Праздник профессиональных кинематографистов и простых любителей российского кино появился 102 года назад. В 1919 году был издан Декрет Совета Народных комиссаров о национализации кинодела в стране. С этого момента производство фильмов перешло в ведение Народного комиссариата просвещения под началом Анатолия Луначарского. С тех времён живёт и развивается российское кино.
Немного из истории
Первая премьера фильма в стране прошла 15 октября 1908 года. Это была семиминутная картина Владимира Ромашкова «Понизовая вольница», снятая по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Это был первый российский опыт создания игровой картины, которая стала отправной точкой для всей индустрии. Первым полнометражным фильмом, появившимся на больших экранах, стал «Броненосец Потёмкин» знаменитого Сергея Эйзенштейна. Тогда на дворе стоял 1926 год.
С этого года в стране начался расцвет немого кино, который продолжался до 1930 года. Период не самый значительный в сфере эстетической составляющей фильмов, однако «пятилетка» характеризуется бурным развитием технической составляющей для кинопроизводства. Расширяется производство картин, набираются новые творческие кадры.
Переход к звуковому кино происходил очень непросто — были даже противники перехода к звуку, считавшей немое кино единственно «законной» формой искусства. Но в 1931 году вопреки недоброжелателям появляются первые звуковые художественные фильмы: «Путёвка в жизнь» и «Златые горы».
Далее качество и количество кинокартин растёт в геометрической прогрессии. В России появляются такие легендарные режиссёры как Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский. Советские кинопроизводители один за другим получают главную премию мира — «Оскар». Кино на территории СССР процветает.
А что сейчас?
С каждым годом количество российских фильмов, выпущенных в прокат, продолжает повышаться. Гендиректор «Централ партнершип» Вадим Верещагин говорит о том, что 2021 год в этом плане должен стать для России рекордным. Кино в сегодняшнем представлении стало не просто развлечением, но и самым сложным и затратным видом искусства, которое способно не просто показывать нам красивую картинку и захватывающие приключения, но и говорить о более глубоких вещах. И русскому человеку есть о чём сказать.
О чём говорит российское кино?
Российское кино имеет множество ответвлений в своих высказываниях. Какие-то фильмы снимаются по принципу искусства ради эстетического впечатления. Здесь мы можем посмотреть на красивую картинку, оценить реквизит, декорации, монтаж, что прячет весь сюжет за ярким полотном, оставляя в голове зрителя после просмотра красивейший визуальный образ. Это кино скорее не говорит — оно просто показывает. А вот российское авторское кино задаётся более глубокими вопросами, проникая в саму суть человека. Как-то ещё с классической литературы пошло, что русский народ не уходит в фантастику, наподобие западных фильмов, а всегда заглядывает вглубь себя и других людей. Взять, например, такие картины как «Зеркало» Андрея Тарковского, «Про уродов и людей» Алексея Балабанова, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Кислота» Александра Горчилина. В описании последнего зритель уже может увидеть, что кинолента показывает рефлексию поколения современной двадцатилетней молодёжи. Это всё о человеке, его внутренних ангелах и демонах.
Но больше всего российских фильмов снято на одну особую тему — военную. Это самый страшный мотив, события которого до сих пор пытаются передать в форме искусства для более точного восприятия зрителя. Кроме того, все картины, несмотря на разнообразие сюжетов, говорят об одном — лучше никогда не повторять эти события снова. Одними из самых тяжёлых фильмов, показывающих войну стали «Иди и смотри» Элема Климова, «Собибор» Константина Хабенского, «9 рота» Фёдора Бондарчука и «Солнцепёк» Михаила Вассербаума и Максима Бриуса. Последний фильм был снят недавно и только закончился в кинотеатрах, но уже сейчас его можно увидеть в онлайн-кинотеатрах. О фильме говорят как о правдивой истории событий, случившихся в Луганске в 2014 году. Настолько жесткие сцены посылают зрителю только одну мысль: «Этого повторить нельзя». Простые мирные жители, попавшие в водоворот страшных событий по воле судьбы, потеряли близких, соседей, друзей и теперь не смогут остаться прежними. Об этом весь фильм.
Кино в нашей стране повествует ещё много о чём: о ценности семьи через комедийные фильмы («Горько», «Горько 2»), о природе родных просторов, которые нужно беречь («Огонь», «Территория»), о великой истории отечественных спортсменов («Движение вверх», «Легенда 17»), а иногда даже об инопланетянах в российских реалиях («Кома», «Притяжение»).