Владимир Путин дал поручение правительству выработать меры по продвижению отечественных видеоигр на иностранные рынки. О том, что сейчас в России с игростроем и что вообще можно считать «отечественными играми», рассказывает корреспондент «Сенсаций.Нет», Александр Чаусов.
Президент России Владимир Путин, по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России», дал несколько поручений, ряд из которых относятся к рынку видеоигр. Так, правительству РФ было поручено «подготовить совместно с акционерным обществом «Российский экспортный центр», автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и представить предложения по продвижению на иностранные рынки, в том числе в страны БРИКС, отечественных видеоигр и применяемого в них российского программного обеспечения».
Ну, и на первый взгляд, казалось бы, где компьютерные игры, а где президент, и вообще, как будто в стране других проблем нет? Однако, стоит просто сказать о том, что объем мирового рынка компьютерных игр в 2022 году составил 184,4 миллиарда долларов. Российский рынок, по разным оценкам, в том же году, несмотря на массовый уход западных издателей и разработчиков, оценивался в 90-100 миллиардов рублей. При этом, снижение денежного оборота в этом сегменте российской экономики по сравнению с 2021 годом оценивалось в промежутке от 45% до 80%. И причина здесь в том, что до 90% игр на российском рынке – это иностранная продукция.
И тут, вопрос естественно встает, о том, что такое российские разработчики, есть ли они вообще, что и как они делают?
На самом деле, российские специалисты и даже целые команды довольно давно и успешно работают на мировом рынке. Относительно недавно на весь мир прогремела игра «Atomic Heart», которая на момент марта 2023 года принесла своим создателям 10 миллионов долларов. И тут стоит поговорить о создателях, о студии Mundfish, которая на «Википедии» скромно именуется «российско-кипрской». А по факту, это означает, что центральный офис этой компании находиться на Кипре, в Никосии. Более того, с 2022 года студия позиционирует себя, не как российскую, а как «международную».
И примерно ту же историю можно увидеть со всеми «китами» российской игровой индустрии, которые делают что-то на мировом уровне. Взять, к примеру, популярный онлайн-шутер «Escape from Tarkov» в который на момент написания этого материала играла почти 621 тысяча человек в 150-и странах мира. Разработчики этой игры, тоже «российская компания» Battlestate Games Limited, которая была основана в Санкт-Петербурге, правда уже в 2018 году на Кипре появилась Battlestate Games Ltd, а офис этой студии находится в Лондоне.
Похожая история и с «нашим ответом танчикам», а заодно и «самолётикам с корабликами», российским онлайн-гигантом «War Thunder». Компания-разработчик «Тундры», «Gaijin Entertainment», основанная в России Антоном Юдинцевым, Кириллом Юдинцевым и Алексеем Волынсковым, в 2020 году стала крупнейшей венгерской игровой компанией и принесла этой стране 10 % всей прибыли IT-индустрии. Потому, что в Венгрию, и юридически при том, «гайдзины» переехали еще в 2015-2016 годах.
И это, к слову, «российские разработчики», которые все же не прогибаются под санкции и запреты, и «позволяют» российским пользователям платить за их продукцию деньги. А бывает еще «веселее». Как, например, с компанией «1C Entertainment». Ну, казалось бы, уж 1С-то, точно наши, свои, отечественные. Даже в чем-то исконные и посконные.
Но нет, игра «King’s bounty 2» (для старых российских геймеров – это вообще своего рода «сакральная» игровая серия), выход которой, к слову, сопровождался разгромной критикой, официально не продавалась в России. Почему? А потому, что на официальном сайте 1C Entertainment можно прочитать следующее:
«Польская группа (разработчиков) видеоигр 1C Entertainment объявила сегодня, что меняет свое название на Fulqrum Games, что означает новые планы на будущее после ее приобретения Tencent в ноябре 2021 года».
Чтобы было совсем всё ясно, стоит отметить, что в 2021 году контрольный пакет акций 1СЕ принадлежал насквозь российской 1С, игровым подразделением которой она и была. И это нисколько не помешало 1СЕ именоваться «польской» компанией. И не выпускать официально свою игру на российском рынке.
Сейчас, кстати, российские фанаты вселенной Warhammer 40,000 находятся в несколько нервическом состоянии. Потому, что многие из них ждут выхода ролевой игры Warhammer 40,000: Rogue Trader. Делает её очередная «российско-кипрская компания» Owlcat Games со штаб-квартирой в Никосии.
И проблема тут даже не в студии, руководство которой к российской аудитории всегда было лояльным, а в том, что правообладателем игровой вселенной Warhammer 40,000 является британская компания Games Workshop, которая британские санкции решила активно поддержать. Пока страница ожидания игры в Steam для российских пользователей открыта. Но долго ли закрыть?
Этот «скорбный список» российских компаний, которые уже «не совсем» или «совсем не» российские, можно продолжать довольно долго. И да, важный нюанс заключается в том, что это не какой-то разовый, массовый исход после февраля 2022 года. Уезжали и значительно раньше. И тут, наверное, вопрос уже к российской культуре игрового рынка и «сурового русского бизнеса» в этой сфере.
Даже российские «инди-разработчики» (это когда три человека в дедушкином гараже на мамином ноутбуке пилят «игру мечты»), предпочитают работать с иностранными издателями. Как, например, студия «DO MY BEST», которая реально состоит из трех человек и делает очень необычные, в чем-то философские проекты. Но работает она с американским издательством «tinyBuild», расположенном в штате Вашингтон США.
В нулевых рынок отечественных игр в нашей стране активно формировался, и из его недр выходили как всероссийские хиты, так и игры, получившие международное признание. А потом, если посмотреть и почитать многочисленные экспертные мнения на эту тему, всё погубили желание «много денег здесь и сейчас, и чтобы особо не напрягаться» и кризис 2008-го года.
С тех пор шел путь медленного возрождения российского игростроя. Но только он опять ушел куда-то за пределы нашей страны. Что характерно, вместе с деньгами. И вот на тему этого «исхода» действительно неплохо было бы подумать, и создать в нашей стране такие условия, чтобы российские компании игровых издателей и разработчиков не превращались в «российско-кипрские с офисом в Дублине и штаб-квартирой в Будапеште». А потом, наверное, можно будет думать и про БРИКС.