Очевидные выводы, историческое предпосылки и конструктивные решения для инструмента, без которого невозможно звучание ни одного современного музыкального жанра … О бас-гитаре сегодня пойдёт речь в материале Василия Виноградова на страницах «Сенсаций.Нет».
Трудно понять сейчас, почему именно к этому музыкальному инструменту столь предвзятое отношение у очень многих людей, которые способны отличит гусли от балалайки, а «соло-гитару» от «гитары-ритм». Все эти шутки про «бас — не гитара, там всего четыре струны» и про «сколько нужно басистов, чтобы вкрутить лампочку» — это в раздел специфического музыкального юмора. Сегодня разговор пойдёт исключительно об исторической подоплёке появления и развития бас-гитары, как отдельного музыкального технического устройства.
Итак, за что мы любим низкочастотную составляющую в абсолютно любой знакомой\любимой музыке? Конечно же за то, что «низы качают!». Низкие частоты толкают в грудь, дают ощущение мощности и при правильном балансе и аранжировке музыкального произведения усиливают множество ассоциативных ощущений от «подавляющей тревоги» до «радостного прыганья».
Сегодня мы не будет касаться современных методов излучения низких частот посредством, скажем, синтезаторов, поскольку это немного другая история, хотя цели и задачи у подобных устройств вполне совпадают с вышеобозначенной бас-гитарой.
Прямой предтечей бас-гитары считается контрабас. Исторически это верно, но стоит заметить, что было ещё одно, если не промежуточное, то скорее всего параллельное и тупиковое ответвление. Инструменты этой группы также известны многим людям, пусть и по большей части ассоциативным образом, а именно: бас-балалайка у народно-фолковых ансамблей нашей родной страны или, скажем, гитаррон — пузато-каррикатурная гитара у мексиканских певцов-марриачи.
Можно ещё вспомнить эксперимент нынешнего мирового производителя Gibson (правда тогда это предприятие ещё не завоевало настолько высоких позиций в мировом гитаризме), инженеры которого были в числе первых, кто попытался сделать какое-то серийное изделие, где присутствует и компактность, и нужное количество нижнего спектра звуковых частот.
Действительно, если подумать, то «басовитость» раньше только и достигалась увеличением размера. Что такое контрабас? — Большая скрипка. Что такое туба? — Большая труба. Первично даже и барабаны в оркестре были только двух видов — малый и… большой.
Развитие звукоусилительной техники и симбиоз её с инженерными поисками изобретателей фирмы Fender в конце концов дали тот самый результат, вариациями которого музыканты пользуются до сих пор.
Безусловно, часть конструктивных решений были взяты из богатого опыта построения других музыкальных инструментов. Например, колковая механика была адаптирована от контрабаса, да и сам принцип струн, натянутых поверх грифа был не нов. Но на том же контрабасе, как известно, на накладке грифа нет ладов и точное интонирование — на совести музыканта. На новом инструменте, получившем классификацию «бас-гитара с электромагнитными звукоснимателями» и имя «Precision Bass» избрали иную тактику, повернувшись, так сказать, лицом к массовому потребителю. Для облегчения «попадания в ноты» на гриф стали устанавливаться лады, как на испанской гитаре.
Возможно для кого-то будет секретом, что даже на обычной акустической гитаре натяжение шести металлических струн довольно велико, и при нарушении технологии склейки корпуса и грифа вполне способно последний с треском оторвать. Либо бесповоротно деформировать, сделав его негодным к прямому назначению. Напомним также, что в бас-гитаре струн количеством хотя и меньше, но натяжение ещё сильнее. Именно поэтому у контрабаса такой толстый гриф.
Однако, тренд на уменьшение размеров и улучшение эргономики никто не отменял, поэтому инженеры Fender вывернулись и здесь, установив внутрь грифа металлический стержень — анкер. Но это на словах так просто говорится, а на деле до внедрения этого решения шли непрекращающиеся споры. Нет, объективную необходимость такого решения отстоять несложно, но когда речь идёт о единичном изготовлении чего-либо. Когда же дело касается конвейерного производства, то любая дополнительная технологическая операция — это крайне расточительное действие, поскольку её (операцию) надо ещё разработать, внедрить на нужном участке производстве, обучить работников её производить и организовать проверку качества. Как показывает анализ исторических событий, данное усовершенствование стало стандартом индустрии, а в некоторые моменты даже немного эволюционировало (например, на некоторые модели бас-гитар в гриф ставят до трёх анкеров, часть из которых может быть из стеклопластика, а не из металла).
Расстояние между верхним порожком (находится в месте сочленения накладки и головы грифа) и местом, где струна преломляется в бридже (устройство на обратном конце инструмента, удерживающим струны) музыкантами называется словом «мензура», вероятнее всего из-за схожести с медицинским мерным стаканом, где есть деления чем-то напоминающие лады на грифе.
У каждого вида струнного музыкального инструмента своя, математически рассчитанная, мензура. Внутри бриджа имеется четыре подвижных «седла» (хотя некоторые кличут их другой «лошадиной фамилией» — кобылки), которые помогают исходя из запроса музыканта подобрать необходимую индивидуальную высоту струн над грифом, а также наиболее точно выставить длину мензуры. Дело в том, что любая гитара сама по себе не слишком-то устойчивая система и стоит, например, поменять калибр струн, как инструмент перестаёт «строить» (звучать точно той нотой, которая закреплена за каждым ладом). А при помощи подвижных сёдел и более тонкой настройки, практически любую исправную бас-гитару можно настроить образом близким к идеальному звучанию.
Гриф бас-гитары крепится к корпусу двумя основными способами: либо привинчивается, либо вклеивается. Есть ещё один, правда крайне редкий вариант, когда гриф и корпус изначально делается из одного куска дерева, но это скорее из разряда мелкосерийных изделий с большим процентом ручного труда или штучный и дорогой товар.
Про электронную составляющую бас-гитары частично уже писалось в отдельной статье на примере устройства электромагнитного звукоснимателя. Помимо этого внутрь инструмента помещают электронную схему, позволяющую смешивать в различных пропорциях сигнал звукоснимателей, если их более, чем один, а так же добавлять или убавлять высокие, средние или низкие частоты в конечном звуке бас-гитары.
Про музыкальную составляющую бас-гитары можно долго дискутировать или вести монолог, но несмотря на неизбежное развитие, цикличность или даже деградацию музыки, бас-гитара будет фундаментальной составляющей гармонии и ритмики любого музыкального произведения.