Депутат ГД РФ Андрей Луговой предложил «сократить иностранное участие» на российских музыкальных платформах. О том, в чем суть этого предложения и к каким эффектам оно может привести, как вообще сейчас в России слушают иностранную музыку даже на заблокированных ресурсах (спойлер: свободно и непринужденно), читайте в материале «Сенсаций.Нет».
К концу года депутаты Государственной Думы решили максимально интенсивно что-нибудь «позапрещать». При этом, самыми популярными запретителями последних дней по какому-то странному совпадению, являются представители фракции ЛДПР в российском парламенте. Про «крестовый поход» против алкоголя депутата от этой партии Андрея Свинцова, наша редакция, честно говоря, уже даже как-то устала писать.
Но не Свинцовым, как говорится, единым. На этот раз с очередной оригинальной идеей выступил первый зампред комитета Госдумы по безопасности, зампредседателя комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Андрей Луговой, тоже из ЛДПР. Он решил, что пора бы ограничить иностранное музыкальное вещание на российских платформах.
По словам Лугового:
«Музыка – это пропаганда. Это то, что влияет на молодежь. Я думаю, что мы отдельно этот вопрос изучим на нашей комиссии по расследованию вмешательств во внутренние дела, обязательно рассмотрим этот вопрос. Не должно быть иностранного участия (на музыкальных платформах) либо вообще, либо не более 20%».
При этом, далее депутат Луговой упомянул уже засилье исполнителей-иноагентов на российских площадках. Как подчеркнул парламентарий:
«Таких иноагентов будь здоров, один из которых заявляет: «Деньги, которые я получаю за выступления в России, я трачу на ВСУ».
Тут, конечно, «смешались в кучу кони, люди…». Потому, что отчисления на ВСУ со стороны «иноагентов» — это одна история. Которая, к слову, довольно скоро прекратится самым радикальным образом, по той простой причине, что Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в публичной среде называемый «Закон о спецсчетах для иноагентов».
Суть его в том, что практически все заработанные в России деньги такими лицами будут переводиться на специальные счета, которыми сами иноагенты не смогут распоряжаться. Смогут только после снятия статуса «иноагента».
Второй аспект, на который обращает внимание депутат Луговой – это пропаганда. Под пропагандой у нас понимается распространение определенных мыслей, нарративов, идеологических установок. Ну и ценностей, аутентичных или не очень, для того или иного сообщества. Нюанс в том, что если мы говорим про именно музыкальные композиции, то в силу своей формы они максимально аллегоричны. Это, во-первых. Во-вторых, в силу этой аллегоричности, их смысл в восприятии слушателя может кардинально отличаться от того, что хотел сказать автор.
Но даже если представить, что у нас появится государственный комитет по выявлению в музыкальных композициях вражеской пропаганды, то логичнее искать её как раз в российских композициях. Потому, что они в массе своей звучат на русском языке. Песенный английский даже человек знающий английский язык сходу может не разобрать. Про иные языки «недружественных государств» мы просто тактично промолчим.
Следующий момент, как всегда, касается практической реализации идей господина Лугового на уровне, «давайте представим, что такой закон приняли».
Стоит сказать, что данная инициатива не нова. В 2016 году российский композитор и продюсер Игорь Крутой призвал вести квоты на иностранную музыку в России. Тогда же его поддержал продюсер Иосиф Пригожин (не Евгений Пригожин, а продюсер!). Российские деятели шоубизнеса в 2016 году ссылались на иностранный опыт. Иностранный опыт к тому моменту уже действительно стал появляться, и в первых рядах по этому опыту была Белоруссия. Там уже с 2003 года действовали квоты на отечественную музыку. Сначала в 50, а потом и в 75%. Привело это к тому, что в вещании обнаружилась резкая нехватка белорусских исполнителей.
Один из очевидцев рассказал нашей редакции, как выглядело музыкальное вещание в Белоруссии в 2009 году:
«В общем, играет радио, там Queen только какая-то странная аранжировка — исполнено один в один, но у Меркьюри что-то с голосом. Мне и поясняют, мол, теперь у нас вот так — поют какие-то белорусские «ноунеймы» композиции мировых звезд. Это звучит и выглядит прямо максимально тупо, должен тебе сказать».
