03.07.2020 19:02

Гений и богатство несовместимы? Может ли музыкант быть «свободным» от коммерции

Гений и богатство несовместимы? Может ли музыкант быть «свободным» от коммерции
Василий Виноградов

Очень часто музыканты подвергаются критике за то, что становятся «мейнстримом» или «коммерчески успешными». Впрочем, критикуют их в большинстве своем искренние фанаты из категории «раньше было лучше». Рассуждения на эту тему в колонке нашего постоянного автора Василия Виноградова. 

От редакции: … А что тут скажешь вместо вступительного слова ? Только то, что всё, что делает Metallica после 1996 года — ужасно, последний альбом Asking Alexandria просто непонятный, то, во что превратились Theory of a Deadman тоже плохо поддается объяснению, а «Ва-Банкъ» должен был начать каяться и посыпать голову пеплом сразу после написания песни «Эльдорадо». И да, это наше оценочное суждение, можно сказать — шутка.

Василий Виноградов: 

Василий Виноградов


Откровенно говоря, далеко не все слушатели того или иного жанра музыки понимают, что рядом с большим успехом на почве музыкальной известности всегда идёт большой бизнес. И не важно, какое это соотношение — 10\90, 70\30 или 50\50 — творчество и бизнес идут рука об 
руку, если есть успех. 

И не сказать, чтобы это было чем-то плохим, ведь это только у совсем далёких и не интересующихся персонажей артист\музыкант питается воздухом, купаясь во вдохновении, которое наваливают в промышленных масштабах легионы муз, производя обратно в ещё больших промышленных же масштабах уже шедевры всяческого искусства. 

Конечно же это не так. Ведь ещё Антон Павлович Чехов справедливо подметил, что “не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать”. 

И тут не важно, по сути, о ком речь. О Deep Purple, Rolling Stones или Леониде Агутине. В конкретных примерах им до конца жизни (как творческой, так и физической) будет “не развязаться” со Smoke on the Water, Satisfaction и “Хоп-хэй-ла-ла-лей” соответственно. Справедливости ради надо заметить, что все вышепредставленные музыканты прошли длинный и тернистый творческий путь, усеянный, как верстовыми столбами, множеством студийных и концертных альбомов. Следовательно, эти строчки не стоит воспринимать, как камень в их огород, завёрнутый в бумажку “группа одной песни” — это категорически не так!  


Чего не скажешь, например, про французский диско-поп дуэт OTTAWAN, который записав всего две пластинки в начале 80-х прошлого века с того самого времени кочует исключительно по сборным солянкам и корпоративам а-ля “Золотые 80-е”, зажигательно танцуя и открывая рот под фонограмму всего трёх самых заслуженных хитов. 


Алексей Потехин, известный  когда-то большинству молодёжи по гремевшему из всех утюгов дуэту Руки Вверх, после ухода из оного, периодически пытался заниматься сольным творчеством, но попал при этом в замкнутый круг, где с одной стороны “ Какое-то странное это ваше творчество — совсем не “Руки Вверх”! ”, а с другой “ Это очень похоже на “Руки Вверх” — хотелось бы чего-то новенького! ”. Промежуточный вариант не складывался никак, поэтому Потехин просто кочует по любым концертам где есть публика “за 30”, задорно отплясывая за неподключенным синтезатором в лучших традициях Юры Шатунова — открывая рот под “фанеру”. И его можно понять — новое творчество никому не нужно, а старое будет кормить ещё долго. 

А вот, скажем, другой пример. Американская глэм-роковая группа Twisted Sister, закончившая свою историю в 2016 году. Этот знаковый коллектив, чья точка отсчёта творческой деятельности уже застыла в истории на цифре 1972, выпустил всего шесть альбомов. При том, что полноценными пластинками можно назвать только три, из которых, собственно, и состоит не меняющийся годами плей-лист концертов. Однако, как говорит основатель группы Джей Джей Френч (J.J. French англ.), мол, пусть мы уже и не существуем, как коллектив выступающий на сцене, но по прежнему являемся одной из самых лицензируемых рок-групп в мире благодаря всего одной песне — “wanna rock”. 

Сильно выделяется и покойный ныне американский автор-исполнитель Джей Джей Кейл (J.J. Cale англ.), получивший свою порцию славы в довольно зрелом возрасте, написав песни, которые понравились другим музыкантам и стали известны именно в их интерпретации. Авторские отчисления позволяли Кейлу жить уединённо и безбедно на удалённом от цивилизации ранчо (купленном так же на эти самые авторские отчисления), лишь изредка выпуская новые совместные пластинки с друзьями вроде Эрика Клэптона (Eric Clapton англ.)и выходя на сцену совсем уж по настроению. 


Пожалуй, на ум приходит только один исполнитель, который годами невольно или осознанно отходит в концертной практике от “набивания в кубышку хитов разных лет”. Это Борис Гребенщиков со своим вечно меняющимся, но непотопляемым Аквариумом. И да, для многих людей музыкой не интересующихся, Борис Борисович ассоциируется только с песней “Под небом голубым есть город золотой”, но… но при плотнейшем гастрольном графике — залы битком, каждый год выходит по новому альбому, а пришедшие на концерт зрители знают досконально ВСЕ песни — что совсем новые, из которых на 96% состоит концертная программа, что неожиданное “золотое старьё”, которое непредсказуемым образом появляется и исчезает от концерта к концерту. 


И какие выводы можно сделать, даже слегка-слегка погрузившись в эту тему?  

1. Зрители любят любимые “Золотые хиты”, которые ассоциируются у них с какими-то событиями в их жизни, но подсознательно ждут всё новых и новых песен, желая испытать те же знакомые эмоции. Так случается далеко не всегда, поэтому эта самая зрительская тяга к “золотому старью” — вполне естественный процесс, однако приживаемости в сердцах слушателей новых песен это точно не способствует. 

2. Отвечая на вопрос “Не надоедает ли вам играть “Smoke on the Water” чуть не каждый вечер на протяжении десятков лет?”, Стив Морс (Steve Morse англ. — гитарист “Deep Purple” прим. авт.), усмехаясь спросил в ответ: “Представьте, что у вас есть некая кнопка, нажав которую, вы немедленно дарите счастье целому стадиону людей. Почему бы их не порадовать? Я делаю так каждый раз, когда начинаю играть вступление…”. Музыканты, как не трудно догадаться, тоже любят находиться на одной волне позитива со своими слушателями. На хитовых песнях это получается само собой. Дело за малым — сочинять только хиты. 

3. В итоге каждый из исполнителей выбирает свой путь — играть ли только “зэ вэри бэст”, ибо нет смысла лишаться золотой жилы; разбавлять проверенные номера чем-то новым, предварительно решившись на это новое — авось зайдёт народу-то!; или спустя время, откинув ранее написанное за неактуальностью, искать новые пути творческого самовыражения. 

А вот что ближе лично тебе, дорогой читатель, то нам не ведомо — пиши комменты, как говорится, в нашей группе «Вконтакте» 

 

Автор: Василий Виноградов

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал "Сенсаций.Нет" и не дайте новостям себя обмануть!