Девятого сентября в прокат выходит новый фильм режиссера Кирилла Серебрянникова «Петровы в гриппе». Наш корреспондент Светлана Огнева побывала на пресс-показе и поделилась впечатлениями от просмотра.
Светлана Огнева: С первых кадров может показаться, что это очередной фильм о хмурых российских реалиях, но чуть позже понимаешь, что нет — это больше похоже на бред. Бред лихорадящего гриппом человека, в переплетении с воспоминаниями и параллельными реальностями подсознания. Режиссёру на все 100% удалось передать эти ощущения. Фильм с первых минут заставляет зрителя задуматься: а что же именно хотел сказать автор? Мой вам совет, чтобы вникнуть в суть происходящего на экране, нужно смотреть очень внимательно, даже читать все надписи на заднем фоне. Переплетение сюжета и смысловая линия приятно удивляют, но это, скорее, в большей степени заслуга автора Алексея Сальникова, сотворившего бестселлер «Петровы в гриппе и вокруг него», который стал основой для сценария фильма и является обладателем призов литературных премий НОС и «Национальный бестселлер».
«Роман «Петровы в гриппе» невероятно богат темами, мотивами, лейтмотивами и построен по симфоническому принципу: какие-то сюжеты всплывают, какие-то уходят вниз, какие-то все время повторяются, как в сознании больного гриппом героя романа… Это симфоническое письмо мне безумно в Сальникове нравится»
Кирилл Серебренников, режиссёр
Однако, по ходу киноленты не совсем ясно, какие именно годы показывают в основной части сюжета, похоже на начало 2000-х, но порой проскальзывают и современные мотивы. Скорее всего, так и было задумано, ведь это в общей сложности бредовый замысел. Выбор же актёра на главную роль точен как никогда – им стал театральный режиссёр Семён Серзин.
«Петров представляет, скорее, зрителя. Петров – это наши глаза, наши ощущения, наша память детства, в нем есть душевное богатство – он любит сына, и есть талант – он рисует комиксы. И потому нужен был артист, который мог быть «теплым», чувственным, красивым и при всем этом не был бы «киногероем». Я сразу для себя решил, что это будет Сеня Серзин. Он прекрасный артист да еще с режиссерским сознанием. Идеально для Петрова».
Кирилл Серебренников, режиссёр
Но если здесь вполне всё очевидно, то Чулпан Хаматова, исполнившая роль супруги главного героя, показала в этом фильме совершенно новые грани своего таланта. Нестандартное для нее амплуа заслуживает особенного внимания.
«Я читала книжку, как только она вышла. Читала в самолете. Она мне показалась очень смешной и очень талантливой, я хохотала так, что стюардессы просили меня смеяться потише. А когда Кирилл Серебренников сказал, что будет снимать фильм по книге и предлагает мне роль Петровой, я с невероятной радостью приняла приглашение».
Чулпан Хаматова, актриса
Кинокартину стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы увидеть другую Чулпан. Она, ранее игравшая исключительно положительных героинь, со сложившимся образом олицетворения добра, предстаёт в фильме совершенно неузнаваемой.
«Чулпан никогда такое не играла: она всегда играет про добро, а тут нужно было сделать какую-то уникальную сальниковскую маньячку, практически сверхженщину. Мне показалось интересным предложить ей эту роль. Уверен, что такую Чулпан вы никогда раньше не видели. Даже съемочная группа на площадке иногда была ошарашена этой нашей Петровой, которая получилась, кстати, не совсем такой, как в романе».
Кирилл Серебренников, режиссер
Отдельных реверансов в сторону киноленты «Петровы в гриппе» заслуживает операторская работа. Необычные ракурсы и плавные тематические переходы добавляют эффект присутствия. Однако, в одном из моментов камера, будто трясущаяся в руках оператора, больше воспринимается как ляп, нежели задумка. Тем не менее, 18-минутная сцена со спецэффектами оставляет зрителя под глубочайшим впечатлением. Особое внимание зрителей привлек Иван Дорн, сыгравший в этой сцене.
«Мне все говорили: ты сумасшедший?! Он не сможет, не справится, ведь там помимо драматических кусков, нужно еще и технически все запомнить и сыграть 18-минутную однокадровую сцену без склеек в десяти локациях. Но я, понимая его психотип, был уверен, что Ваня все сделает. И он сделал, причем виртуозно. Ваня – очень тонкий и талантливый драматический артист».
Кирилл Серебренников, режиссер
Да, эта сцена получилась на «10+», однако порой Ивана Дорна лихо заносит в театрализацию, что, впрочем, вполне ожидаемо при таком длительном диалоге от не профессионального актёра. Ну и немного смущает абсолютно чистая кухня одинокого писателя, что создаёт ощущение скорее неприкрытой бутафории нежели бредовой реальности.
Вишенка на торте в киноленте – тончайший юмор в диалогах, иногда переходящий в черноту, но при этом понятный любому «нашему» человеку. Ну и, конечно же, не обошлось без «обнаженки», свойственной фильмам Кирилла Серебренникова, – с количеством «хаба-хаба», пожалуй, тут перебор. Тем не менее, пресс-показ завершился бурными аплодисментами, к коим и я не могу не присоединиться.
Фильм стоит посмотреть еще из-за одной пикантности, которую мой режиссёрский глаз уловил лишь в титрах. В фильме есть несколько персонажей, которых играют одни и те же актёры – Тимофей Трибунцев, Ольга Воронина, Семен Штейнберг и Георгий Кудренко. За то, что это не видно даже вооружённым глазом, бурное «браво» гримёрам и костюмерам.
«Их главные роли – в истории Снегурочки, черно-белой части фильма. Но они, как посланцы из прошлого в будущее, играют многих персонажей и в других эпизодах, в общей сложности по пять-шесть и даже по семь ролей каждый, совершенно разных и непохожих на себя, благодаря выдающейся работе художника по гриму Марии Тутукиной. Это кино про иногда неуловимые, но прочные связи прошлого и настоящего, про роковые связи, которыми пронизано все наше бытие. Таблетка, которой двадцать лет, может вылечить сегодня больного мальчика. И я подумал, что помимо этой таблетки, должно быть что-то еще, на каком-то игровом уровне, что связывало бы настоящее героев с их общими воспоминаниями. И так Тимофей Трибунцев, Ольга Воронина, Семен Штейнберг и Георгий Кудренко на протяжении всего фильма виртуозно перевоплощались в совершенно разных персонажей».
Кирилл Серебренников, режиссер
В целом, можно сказать, что это вполне взаимосвязанная, абсолютно целостная картина, которую крайне интересно смотреть. Отличная основа сюжета неординарного автора вкупе с опытом и профессионализмом бывалого режиссёра произвели на свет дельный продукт, который вполне может претендовать на искреннюю любовь даже самого привередливого зрителя.