В общем, Белоруссия стала «родиной каверов». А также становится понятным, почему так много уже российских звезд в начале нулевых получили заслуженных и народных артистов Белоруссии. Просто, чтобы соблюдать квоту.
На Украине в 2016 году тоже выступили с инициативой квотирования национальных исполнителей и ограничения иностранных композиций. В 2022 там году логичным образом вообще запретили всю российскую музыку, за исключением тех исполнителей, которые «осудили войну». Ну, то есть, в массе своей тех, что сейчас числятся в России «иностранными агентами».
В целом же, когда речь заходит о музыкальных площадках, речь идет во многом о цифровых ресурсах. И одним из самых популярных и известных в глобальном масштабе является такой ресурс, как Spotify. Который в России самоазблокировался 11 апреля 2022 года. То есть, это даже не блокировка от РКН, а «сами, всё сами». Только вот российские пользователи, как слушали музыку на этой площадке, так и продолжают, понятно каким методом.
Кстати, если набрать в Яндексе «Spotify заблокирован в России», то первой же ссылкой выходит инструкция, «как скачать и пользоваться Spotify в России в 2024 году». Ну, то есть, с чисто технической точки зрения история тут намечается примерно такая же, как с блокировкой «Diskord» или дополнительным регулированием рынка компьютерных игр, о котором «Сенсаций.Нет» ранее писали подробно.
Опять же про торренты, которые мы, конечно же, всячески осуждаем и которые по закону, вроде как, тоже напрочь в России заблокированы, мы здесь снова тактично промолчим.
Зато можно поговорить и про опыт СССР с цензурой и тотальным запретом «вражеских западных голосов» и даже отдельных жанров в музыке: «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».
И можно вспомнить, что привело это к тому, что советские граждане «вражеские голоса», в том числе и голоса с музыкальным сопровождением, слушали на вражеских же радиостанциях, типа «Голоса Америки»*, где помимо музыки, как раз шла вполне себе серьезная и, простите за невольный каламбур, прозаическая обработка советского населения.
Еще одно интересное явление советской эпохи, которое выросло их подобных цензурных запретов – это «рёбра» или «музыка на костях». Производство кустарных пластинок на рентгеновской пленке со все теми же «вражескими голосами». Безотносительно даже музыки, эти «ребра» стали фактически началом теневой советской экономики в сфере того, что сейчас называется шоубизнес.
При нынешнем развитии цифровых технологий таких экзотических ухищрений не понадобится. Но вот то, что очередные запретительные меры приведут к еще большему уходу миллионов граждан России в «серую цифровую зону», теперь уже и в контексте музыкальных предпочтений – это непреложный факт.
Кстати, если уж вспоминать историю цензуры в СССР, то стоит сказать и про то, что отечественные композиторы тоже вполне себе попадали «под раздачу». Достаточно сказать про оперу Моисея Вайнберга «Пассажирка», написанную по заказу Большого Театра и под патронажем Шостаковича, которая пролежала «на полке» 50 лет. По одной из версий, потому что действие происходит в Освенциме, одна из главных героинь – надсмотрщица-немка, которая мучается совестью, а еще там нет (в Освенциме!), партийной ячейки и Красной Армии.
Хотя, думается, если наши запретители, что в парламенте, что среди «неравнодушных граждан» вспомнят про «Пассажирку», то могут потребовать запретить её и сейчас по мотивам «оправдания нацизма», например.
Возвращаясь к современным российским реалиям, стоит все же напомнить, что пока все эти инициативы депутата Андрея Лугового еще даже не законопроект, а грядущее обсуждение в профильном комитете. И к каким выводам парламентарии в итоге придут, тоже пока не ясно. Так что говорить о том, что «В ГД предложили сократить «иностранное участие» на музыкальных платформах», как пишут об этом некоторые российские СМИ пока, как минимум, преждевременно.
*организация, признанная иностранным агентом на территории РФ, запрещены на территории РФ