансамбля Beatles минималистичная песня All You Need Is Love. Без сомнения, её никак не получится назвать плохим произведением или халтурной работой — это совершенно не так. Но, как у «Битлов» хватает куда более талантливых и пронзительных песен о любви, так и у «Песняров» точно такая же картина. Нет, это музыкальное произведение никак не выбивается из звучания альбома, но и никакой особой погоды не делает. Как среди джазовой музыки есть произведения фонового назначения — и они вполне востребованы в определённых обстоятельствах, когда, например, необходимо заполнить тишину в лифте, пока едешь с первого на 48-й этаж. Так и здесь: песня — качественный заполнитель между десятой и двенадцатой песнями нового альбома, не более.
«Ты приди ко мне каханнем» (ты приди ко мне любовью — бел. яз.)
Ведя творческую деятельность в Беларуси, самый беспроигрышный вариант, если задумано написать проникновенно-чувственную песню — это взять стихи народного поэта Янки Купалы и попросить спеть их дружной «пачкой» Белорусский государственный ансамбль «Песняры». Поэзия Купалы — давно признаный образец высокого мастерства, проникновенного смысла и искренних светлых чувств. А «Песняры» уж и душу распахнут, и сердце тронут, и глаза откроют на всю ту столь скоротечную жизнь вокруг, когда мгновение останавливается и кто-то очень нужный именно в этот момент придёт к тебе той самой ЛЮБОВЬЮ…